Медицинская арахноэнтомология

1. В одном из посёлков Средней Азии обнаружено заболевание людей клещевым возвратным тифом. Как распространяются и циркулируют возбудители возвратного тифа (спирохеты) в этом очаге? Перечислите профилактические мероприятия.

Ответ: Для данной территории типично распространение поселкового клеща, который является переносчиком и резервуаром возбудителей клещевого возвратного тифа. Необходимые меры профилактики: выявление и уничтожение источников заражения; использование защитных средств, тщательный осмотр тела и одежды после посещения потенциально опасных зон.

2. В клинику обратился больной с жалобами на зуд, в межпальцевых складках, тыльной стороне ладони, подмышечных впадинах, пахе, области пупка. Какой диагноз может поставить врач?

Ответ: В данном случае это может быть чесотка, вызванная чесоточным зуднем.

3. В школе при осмотре учеников обнаружено заболевание чесоткой у 5 школьников из 1000, обучающихся в разных классах. Как предупредить распространение болезни?

Ответ: В целях предотвращения распространения заболевания необходим карантин и контроль за учениками.

4. В одном из таежных поселков Восточной Сибири в разгар лета обнаружена вспышка заболевания людей весеннее-летним энцефалитом. С какими членистоногими можно связать распространение данного заболевания? Перечислить меры профилактических мероприятий.

Ответ: резервуарами и переносчиками вируса весеннее-летнего энцефалита являются иксодовые клещи, в весеннее-летний период для размножения им необходима пища – кровь теплокровных. Необходимые меры профилактики: в период повышенной активности клещей реже посещать лесные массивы, использоватье защитные средства, тщательно осматривать тело и одежду после посещения потенциально опасных зон.

5. В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее сзади и на пра­вой лопатке находятся два присосавшихся клеща. Выяснилось, что накануне обращения к врачу он выезжал в лес.

Определите: а) как снять этих клещей с кожи, и к какому семейству они могут относиться?

б) какими заболеваниями они могут заразить' человека?

в) как предупредить попадание клещей на человека?

Ответ: Необходимо обратиться к врачу. Вероятнее всего это иксодовый клещ. Клещи опасны как переносчики и резервуары возбудителей тяжелых заболеваний человека, поэтому необходим контроль пациента. Необходимые меры профилактики: использование защитных средств, тщательный осмотр тела и одежды после посещения потенциально опасных зон.

6. Школьники поехали специальным поездом отдыхать в лагерь на всё лето. Перед отъездом все дети и воспитатели прошли медицинский осмотр, в том числе и на педикулез. При повторном осмотре через месяц у некоторых детей в волосистой части головы обнаружены личинки вшей. Объяснить появление личинок, обосновать ответ с точки зрения их биологии.

Ответ: В данном случае был проведен не тщательный досмотр, и не замечены были гниды на волосах, которые дали личинок.

7. Студенты заселили новое общежитие, в котором отсутствовал буфет. Вначале тараканов в общежитии не было, но через несколько месяцев появились рыжие тараканы - пруссаки. Через год численность их ста­ла высокой. Объяснить причину роста численности с точки зрения биологии тараканов.

Ответ: Студенты при заселении привезли тараканов. Должного контроля не было, что позволило тараканам быстро размножиться.

8. При отсутствии канализации выгребные ямы туалетов облицовывают бетоном. Может ли это помочь в борьбе с каким-либо видом мух?

Ответ: В выгребных ямах развиваются личинки мух, для окукливания они должны попасть в землю. Бетонирование препятствует этому процессу.

9. В поликлинику обратился больной, приехавший из зарубежной командировки из Африки с жалобами на лихорадку. Анализ крови показал наличие в эритроцитах малярийного плазмодия. Какие насекомые явились причиной заражения этого больного? Представляет ли больной опасность для окружающих?

Ответ: Укус малярийным комаром с простейшими –малярийными плазмодиями, явился причиной заболевания. Больного необходимо лечить, так как возбудители передаются от человека к человеку через укус малярийного комара.

10. В одном из сел Туркмении выявлено несколько случаев кожного лейшманиоза.

Какие профилактические мероприятия следует предпринять в данном районе?

Ответ: Возбудители кожного лейшманиоза – жгутиковые простейшие, их развитие связано с москитами и грызунами. Развитие москитов происходит в норах грызунов. Меры профилактики: защита от укусов москитов, для вновь приезжающих в опасный район - профилактические прививки.

11. Врач, вызванный к больному ребенку, обнаружил у него на коже папулы розового цвета, которые при надавливании исчезали. Ребенок беспокоен, плаксив, температура тела 37ºC. При детальном осмотре врач исключил инфекцию. В деревянной кроватке ребенка были обнаружены насекомые, укусы которых причинили вред ребенку. Покажите на препарате этого насекомого, укажите его систематическое положение и морфологические особенности.

Ответ: Эти насекомые – клопы, представители класса Насекомые, отряда Полужесткокрылые или Клопы. Клопы – эктопаразиты с ночным образом жизни. Ротовой аппарат колюще-сосущий, тело уплощенно в спинно-брюшном направлении, сегментировано, лишено крыльев.

12. Мальчик принес с улицы брошенного щенка. При осмотре животного, на нем обнаружили прыгающих насекомых. Назовите, какие это могут быть насекомые. Опасны ли они для человека? Дайте систематическое положение насекомого. Расскажите о его строении и медицинском значении.

Ответ: Это блохи. Представители отр Блохи. Опасны для человека, так как при укусе могут передавать возбудителей заболеваний. Являются природным резервуаром и переносчиком бактерий чумы.

13. У пациента кожвендиспансера при обследовании обнаружено: кожа наружных половых органов гиперемирована, отечна, имеются следы расчесов, на волосистой части лобка обнаружена одна из жизненных форм паразита. Ваш диагноз. Покажите на препарате паразита, который мог быть обнаружен у больного.

Ответ: Фтириаз. Паразитирует лобковая вошь.

14. Вечером по возвращении с дачи, расположенной в районе р. Мана, с тела ребенка были сняты два клеща. Какие клещи сняты с ребенка? Покажите этих клещей и назовите их систематическое положение. Возможно ли заражение ребенка какой-либо инфекцией?

Ответ: Вероятнее всего это иксодовые клещи. Они опасны, так как являются переносчиками и резервуарами возбудителей многих заболеваний, в частности таежного или весеннее-летнего энцефалита.

15. В Средней Азии в одном из селений в полупустынной зоне выявлены больные с возвратным тифом. Обследование их условий жизни показало, что в глинобитных хижинах обитают аргазовые клещи. Как связать этих паукообразных с заболеванием людей?

Ответ: Аргазовые клещи являются переносчиками клещевого возвратного тифа.

16. В гарнизонный медицинский пункт обратился солдат, проходящий службу на границе с Афганистаном, по поводу быстро развивающегося повреждения глаза, сопровождающегося сильными болями. При осмотре врач обнаружил живых червеобразных личинок в глазной ране. Ваш диагноз?

Ответ:миаз.

17. Медицинская сестра при осмотре школьников 5 класса обнаружила на кистях руки и локтевых сгибах расчесы, направила их на обследование. Что заподозрила у детей медицинская сестра? Правильно ли она поступила? Кто является возбудителем этого заболевания? Показать на препарате.

Ответ: Медсестра могла заподозрить чесотку, вызываемую чесоточным зуднем. Данный паразит передается контактно-бытовым путем и при отсутствии должного лечения и изоляции от коллектива больных быстро распространяется. Данный паразит имеет грызущий ротовой аппарат, видоизмененные конечности и паразитирует в эпидермисе, питаясь его клетками.

18. При укусе этим членистоногим могут возникать следующие симптомы интоксикации: головная боль, слабость, колики, суставные боли, жжение в месте укуса, но чаще происходит слабое, быстро проходящее покраснение кожи. Укус какого паукообразного характеризуется указанными симптомами?

Ответ: укус самки паука- крестовика.

19. Укус, какого паукообразного по болезненности напоминает ужаление осы-шершня, и может вызвать отеки, обморок, удушье. В большинстве случаев наблюдаются местные явления интоксикации - опухоль, краснота, боль. Позже появляется некроз кожи и подкожной клетчатки.

Ответ: Укус тарантула. Основное вещество яда – гемолизин, обладающий гемолитическим действием. Смертельные исходы крайне редки.

Задачи для самоконтроля

1. На месте укуса, каким паукообразным чувствуется легкий укол, сразу появляется маленькое красное пятнышко, которое вскоре исчезает. Через 10 -15 мин. появляется резкая боль, распространяющаяся в области живота, поясницы, груди, немеют ноги. Наступает сильное психическое возбуждение, укушенный испытывает страх смерти. Часто наблюдается головокружение, головная боль, удушье, судороги, рвота. Характерно посинение лица, замедление и аритмия пульса. Через 3 - 5 дней на коже появляется сыпь, состояние улучшается. При отсутствии медицинской помощи, через 1 - 2 дня после укуса наступает смерть пострадавшего. Указать систематическое положение этого животного.

2. К врачу обратился больной с жалобами на зуд всего тела, особенно в области подмышечных впадин, между пальцами, на животе, на внутренней поверхности сгибов конечностей. Осмотр показал, что в вышеуказанных местах тела имеются следы расчесов. Ваш диагноз? Что необходимо сделать, чтобы подтвердить этот диагноз? Каковы пути заражения?

