КЛЕТОЧНЫЕ ПОПУЛЯЦИИ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ (КЛЕТОЧНЫЙ ТИП, ДИФФЕРОН, КЛОН). СТАТИЧЕСКАЯ, РАСТУЩАЯ, ОБНОВЛЯЮЩАЯСЯ ПОПУЛЯЦИИ

Лечебное дело»

Педиатрия»

КЛЕТОЧНЫЕ ПОПУЛЯЦИИ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ (КЛЕТОЧНЫЙ ТИП, ДИФФЕРОН, КЛОН). СТАТИЧЕСКАЯ, РАСТУЩАЯ, ОБНОВЛЯЮЩАЯСЯ ПОПУЛЯЦИИ

Задача №1.

При попадании в организм антигена – одна иммунокомпетентная клетка усиленно размножается и образуется большое количество одинаковых клеток, способных синтезировать антитела к этому антигену.

1.Как называется образованная группа одинаковых клеток?

2. Чем данная группа клеток отличается от клеточного дифферона?

3. В каком разделе медицины наиболее часто употребляется данный термин?

Задача №2.

При микроскопии в ткани присутствуют только зрелые клетки, не проявляющие митотической активности.

1. Дать название данной группе клеток.

2. Классифицировать данную группу клеток.

3. К какой ткани могут принадлежать клетки указанной группы?

Задача №3.

При микроскопии в ткани присутствуют клетки на разных стадиях дифференцировки, характеризующиеся множественными митозами и быстрой обновляемостью.

1. Указать к какой клеточной популяции клетки ткани могут относиться.

2. В состав какой ткани данная клеточная популяция может входить?

3. Дать определение клеточной популяции.

Задача №4.

Клеточная популяция характеризуется непрерывным новообразованием клеток, которое обеспечивает не только обновление клеточной популяции, но и рост, увеличение массы органа.

1. Указать вид клеточной популяции.

2. Каким органам данная клеточная популяция может принадлежать?

3. Указать критерии классификации клеточных популяций.

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СВОЙСТВА. ДЕТЕРМИНАЦИЯ, КОММИТИРОВАНИЕ – ПОНЯТИЕ

Задача №1.

В эксперименте на животных для восстановления деффекта тонкой кишки использованы стволовые клетки, полученные из базального слоя эпителия слизистой оболочки пищевода взрослого человека.

1. Назвать какая степень потентности характерна для клеток базального слоя эпителия слизистой пищевода.

2. Возможно ли в данном случае восстановление органа?

Задача №2.

В эксперименте на животных после частичного рассечения спинного мозга, в место травмы введены стволовые клетки, полученные от эмбрионов мышей на 5 сутки эмбриогенеза.

1. Назвать какими по степени потентности могут быть указанные клетки.

2. Возможна ли теоретически дифференцировка данных клеток в клетки нейронального ряда?

3. Каков теоретически возможный исход данного эксперимента?

ДИФФЕРОН – ПОНЯТИЕ, КЛЕТОЧНЫЙ СОСТАВ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – ПОНЯТИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЕТОК В РЯДУ ДИФФЕРОН

Задача №1.

В препарате печени при электронной микроскопии выявлены гепатоциты, имеющие различные характеристики: у клеток одной группы ядро преобладает над цитоплазмой, общие органоиды слабо развиты, клетки находятся в разных периодах митоза; в клетках другой группы значения ядерно-цитоплазматического индекса свидетельствуют о преобладании цитоплазмы, общие органоиды хорошо развиты, клетки находятся в периоде G0.

1. Клетки какой группы являются малодифференцированными? Перечислить их свойства.

2.Клетки какой группы являются высодифференцированными, что их характеризует?

3.В чем заключается смысл дифференциации клеток?

Задача №2.

В характеристике многослойного плоского ороговевающего эпителия сказано, что камбиальные клетки локализованы в его базальном слое.

1. Указать вид камбиальных клеток в данном эпителии.

2. Назвать число стволовых дифферонов в данном эпителии.

3. Перечислить клеточные формы дифферона кератиноцитов.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ – ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, СВОЙСТВА

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

Бластоцисты млекопитающих и человека получают в лабораторных условиях.

1. Почему процесс называют «химеризация»?

2. Назовите этапы получения бластоцисты.

3.Что является источником развития данных клеток?

Задача № 2.

В состав бластоцисты входят трофобласт и эмбриобласт.

1. Опишите строение трофобласта.

2. В чём его значение?

Задача № 3.

В состав бластоцисты входит трофобласт и эмбриобласт.

1.Чем представлен эмбриобласт?

2.Какими свойствами обладают его клетки?

Задача № 4.

Смена жизненного пути клеток осуществляется при условии изменения характера их культивирования.

1. Каким образом клетка это воспринимает?

2. Куда передаётся сигнал в клетке?

3. К чему приводит восприятие сигнала?

Задача № 5.

Эти эмбриональные ткани не отторгаются реципиентом, быстро растут при трансплантации, реакция трансплантант против хозяина минимизирована, имеют тенденции лучше переживать иссечение, рассечение и пересадку.

1. Что обеспечивает отсутствие отторжения?

2. Чем определяется быстрый рост?

3. Каким образом объясняется лёгкость трансплантации и приживления?

Задача № 1.

Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, существует около двух недель. В течение этого времени происходит её быстрое дробление и первичная организация клеток в виде бластоцисты, которая погружается в стенку матки. Закладываются структуры, которые обеспечивают питание и защиту организма: амнион, хорион, желточный мешок, плацента, пупочный канатик (пуповина).

1. Как, исходя из критерия потентности клеток, можно условно разделить этот период на два?

2. Как называется этот период?

Задача № 2.

Стволовые клетки, полученные из примордиальных зародышевых клеток (ПЗК), называются эмбриональными герминативными клетками (ЭГК).

1.Предшественниками каких клеток являются ЭГК?

2. Как ЭГК функционируют в эмбриогенезе в яичниках, на последних стадиях пренатального периода?

Задача № 3.

В раннем эмбриогенезе несколько клеток предназначены для того, чтобы стать примодиальными зародышевыми клетками. После миграции в недифференцированные гонады эти клетки дифференцируются в предшественники зародышевых клеток самок или самцов в зависимости от половой дифференцировки гонад.

1. Что происходит с клетками самок?

2. Что происходит с клетками самцов?

Задача № 4.

Задача № 1.

Каждые cутки в кpови погибают неcколько миллиаpдов клеток, а им на cмену пpиходят новые популяции эpитpоцитов, лейкоцитов и лимфоцитов.

1. Назовите структуры обеспечивающие восстановление клеток крови?

2. Почему А.А. Максимов сомневался в механизме быстрого самообновления клеток крови?

3.Почему это открытие относится к разряду - «на кончике пера»?

Задача № 2.

В организм больного были введены стволовые клетки, которые начали осуществлять миграцию к месту пораженного органа.

1. К какой классификационной группе относится эта стволовая клетка?

2. Назовите потентность этой клетки.

3. Какой процесс осуществлялся клеткой?

Задача № 3.

В костном мозге одного человека (1) на 10000 гемопоэтических СК приходится одна стромальная СК, у другого (2) этих клеток уже в 10 раз меньше; у третьего (3) - на 500000 кроветворных СК приходится 1 стромальная СК, а у следующего (4) 1 стромальная СК приходится на 1 млн. гемопоэтических СК.

1. Расположите цифры в порядке возрастного убывания (от старшего к младшему).

2. Чем вы можете объяснить данный факт?

3. Почему соотношение осуществляется в данном направлении?

Задача № 4.

Эти клетки способны дифференцироваться в клетки хрящевой, костной, мышечной, жировой тканей, ткани печени и кожи. Причем способность к таким превращениям у них сохраняется и при выращивании колонии из одной единственной клетки.

1. О какой стволовой клетке идёт речь?

2. Где они расположены в организме?

Задача № 5.

В эмбриологии и цитологии этими клетками обычно называют группу клеток, которые позднее дифференцируются в конкретный орган.

1. Как называются эти клетки?

2. К какой группе потентности они относятся?

3. Назовите синонимы названия такой клетки.

Задача № 1.

