Психотер.методы:Логотерапия.
Человеческое стремление к смыслу жизни вполне может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации". Термин "экзистенциальный" мы будем использовать в трех значениях: для обозначения 1) переживаемого существования как такового, т.е. специфически человеческого способа бытия; 2) смысла существования; и 3) личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т.е. воли к смыслу.
Экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу. Для невроза такого типа логотерапия изобрела термин "ноогенный невроз", чтобы отличить его от невроза в обычном смысле слова, т.е. психогенного невроза. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греческого "ноос", "нус" – ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к "духовному" ядру человеческой личности.
Ноогенные неврозы возникают не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями; иными словами они являются результатом нравственных конфликтов или, говоря более обобщенно, духовных проблем. Значительное место среди таких проблем занимает экзистенциальная фрустрация.
Очевидно, что в случае ноогенных неврозов соответствующей им адекватной терапией оказывается не обычная психотерапия, а логотерапия – терапия, которая затрагивает духовное измерение человеческого существования. В самом деле, "логос" по-гречески означает не только "смысл", но и "дух". Духовные проблемы, такие как стремление человека к осмысленному существованию или фрустрация этого стремления, трактуются логотерапией в духовном ключе.
«Никакой инстинкт более не диктует, и никакая традиция более не подсказывает ему, что делать» ощущение пустоты,скуки.Вспомним, например, о "воскресном неврозе", специфической форме депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни: когда рабочая суета прекращается, для них становится очевидной их внутренняя пустота.
К консультанту обратился студент вуза с жалобами на подавленное настроение, неуравновешенное поведение, эмоциональную нестабильность. Известно, что в школе клиент учился на отлично, а в вузе его успеваемость резко снизилась.
Вопрос: Каковы действия консультанта?
Что явл.первопричиной? Подавненное настр, эмоц.нестабильность => снижение успеваемости?
Или снижение успеваемости => как следствие подавл.настр.
Разные стратегии.
1) манифест эндогенного психического расстройства (маниакально-депрессивного синдрома?)
2) Личностные особенности(состояние обусловленное особенностями личности и спровацированно экзагенным фактором).. В институте сложнее учиться, не справляется.
перфекционизм, тревожность — в структуре личности.
Дифференциальный диагноз.
- наличие симптомов повышенной тревожности (чувство тревоги, страхи, нарушения сна и вегетативной регуляции и т.д.);
- длительность существования симптомов (при тревожных расстройствах симптомы сохраняются на протяжении нескольких недель или дольше);
Тревожные расстройства можно эффективно лечить рациональным убеждением, лекарствами или тем и другим. Поддерживающая психотерапия может помочь человеку разобраться в психологических факторах, которые провоцируют тревожные расстройства, а также научить постепенно с ними справляться. Проявления тревоги иногда уменьшаются с помощью релаксации, биологической обратной связи и медитации.
Тревожный тип личности.
Подросток с тревожным типом личности обладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватно занижена, притязания невысоки. Активность тревожных подростков на уроке снижена. Они склонны отказываться от выбора трудных учебных задач и ориентироваться на легкие задачи. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовке к учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоций отрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок памяти, затрудняющих фиксацию полезного опыта учебной работы. Время выполнения учебных заданий значительно удлиняется. При столкновении с трудностями, с фактами неудач тревожный подросток склонен к ригидности целеполагания, к неспособности проявлять тактическую гибкость в выборе целей и средств их достижения. Частое переживание неуспеха, в связи с отрицательными социальными оцен-ками результативности, приводит к выраженной неудовлетворенности и накоплению в эмоциональной памяти потенциально негативных переживаний.
К консультанту обратилась женщина с жалобами на то, у нее участились конфликты с сыном. Сын часто не приходит домой ночевать, избегает общения с ней. Женщина сообщает, что всегда хотела воспитать в сыне настоящего мужчину, и вся ее жизнь была посвящена устройству его судьбы и личной жизни.