3. Для представителей, какого семейства клещей характерны следующие особенности цикла развития:

- общая продолжительность жизни 3-6 лет;

- возможная длительность голодания половозрелых форм 2-3 года;

- кровью питаются все подвижные жизненные формы: самки сосут кровь 4-16 дней, увеличиваясь в размерах;

- эмбриональное развитие продолжается около четырех недель; из яиц выходят мелкие шестиногие личинки, лишенные специальных органов дыхания.

Каких представителей этого семейства вы знаете?

4. Указать природно-очаговые заболевания, распространенные на территории Красноярского края, в циркуляции которых принимают участие иксодовые клещи, являясь переносчиками и резервуарными хозяевами возбудителей этих заболеваний.

5. При изучении объекта, у него обнаружено сегментированное тело, головные сегменты нечетко обособлены от грудных, образуя головогрудной отдел, задние сегменты образуют брюшко. Все сегменты несут по паре конечностей, выполняющие разнообразные функции. Конечности последнего сегмента уплощены и вместе с ним образуют плавательный аппарат. Указать систематическое положение и медицинское значение анализируемого объекта.

6. В гарнизонный медицинский пункт обратился солдат, проходящий службу на границе с Афганистаном, обратился по поводу быстро развивающегося повреждения глаза, сопровождающегося сильными болями. При осмотре врач обнаружил живых червеобразных личинок в глазной ране. Ваш диагноз?

7. В тайге на геолога напали многочисленные кровососы, в результате чего у него появились местные реакции на укус – папулы, опухоли, нарушилось общее состояние – отеки, гиперемия, изменение пульса, температуры, частоты дыхания. Эти паразиты – мелкие насекомые 2-6 мм с толстым, сравнительно коротким телом, короткими усиками и ногами, с коротким четырехчленным хоботком, сложными глазами. Какие насекомые напали на геолога?

8. У каких насекомых самки приклеивают яйца по одному к волосам хозяина, а личинка, вышедшая из яйца, внедряется под кожу и мигрирует в тканях хозяина. Через несколько месяцев она оказывается в образовавшейся под кожей полости, обычно в верхней части тела. Паразитирование личинки безболезненно, но известны случаи проникновения личинки в мозг с летальным исходом.

9. На поверхности воды обнаружены кладки яиц комаров, которые имеют вид плотиков, составленных из большого числа вертикально расположенных яиц. Определить вид комара и указать его систематическое положение и его медицинское значение.

10. Кто из представителей отряда двукрылые имеет следующие морфологические признаки: голова, тело и крылья покрыты желтоватыми хитинизированными волосками; голова небольшая с большими круглыми глазами черного цвета; крылья остроконечные, без чешуек, ноги длинные, тонкие, с лапкой, состоящей из пяти члеников. Компонентами каких природноочаговых заболеваний являются эти насекомые? Встречаются ли эти заболевания на территории Красноярского края?

Используемая литература:

1. Биология в 2 кн. / В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова. Учеб. для медиц. спец. вузов. Под ред. В. Н. Ярыгина. - М.: Высш. шк., 2001, 2003, 2005

2. Общая и молекулярная генетика / Жимулев И.Ф..-Новосибирск, 2003.

3. Общая и медицинская генетика / Щипков В.П.- М.:Академия, 2003.

4. Клиническая генетика / Бочков Н.П.- М.: ГЭОТАР-Мед., 2004

5. Медицинская паразитология/ред. Яфаев Р.Х. - СПб:Фолиант, 2003.

6. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клетки.- М: Медицина, 2004 г.

7. Регуляторные системы органов человека.- М.: Дрофа, 2003 г.

8. Общая и медицинская эмбриология. Э.И. Валькович.- С.-Пб.: 2003 г.

9. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи / Заяц Р.Г. с соавт. -Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д, 2002.

10. Генетика. Учебник для вузов / Под ред академика РАМН В.И.Иванова. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006 г.

11. Атлас по зоопаразитологии/Н.В. Чебышев с соавт.- Москва, 2004 г.

12. Экология человека: учебник/ под. ред. А.И.Григорьева.-М.:ГЭОТАР_Медиа, 2008.

13. Основы общей и медицинской паразитологии/ Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Карпов И.А. Ростов н/Дон: «Феникс», 2002.

14. Биология. Учебно-методическое пособие / А.А. Карачева и др.- Красноярск: КрасГМА, 2001 г.

14. Контрольно-обучающие тестовые программы по паразитологии// А.А. Карачева и др. - Красноярск: КрасГМА,2003.

15. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / Т.Я. Орлянская, М.Н.Максимова, Л.С. Смирнова. - Красноярск: КрасГМА, 2007.

Наши рекомендации