Стволовые клетки не существуют в организме сами по себе, они находятся в определенном микроокружении, которое обычно обозначают термином «ниша».

1. Для чего используется понятие «ниша»?

2. Какие факторы обеспечивают жизнеспособность СК?

3. Как свободные СК способны находить свою нишу?

Задача № 2.

Ниши являются частью структурно-функциональных единиц, из которых состоят ткани.

1. Назовите назначения ниши.

2. Может ли существовать ниша без стволовых клеток?

3. Способна ли ниша обеспечить существование трансплантированным клеткам?

Задача № 3.

Для самоподдержания стволовые клетки должны получать от своего микроокружения (ниши) определенные сигналы.

1. Назовите природу этих сигналов?

2. О чём говорит выход СК из ниши?

Задача № 4.

ГСК мультипотентны, могут дифференцироваться в клетки различных органов.

1.Что необходимо при культивировании ГСК?

2.Что является источником ГСК?

Задача № 5.

Нервные СК являются мультипотентными и тканеспецифическими.

1. Почему их культивирование несёт сложности?

2. Что доказывает мультипотентность нервных СК?

Задача № 1.

Эти клетки не могут работать вместе со своими соседями для того, чтобы перекачивать кровь по сосудам тела, не могут переносить молекулы кислорода по кровяному руслу, передавать электрохимические сигналы другим клеткам, но могут превращаться в разные клетки, включая клетки сердечной мышцы, клетки крови и нервные клетки.

1. Дайте название этой группе клеток.

2. Почему они обладают данными свойствами?

3. Какую они имеют потентность?

Задача № 2.

Все стволовые клетки, независимо от их источника, имеют общие свойства.

1. Назовите эти признаки сходства всех разновидностей стволовых клеток.

2. Наличие и активность какого химического соединения обеспечивает большее число делений стволовой клетки в отличие от соматической?

3. Что лежит в основе дифференциации стволовых клеток?

Задача № 3.

Взрослые стволовые клетки редко встречаются в зрелых тканях, поэтому изоляция таких клеток из тканей довольно затруднительна.

1. Изоляция каких стволовых клеток более доступна и проста?

2. Почему при изоляции эмбриональных стволовых клеток затрагивают вопросы этики?

Задача № 4.

Начиная с 12 недели развития, большое количество стволовых клеток перемещается в селезенку и позже в костный мозг и другие ткани. По своим свойствам эти клетки отличаются от стволовых клеток, находящихся в бластоцисте.

1.Чем различаются эти разновидности эмбриональных стволовых клеток?

2.С какими региональными клетками сходны ЭСК после 12-ти недель развития зародыша и по каким свойствам?

Задача № 5.

Взрослые стволовые клетки – это недифференцированные клетки, которые находятся среди дифференцированных клеток в тканях организма. Общее их количество в каждой ткани крайне незначительно.

1. Что является сигналом к началу дифференцировки РСК (региональных стволовых клеток)?

2. Почему с возрастом при лечении заболевания необходима трансплантация?

Задача № 1.

Впервые в России в 2009 году разработан и апробирован метод получения аутологичных индуцированных плюрипотентных стволовых клеток из обычной клетки взрослого организма.

1. Какой метод был использован?

2. Какой материал был использован?

3. Какие изменения происходили в клетках?

Задача № 2.

Представлены аутологичные и донорские стволовые клетки.

1.Какие стволовые клетки называются аутологичными?

2. Какие стволовые клетки имеют преимущества для транстплантации?

3. Перечислите ряд преимуществ аутологичных стволовых клеток перед донорскими.

Задача № 3.

В лаборатории получили бластоцисту.

1.Какую часть клеточного материала можно взять для получения стволовых клеток?

2.Какие ткани образуют эти клетки?

3.В каком году и где были впервые получены эти клетки?

Задача № 4.

Основным источником сырья для получения лабораторных стволовых клеток остаются эмбриональные стволовые клетки.

1. Из чего получают эмбриональные стволовые клетки?

2. В какой период жизни вступают эти выделенные клетки?

3. В обход какого процесса эмбриогенеза идёт этот период?

Задача № 5.

Имеются стволовые клетки и зрелые.

1. Каким способом делятся те и другие?

2. Чем отличается деление стволовой клетки от деления зрелой?

3. Что происходит с образовавшимися клетками после деления?

Задача № 1.

Клетки можно выращивать в адгезивном состоянии.

1.Что для этого требуется?

2.Клетки каких тканей адгезивны?

3.Чем характеризуются эти культуры клеток?

Задача № 2.

При выращивании клеток, из-за постоянного деления может возникнуть их переизбыток в культуре и может начаться клеточное дифференцирование.

1.Что этому способствует?

2.Что подразумевается под контактным ингибированием роста?

Задача № 3.

Для поддержания нормального функционирования культур клеток, а также для предотвращения негативных явлений периодически проводят замену питательной среды, пассажирование и трансфекцию клеток.

1.Что подразумевается под пассажированием?

2.Каким образом осуществляется трансфекция?

Задача № 4.

В клиниках ЭКО используется две технологии криоконсервации: технология, называемая "медленным замораживанием", и витрификация.

1. В чём преимущества метода витрификации?

2.В чём преимущества и недостатки «медленного замораживания»?

Задача № 5.

При использовании плодов, особенно при поздних абортах, для получения эмбриональных стволовых или прогениторных клеток следует получить информированное согласие женщины на использование абортивного материала и одобрение программы исследования комитетом по биоэтике.

1.Что преследуется этими условиями?

2. Какие доводы врачей могут привести будущую мать к прерыванию беременности?

Задача № 1.

Врач должен срочно получить ответ о состоянии органа после его резекции или удаления.

1. Каким методом можно быстро приготовить гистологический срез?

2. Какие этапы при изготовлении гистологического препарата данным методом не применяют.

Задача № 2.

На препарате (окраска гематоксилин-эозином) видны клетки, цитоплазма которых: а) базофильна; б) оксифильна.

1. Какие вещества, присутствующие в цитоплазме, обуславливают эти свойства?

2. Назовите структуры клетки окрашивающиеся оксифильно и базофильно.

Задача № 1.

На занятии студент изучил микропрепарат при малом увеличении микроскопа, а затем хотел рассмотреть интересующие его структуры при большом увеличении, но, несмотря на попытки сфокусировать изображение, четкости он не добился.

1. Какая ошибка была допущена при изучении микропрепарата?

2. Назовите основные составляющие микроскопа.

Задача № 2.

Известно, что в состав клетки входят различные органические вещества.

1. Какими известными Вам методами можно определить их качественный состав?

2. Какими методами можно определить их количественный состав?

Задача №1.

На практических занятиях по гистологии, эмбриологии, цитологии для микроскопирования учебных гистологических препаратов студенты используют микроскопы.

1. Какие микроскопы целесообразнее использовать для учебного процесса?

2. Какой источник света могут иметь данные микроскопы?

3. Какие различают микроскопы в зависимости от количества окуляров?

Задача №2.

В исследовательской работе для изучения живых культур и свежезамороженных срезов использован микроскоп.

1. Какой микроскоп целесообразнее использовать для данной цели?

2.Какой источник света в нем используется?

3.Почему он назван конфокальным?

Задача №1.

При проведении морфометрии гистологических срезов спинного мозга необходимо рассчитать количественное соотношение клеток нейронального ряда и макроглии.

1. Как называется раздел морфометрии, содержанием которого являются названные расчеты?

2. Что можно использовать для указанных расчетов?

3. Какая компьютерная программа может быть использована?

Задача №2.

В исследовательской работе при микроскопии гистологического препарата печени требуется проведение морфометрии.

1. Какие параметры гепатоцитов можно получить?

2. Какие еще расчеты могут быть сделаны?

Задача №1.

При проведении морфометрии гистологических препаратов печени рассчитана площадь, занимаемая паренхимой и стромой органа.

1. Как называется раздел морфометрии, содержанием которого являются указанные расчеты?

2. Что можно использовать для указанных расчетов?

3. Что может быть использовано в современной морфометрии?

Задача №2.

Осуществлена морфометрия гистологического препарата полостного органа.

1. Какие данные могут быть получены?

2. Какие могут быть сделаны расчеты?