Вопрос: Каковы действия консультанта?
1. семейная психотерапия
2. работа с женщиной (свои цели и интересы, отличные от реб.расширение репертуара ролей)
Возможно кризис сепарации.Сепарационные процессы протекают непросто, этапы сепарации могут сопровождаться семейными кризисами.
Подростковый кризис — кризис идентичности, когда перед подростком встает масса вопросов (Кто я? Где мое место в жизни? Почему?...) и ответить он на них может только отделившись от семьи.Сепарация (отделение) не всегда проходит гладко.
Выстраивание нового типа отношений. Границы. Слияние — неэффективный способ общения, взаимодействия, при котором границы между людьми стираются и происходит эмоциональное слияние. Результатом такого взаимодействия становится утрата индивидуальности, непонимание своих целей в жизни, отсутствие своих желаний, чувств, взглядов, планов — потеря себя из-за постоянного присоединения к другим.
Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, - жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они хотят сохранить в тайне от детей. Это значит, что с самого начала беседы психолог должен быть ориентирован на разрешение конфликта "силами присутствующих", без привлечения дополнительной информации, не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами "обвиняемых" - детей.
Естественно, какой бы ни была жалоба клиента, первая задача консультанта - разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, поставить свой диагноз проблемы. Наиболее очевидный путь для этого - сбор конкретных фактов. Чаще всего пришедший на прием родитель - словоохотливый клиент, с готовностью, без наводящих вопросов рассказывающий свою историю. И все же, для того чтобы получить информацию о конкретных ситуациях, консультанту приходится специально задавать вопросы о том, как именно разворачивается взаимодействие ребенка с родителем, что они говорят друг другу, почему и как вспыхивают ссоры, что именно служит основанием для беспокойства и подозрений. Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:
а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок "нормальным", т.е. являются ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;
б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию - собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.
Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое.
оррекция позиции родителя по отношению к ребенку
За страхами и переживаниями родителя, за жалобами на отсутствие контакта (т.е. прежде всего за случаями обращения (1) и (2) чаще всего кроется гипердоминантная, опекающая позиция родителя по отношению к ребенку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребенка. В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб - невнимательность, резкость, скрытность, есть способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гиперопеки. Таким гиперопекающим родителям свойственно либо не замечать доминантности собственного поведения, либо воспринимать его как нечто нормальное и естественное: "Я же хочу ему только добра", "Я же лучше знаю, как надо поступать в таких ситуациях".
Неадекватность клиента, его некритичное отношение к собственному поведению требует от психолога особой осторожности во время беседы.
Коррекция позиции, отношения к ребёнку.
Разговор о собственных чувствах и переживаниях
Эта задача несколько более сложная хотя бы потому, что, прежде чем родитель начнет выражать свои чувства ребенку, он должен сам постараться в них разобраться. Для этого консультантом должна быть проведена специальная работа, направленная на выявление того, что скрывается за родительской гиперопекой. Здесь не имеет смысла вдаваться в "психоанализ" родительских чувств, и поэтому достаточно, задав вопрос "А почему вы его (ее) так опекаете, так руководите им (ею)?", удовлетвориться первым ответом, который для большинства клиентов однозначен: "Я за него боюсь", "Я тревожусь за нее". С точки зрения глубинной психологии, безусловно, этот ответ не полон. Здесь можно было бы говорить и о потребности родителя, как всякого человека, контролировать и управлять другими, и о реализации проблем собственной значимости, и о страхе одиночества, и о многом другом, что в случае рефлексирующего клиента и достаточного количества времени для обсуждения вполне может быть затронуто, и что очевидно гарантировало бы гораздо больший успех намечающимся изменениям.
На консультацию матерью приведена молодая женщина. Она жалуется на тоску, чувство пустоты и не желание жить. Из анамнеза известно, что около года тому назад у нее в автомобильной катастрофе погиб муж.
Вопрос: