Постнатальный онтогенез центральной нервной системы
Нервная система новорожденного. Еще за 3 месяца до рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в условиях внеутробного существования. Сформированы все отделы мозга, включая кору полушарий большого мозга. У новорожденного ребенка нервная система анатомически сходна с нервной системой взрослого, но в гистологическом и функциональном отношениях она незрелая. Степень структурной дифференцировки в разных отделах нервной системы неодинакова. Филогенетически более старые отделы - спинной мозг, продолговатый мозг, мост - развиты в большей степени, чем филогенетически более молодые, к которым прежде всего относится кора полушарий большого мозга. Гистологическая незрелость нервной системы новорожденного проявляется в незаконченной дифференцировке большинства нейронов. В нервных клетках мало базофильного вещества, слабо развиты ветвления дендритов и мало связей с другими клетками, часть волокон не имеет миелиновой оболочки, а у некоторых волокон она очень тонкая.
Уже в эмбриогенезе происходит гибель 40-85 % нейронов в различных участках нервной системы. Гибель нейронов связана с избыточной иннервацией органов-мишеней. Апоптозу подвергаются нейроны, не установившие связей с клетками органов-мишеней, не получающие необходимых трофических факторов, выделяемых органами-мишенями. У взрослыхгибель нейронов происходит в сравнительно небольших объемах. Избыточной их потере препятствует относительно высокая устойчивость к апоптозу необновляющихся популяций клеток (В.Л. Быков, 1998).
С первого же дня жизни у ребенка могут быть обнаружены защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и другие раздражения. Однако эти реакции плохо скоординированы, нередко беспорядочны, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое количество мышц. Очень часто они проявляются в усилении общей двигательной активности, что свидетельствует о легкой иррадиации возбуждения, т. е. распространении с одного участка мозга на другой. Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся криком, особенно легко возникает под влиянием голода, охлаждения, а также болевых раздражений.
Головной мозг.Средний абсолютный вес головного мозга у новорожденных мальчиков — 391 г, у девочек — 388 г. Отношение веса головного мозга к весу тела в среднем 1:7.
Процесс развития головного мозга, в особенности коры полушарий большого мозга, связан со становлением и развитием функции анализаторов.
Масса головного мозга при рождении 380-400 г, что составляет около 10 % массы тела. Кора полушарий большого мозга к рождению ребенка развита меньше других отделов нервной системы, формирование ее структуры и дифференцировка нейронов не закончены. К 9 месяцам происходит удвоение массы головного мозга, к 3 годам - утроение, к 20 годам масса мозга увеличивается в 4-5 раз.
Рост коры головного мозга наиболее выражен до 5-6 лет, затем наблюдается некоторое замедление роста, а в период от 12 до 18 лет он вновь усиливается.
К периоду полового созревания масса мозга составляет всего около 2 % массы тела, хотя абсолютная масса мозга увеличивается с ростом ребенка. К 18-20 годам завершается психофизиологическое формирование нервной системы человека.
Несмотря на относительно большую массу головного мозга у новорожденных, он характеризуется морфологической и функциональной незрелостью. Более того, именно кора полушарий большого мозга новорожденного является наименее зрелым отделом всей ЦНС. Поскольку у детей первых лет жизни в коре еще не закончен процесс созревания нейронов и большинства нервных волокон, то кора у них как высшая регулирующая система еще несовершенна. В этот период у детей преобладает влияние подкорковых центров, особенно промежуточного и среднего мозга, на жизненные процессы.
Степень дифференцировки нервных клеток в разных областях коры различна. Филогенетически более новые зоны - височная, нижнетеменная и лобная в этом отношении менее развиты, чем филогенетически более старые зоны, например предцентральная область или зрительная область затылочной доли, хотя в последних нет еще полной зрелости нейронов и окончательной готовности их к функционированию.
После рождения кора начинает развиваться довольно быстро, так как она получает многочисленные сигналы о всевозможных раздражениях, действию которых подвергается организм.
Увеличение абсолютной массы мозга, особенно интенсивное в течение первого года жизни, обусловлено не увеличением числа нервных клеток, а ростом их тел и отростков и увеличением числа поддерживающих глиальных элементов. Известно также, что после рождения определенное количество нейронов мозга погибает.
В дальнейшем изменяется соотношение между количеством нейронов и количеством клеток глии. Относительное количество нейронов уменьшается, а относительное количество клеток глии возрастает. Изменяется также химический состав головного мозга и содержание в нем воды. В головном мозге новорожденного 91,5% воды, у ребенка 8 лет — 86,0%.