НАНОМАТЕРИАЛЫ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ. сТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНАХ И ТКАНЯХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАНОЧАСТИЦ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

Задача № 1.

При проведении исследования миграции стволовых клеток, внедренных в организм лабораторной мыши, были использованы наночастицы древовидной формы.

1. Укажите их название.

2. Каково их строение?

3. Почему они были использованы при исследовании?

Задача № 2.

Для визуализации повреждений эндотелия мелких кровеносных сосудов был применен наноматериал.

1. Назовите его.

2. Кратко охарактеризуйте.

3. Чем обусловлено его применение?

Задача № 3.

Для лечения поражения головного мозга, вместо традиционных антибиотиков был применен препарат на основе наночастиц.

1. Назовите эти наночастицы.

2. Обоснуйте целесообразность его применения.

3. Разовьется ли у микроорганизмов резистентность (устойчивость) к используемому препарату?

Задача № 4.

Для модификации синтезируемого клеткой белка

1. Какой наночастицей можно воспользоваться?

2. Почему это возможно?

Задача № 5.

Для диагностики беременности на ранних сроках производится измерение уровня хорионического гонадотропина, иногда результаты бывают сомнительными.

1. Какие наночастицы повысят чувствительность метода?

2. К какому виду наночастиц они относятся?

3. Какие еще наночастицы относят к данному виду?

Задача № 6.

Липосомы эффективны при лечении онкологических заболеваний.

1. Что они собой представляют?

2. Почему они более предпочтительны, чем обычные химиотерапевтические препараты?

3. Каков механизм их воздействия на опухолевые клетки?

Задача № 7.

Сахарный диабет обусловлен недостатком инсулина, вырабатывающегося В-клетками островков Лангерганса.

1. Какой наноматериал составит альтернативу постоянному введению инсулина больным с данной потологией?

2. Почему это возможно?

3. Что представляет собой данный наноматериал?

Задача № 8.

Для маркирования внутриклеточных органелл, при исследовании под флюоресцентным микроскопом, перспективно использование наноматериала.

1. Какого?

2. Почему?

3. К какой группе наноматериалов он относится?

Задача № 9.

Для термической деструкции патологических тканевых образований используют наноматериалы.

1. Какой?

2. Назовите наиболее часто используемый препарат.

3. К какому виду наноматериалов он относится?

Задача № 10.

В трансплантологии перспективным в предотвращении реакций отторжения пересаженных тканей и органов являются наноматериалы.

1. Дайте им название.

2. Кратко охарактеризуйте.

3. Почему они эффективны?

Задача № 11.

При введении наночастиц золота в моче лабораторного животного были обнаружены эритроциты.

1. На какой отдел нефрона оказали повреждающее действие наночастицы золота?

2. Какой процесс образования мочи нарушен?

3. Какая структура этого отдела нефрона нарушена?

Задача № 12.

При микроскопическом исследовании селезенки лабораторной крысы после внутривенного ведения наночастиц золота обнаружены размытость фолликулов и апоптозные тельца.

1. Какие зоны выделяют в фолликулах селезенки?

2. Как иначе называются фолликулы селезенки?

3. Охарактеризуйте апоптозные тельца.

Задача № 13.

При длительном пероральном введении наночастиц золота мышам отмечалось значительное уменьшение количества потомства по сравнению с контрольной группой мышей.

1. Как влияют наночастицы золота на строение семенников мышей?

2. Каково влияние данных наночастиц на сперматозоиды?

3. Какая структура семенников является преградой от воздействия токсических веществ?

Задача № 14.

При длительном пероральном применении гидрозолей наноалмазов в гепатоцитах мышей были обнаружены 2-3 ядерные гепатоциты.

1. Является ли это нормой?

2. Каково обычное количество ядер?

3. С чем связано наличие такого количества ядер?

Ответ к задаче № 1.

1. Клеточный клон.

2. Клетки клеточного клона образуются в результате деления одной клетки-предшественницы и характеризуются одинаковой степенью зрелости и функциональной активности, а клетки стволового дифферона – из клеток-предшественниц (стволовой клетки)одного вида и различны по степени зрелости и функции.

3. В иммунологии.

Ответ к задаче № 2.

Клеточная популяция.

Статическая клеточная популяция.

К нервной ткани.

Ответ к задаче № 3.

1.Обновляющаяся клеточная популяция

2.Эпидермиса.

3. Группа клеток одного или нескольких типов, которая может быть охарактеризована в понятиях пространства и времени.

Ответ к задаче № 4.

Растущая клеточная популяция.

Печени, почкам.

Наличие или отсутствие митозов внутри популяции и продолжительность жизни клеток-потомков.

Стволовые клетки – понятие, виды, свойства. Детерминация, коммитирование – понятие

Ответ к задаче № 1.

1. Клетки базального слоя слизистой оболочки пищевода являются унипотентными.

2.Восстановление органа невозможно.

Ответ к задаче № 2.

1. Данные клетки являются тотипотентными.

2. Теоретически дифференцировка тотипотентных клеток в клетки нейронального ряда возможна.

3. Восстановление анатомической целостности спинного мозга и его функций.

Дифферон – понятие, клеточный состав. Дифференциация – понятие. Характеристика клеток в ряду дифферона

Ответ к задаче № 1.

1. Малодифференцированными являются клетки первой группы. Их основные свойства: высокая митотическая активность, морфологическая и функциональная незрелость.

2. Высокодифференцированными или зрелыми являются клетки второй группы. Их основные свойства: неспособность к делению, морфологическая и функциональная зрелость – присутствие специализированной функции.

3. Дифференциация–последовательное изменение структуры и функции клеток, которое обусловлено генетической программой развития и приводит к образованию высокоспециализированных клеток, которые выполняют специфическую функцию.

Ответ к задаче № 2.

1. Локализованные камбиальные клетки.

2. В данном эпителии 4 клеточных дифферона: кератиноциты, меланоциты, эпидермальные макрофаги, осязательные эпителиоциты.

3. Базальные кератиноциты, щиповатые кератиноциты, зернистые кератиноциты, плоские кератиноциты, роговые чешуйки – корнеоциты.

Эмбриональные стволовые клетки – понятие, характеристика, свойства

Ответ к задаче №1.

1. Соединение двух составляющих клетки от разных организмов.

2. Из таких яйцеклеток микроманипулятором удаляется их собственное ядро, и на его место переносится ядро соматической клетки, предварительно определенным образом подготовленное. Образуется зигота с диплоидным набором хромосом соматической клетки. Зиготу стимулируют к делению, доводят развитие до бластоцисты, до такого ее состояния, когда она готова к имплантации в матку.

3. Используя зрелые неоплодотворенные яйцеклетки и ядро соматической клетки, извлеченные из половых путей.

Ответ к задаче № 2.

1. Округлое образование, имеющее полость - слой клеток трофобласта.

2. Клетки трофобласта выделяют в полость бластоцисты ростовые факторы, необходимые для деления плюрипотентных клеток внутреннего зародышевого слоя; выделяют вещества, предотвращающие неконтролируемое деление клеток, а также их преждевременную дифференцировку и гибель.

Ответ к задаче № 3.

1. В состав эмбриобласта в очень небольшом количестве (1-2% от общей массы клеток) входят тотипотентные клетки, которые, с одной стороны, способны к бесконечному делению, с другой –

2. Могут дифференцироваться в любую специализированную клетку взрослого организма человека и животных.

Ответ к задаче № 4.

1. Все незрелые эмбриональные клетки имеют на своей поверхности рецепторы для ростовых факторов.

2. При взаимодействии рецептора с соответствующим ростовым фактором трансмембранный сигнал передается в ядро клетки.

3. Благодаря этому сигналу блокируется выход клеток из клеточного цикла, что связано с дифференцировкой. Сигнал способствует нахождению клетки в интерфазе, вступлению ее в S-период, обеспечивающий удвоение ДНК, необходимое для клеточного деления.

Ответ к задаче № 5.

1.Из-за низкого уровня антигенов гистосовместимости.

2. В то же время в них имеются ангиогенные и трофические факторы в высоких концентрациях.

3.Поскольку в ранних эмбриональных гематопоэтических тканях отсутствуют лимфоциты.