Количество спинно-мозговой жидкости у новорожденных меньше, чем у взрослых (40—60 см3), а содержание белков больше (0,045%). Количество спинно-мозговой жидкости, почти равное со взрослыми, наблюдается с 8—10 лет, а количество белков — уже с 6—12 месяцев.
Кора полушарий большого мозгановорожденного состоит из 6 слоев, которые имеются уже у 6-месячного плода. Количество нейронов при рождении почти такое же, как у взрослых, так как после рождения появляется только небольшое число новых высокодифференцированных нейронов, малодифференцированные нейроны продолжают делиться. Развитие нейронов в полушариях большого мозга предшествует появлению борозд и извилин. В первые месяцы жизни они есть не только в сером, но и в белом веществе. Раньше других начинают созревать пирамидные нейроны 5-го слоя предцентральной извилины, на дендритах которых начинают появляться контактные шипики. К 3 годам строение большинства нейронов мало отличается от нейронов взрослого, но усложнение их строения происходит до 40 лет и позже.
Полушария большого мозга покрывают таламусы уже в начале 4-го месяца внутриутробной жизни. В это время на их поверхности есть только одно вдавление — будущая латеральная (сильвиева) борозда. Иногда у 3-месячного плода имеются теменно-затылочные и шпорные борозды. У 5-месячного зародыша есть латеральная, теменно-затылочная, поясная, шпорная и центральная борозды. У 6-месячного плода уже имеются все главные борозды. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев внутриутробной жизни, третичные — в конце внутриутробной жизни. К концу 7-го месяца внутриутробного развития полушария большого мозга покрывают весь мозжечок.
Асимметрия в строении борозд в обоих полушариях появляется уже в начале закладки борозд и наблюдается в течение всего периода развития головного мозга.
У новорожденного есть все первичные, вторичные и третичные борозды. Но проекция отдельных частей головного мозга на поверхность черепа иная, чем у взрослых. Так, центральная (роландова) борозда расположена дальше от венечного шва, чем у взрослых, а латеральная (сильвиева) борозда лежит под теменной костью и занимает такое положение до 1-го года. Лобные извилины расположены более кзади от венечного шва; предцентральная борозда занимает такое положение до 9 лет. В связи с возрастным изменением положения отдельных частей головного мозга относительно поверхности черепа схемы, которыми пользуются при исследовании взрослых, для раннего детского возраста не подходят.
Борозды продолжают развиваться после рождения, особенно до 1-2 лет, и к 7-12 годам борозды и извилины имеют такой же вид, как у взрослого человека . Формирование почти всех борозд и извилин, в основном, завершается к 7 годам, только в некоторых участках лобной доли оно почти заканчивается к 12 годам, а в некоторых участках лимбической доли — к 2—4 годам.
Лимбическая доля растет быстрее по сравнению с другими областями новой коры, но ее поверхность по отношению ко всей коре полушария с возрастом уменьшается. У новорожденного она составляет 5,4%, в 2 года — 3,9%, в 7 лет и у взрослого — 3,4%. С возрастом происходит увеличение поверхности большинства борозд и расширение полей коры полушария большого мозга вследствие менее плотного распределения в них нейронов. Происходит изменение формы и усложнение строения нейронов, а также изменение расположения слоев коры в отдельных полях в зависимости и в соответствии с выполняемой функцией.
Клетки коры полушарий большого мозга новорожденного лежат сравнительно близко друг от друга и рассеяны, в отличие от взрослого, не только на поверхности полушарий, но в большом количестве еще и в пределах белого вещества. По мере развития новых борозд и извилин и увеличения в связи с этим поверхности полушарий большого мозга нервные клетки располагаются уже не так концентрированно. Мозгв первые дни после рождения характеризуется особым физико-химическим состоянием коллоидов; содержит много воды, количество которой, равно как и распределение относительно нейрона, меняется с возрастом. Сильно отличается и белковый состав мозга детей первых дней жизни и более старших возрастных групп.
У новорожденных иногда нет четкой границы между серым и белым веществом из-за отсутствия миелиновых оболочек у нервных волокон и диффузного распределения нервных клеток, в том числе и в белом веществе.
Цитоархитектоника.Нейроны поверхностных слоев коры недифференцированны, находятся на более ранних стадиях формирования, в глубоких слоях коры мозга по структуре перикариона и развитию отростков они приближаются к строению таких нейронов у взрослых.
Наиболее быстрый рост и созревание нервных клеток происходит в первые недели и месяцы постнатальной жизни. У родившегося ребенка кора состоит из большого количества мелких клеток разной формы, среди которых много округлых и овальных. Пирамидальную форму многие нейроны приобретают уже после рождения. Клетки коры у новорожденного расположены очень близко друг к другу, так как у них слабо развиты дендриты и их ветвления.