Поскольку у них обычно нет длинных удлинений или прочных межклеточных соединений.

Эмбриональные герминальные клетки – характеристика и свойства в сравнении с эмбриональными стволовыми клетками

Ответ к задаче №1.

1.Первый - до стадии бластоцисты – тотипотентные клетки;

второй – до зародыша – плюрипотентные клетки.

2. Герминальный.

Ответ к задаче № 2.

1. Эмбриональные герминативные клетками (ЭГК) являются предшественниками клеток спермы и яйцеклеток.

2. Герминативные стволовые клетки в яичниках млекопитающих самоподдерживаются во время эмбриогенеза, к моменту рождения продукция ооцитов заканчивается.

Ответ к задаче № 3.

1. Вступают в мейоз.

2. Арестовываются, когда начинает формироваться семявыносящий тяж, чтобы сформировать яички.

Ответ к задаче № 4.

1. Клетки, которые назвали мультипотентными герминальными стволовыми клетками взрослого, обладают способностью самопроизвольно дифференцироваться в 3 основные типа эмбриональных тканей.

2.В перспективе могут использоваться для "ремонта" поврежденных структур.

3. Так как опыты проводятся на мышах, а между клетками яичек человека и аналогичными клетками мышей имеется ряд существенных различий, считают специалисты

Региональные стволовые клетки – определение, классификация. Характеристики и свойства. Возрастные изменения в количестве и качестве региональных стволовых клеток

Ответ к задаче №1.

1. Костный мозг.

2. Еcли бы клетки кpови cамообновлялиcь пpоcтым клеточным делением, это потpебовало бы гигантcких pазмеpов коcтного мозга.

3. А.А. Макcимов догадалcя, а не доказал.

Ответ к задаче №2.

1. Стромальные стволовые клетки.

2. Мультипотентная.

3. Хоуминг.

Ответ к задаче № 3.

1. 4, 3, 2, 1.

2. По мере старения организма число РСК в органах прогрессивно уменьшается.

3. По сравнению с гемопоэтическими их в костном мозге совсем немного, и они представляют собой более сложные долгоживущие системы, которые обновляются достаточно редко. Стромальных клеток становится меньше быстрее, чем гемопоэтических.

Ответ к задаче №4.

1. Стромальная стволовая клетка.

2. Стромальные клетки в небольшом количестве находятся в различных органах и тканях. Они так же, как и предшественники клеток крови, постоянно циркулируют в кровотоке.

Ответ к задаче №5.

4.Прогениторные.

5.Различают мультипотентные и унипотентные прогениторные клетки.

6.Клетка-предшественница или бластная клетка.

Региональные стволовые клетки. Стволовые «ниши» в тканях и органах

Ответ к задаче №1.

1. Этот термин используется для обозначения совокупности факторов, обеспечивающих жизнеспособность и самовоспроизведение стволовых клеток и дифференциацию дочерних транзиторных клеток.

2. Наличие базальной мембраны, молекул внеклеточного матрикса и присутствие соседних клеток, продуцирующих факторы роста и другие регуляторные молекулы.

3. Благодаря хемотаксису.

Ответ к задаче №2.

1. В ограничении пролиферации стволовых клеток только необходимостью поддерживать тканевой гомеостаз; создание условий для максимальной защищенности стволовых клеток от внешних воздействий.

2. Да.

3. Да.

Ответ к задаче № 3.

1. Фактор ингибирования, внутриклеточные сигналы, экспрессия транскрипционного фактора.

2. Выход из ниши связан с переходом к необратимой дифференцировке СК.

Ответ к задаче №4.

1. Присутствие фидерного слоя из клеток стромы костного мозга.

2. Костный мозг, пуповинная кровь.

Ответ к задаче №5.

1. Выделение стволовых клеток нервной ткани связано с полным разрушением головного мозга, что делает невозможным применение аутологичного материала. Появляются проблемы этического и иммунологического характера.

2. При трансплантации нервные СК с донорской меткой были обнаружены в сердце, печени, центральной нервной системе, кишечнике и легких.

Сходства и различия между региональными стволовыми клетками, эмбриональными стволовыми и эмбриональными герминальными

Ответ к задаче №1.

1. Истинные эмбриональные стволовые клетки.

2. У них отсутствуют специфические структуры, дающие им возможность выполнять определенные функции.

3. Тотипотентность.

Ответ к задаче №2.

1. Могут делиться и восстанавливать себя на протяжении длительного времени; являются универсальными; могут при определенных обстоятельствах превращаться в разные типы клеток.

2.Теломераза.

3. Внешние сигналы могут иметь химическую или физическую природу и зависят от микроокружения и контактов с другими клетками. Внутренние сигналы контролируются генной структурой клетки. Внешние сигналы генерируются организмом или учеными в лабораторных условиях.

Ответ к задаче № 3.

1. Стволовые клетки из пуповинной крови.

2. Истинные эмбриональные стволовые клетки получают из бластоцисты – будущего организма, что ведёт к её гибели или из абортивного материала.Всё это подвергается критике со стороны, как церкви, так и общественности

Ответ к задаче №4.

1. До 12-недельного срока развития эти клетки имеют одно замечательное свойство: они неиммунногенны, т.е. при пересадке таких клеток не возникают реакции отторжения, в связи с чем, онимогут использоваться без предварительной проверки совместимости донора и реципиента.

- Потентностью.

2. Со стромальными стволовыми клетками. Мультипотентностью.

Ответ к задаче №5.

1.Сигналом к началу дифференциации могут послужить травмы или болезни.

2. Количество стволовых клеток с возрастом сокращается естественным образом, а также в случае серьезных патологий и оказывается недостаточным.

Способы получения стволовых клеток, их источники, методики

Ответ к задаче №1.

1. Метод клеточной инженерии.

2. Клетки пуповинной крови.

3. Репрограммирование клеток.

Ответ к задаче №2.

1. Собственные стволовые клетки.

2. Аутологичные стволовые клетки.

3. Более доступны для получения, безопасны, лечение с их помощью лишено осложнений, биоэтично.

Ответ к задаче № 3.

1. Эмбриобласт.

2. Все ткани организма.

3. В 1999 г. В университете штата Висконсин.

Ответ к задаче №4.

1. Из бластоцист человека.

2. В период дифференцировки.

3. В обход гаструляции.

Ответ к задаче №5.

1. Митозом, но первая ассиметрично, вторая – симметрично.

2. Стволовая клетка делится бесконечное число раз, зрелая – ограниченное.

В первом случае: образуется стволовая клетка, которая не меняется, вторая клетка – вступает в процесс дифференциации; во втором случае клетки образовались уже дифференцированными, они растут.

Способы культивирования стволовых клеток

Ответ к задаче №1.

1. Для выращивания адгезивных клеток требуется поверхность, например, культура ткани, или пластик, покрытый элементами внеклеточного матрикса для улучшения адгезивных свойств, а также для стимулирования роста и дифференцировки.

2. Большинство клеток из мягких и твердых тканей адгезивны.

3. Из адгезивного типа культуры выделяются органотипические культуры клеток, которые представляют собой трехмерную среду, в отличие от обычной лабораторной посуды.

Ответ к задаче № 2.

1. Накопление в питательной среде продуктов выделения, в том числе токсичных; накопление в культуре омертвевших клеток, прекративших жизнедеятельность.

2. Клетки трофобласта выделяют в полость бластоцисты ростовые факторы, необходимые для деления плюрипотентных клеток внутреннего зародышевого слоя; выделяет вещества, предотвращающие неконтролируемое деление клеток, а также их преждевременную дифференцировку и гибель.

Ответ к задаче № 3.

1. Пассажирование клеток (разделение) клеток — это отбор небольшого количества клеток для выращивания в другом лабораторном сосуде.

2. Трансфекция — процесс введения нуклеиновой кислоты в клетки человека и животных невирусным методом. Трансфекция обычно включает образование в плазматической мембране отверстий через которые внутрь клетки может проникать внеклеточный материал.

Ответ к задаче № 4.

1. Метод витрификации гораздо более безопасен для эмбрионов, нежели медленное замораживание. По самым последним

Наши рекомендации