В первые месяцы жизни ребенка нейроны начинают быстро расти и дифференцироваться. У 2-недельного ребенка уже довольно ясно выражены слои серого вещества. В период до 1 года пирамидные клетки приобретают характерную форму и имеют многочисленные отростки. К 6 месяцам внешний вид нейронов коры отличается от дефинитивного состояния главным образом меньшими размерами.
К 2 годам пирамидные нервные клетки приобретают типичный вид, расположены менее тесно, мельче, чем у взрослых. Примерно в этом же возрасте в нейронах появляется пигмент, затем его количество постепенно увеличивается.
Пирамидные нейроны 3-го и 5-го слоев коры больших полушарий к 2 годам содержат большое количество базофильного вещества с характерным его расположением у эффекторных нейронов и формируют объемистую систему многочисленных дендритов. Происходит дифференцировка клеток 2-го и 3-го слоев коры и дальнейшее развитие ядер головного мозга.
Идет активный процесс миелинизации нервных волокон. Только после 2-3 лет, когда значительная часть волокон приобретает миелиновую оболочку, срезы мозга детей становятся похожими на срезы мозга взрослого человека.
Можно признать достаточно обоснованным фактом, что именно первые 2-3 года жизни являются наиболее ответственным этапом морфологического и функционального становления мозга ребенка.
На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, речевой деятельности. Существует мнение, что в этот период времени происходит "первичное обучение", т. е. формирование нейронных ансамблей, которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.
Цитоархитектоника, свойственная взрослому человеку, формируется между 2 и 4 годами жизни. Быстрее развивается кора пред- и постцентральной извилин, где находятся центры двигательного и кожного анализаторов. Дифференцировка нейронов коры идет от глубоких слоев к поверхностным. В дальнейшем, до 7-летнего возраста, происходит увеличение размеров клеток и усложнение межнейронных связей.
С возрастом формируется цито- и миелоархитектоника, характерная для различных полей коры больших полушарий. Количество клеток на единицу площади коры уменьшается. Это связано с увеличением общей поверхности полушарий большого мозга и нарастанием количества волокон.
Нервные клетки в коре полушарий большого мозга располагаются нерезко отграниченными друг от друга слоями. Эти слои содержат разные виды клеток, но для каждого из них характерно преобладание какого-либо определенного вида нейронов.
Число слоев и степень их развития в разных полях различны. К рождению ребенка уже видна разница в структуре полей, но их границы нечеткие, между ними располагаются более обширные промежуточные зоны, чем у взрослого человека. Такой вид полей наблюдается до 11-13 лет. После рождения дифференцировка нейронов в пределах каждого поля протекает быстрее в его центральной части, чем на периферии.
Миелоархитектоника.Миелоархитектоника коры характеризуется двумя направлениями волокон - тангенциальным и радиальным. У новорожденного преобладают радиальные волокна. Тангенциальные волокна имеются лишь в двух самых глубоких слоях, а в остальных они появляются после рождения и их развитие продолжается до года жизни.
Миелоархитектоника коры, свойственная взрослому человеку, формируется в период между 3 и 6 годами жизни, в это же время миелинизируется большинство волокон, но процесс миелинизации продолжается и в более позднем возрасте. В глубоких V- VI слоях коры волокна миелинизируются быстрее и интенсивнее.
Развитие модульного строения коры головного мозга.Согласно исследованиям Л. К. Семеновой (1990), динамика постнатального формирования коры больших полушарий головного мозга с позиций современной концепции о ее модульном строении может быть представлена следующим образом. Кора новорожденных характеризуется структурной незрелостью:
• густое расположение клеток относительно небольших размеров и в большинстве своем неопределенных форм;
• клетки имеют слабо выраженные отростки;
• единичные тонкие волокна примерно одинакового диаметра ограничивают колонки клеток, различные по протяженности в разных полях, которые являются доминирующим звеном;
• пиальные сосуды тонки, капиллярная сеть редкая, одинаковая по плотности во всех слоях коры.
Все компоненты нейроглиальнососудистых ансамблей к моменту рождения представлены, при этом доминирующим звеном являются колонки (модули) и немногочисленные, преимуществено, локальные, связи.
Первый год жизни знаменуется типизацией формы нейронов:
• увеличением размеров пирамидных и звездчатых нейронов;
• развитием дендритных и аксонных арборизаций, особенно расширяющих внутриансамблевые связи по вертикали и тем самым объединяющих структурные компоненты в ансамбль как структурную единицу, отграниченную пиальными и радиальными сосудами и пронизанную трехмерной капиллярной сетью.
Основу коры составляют протоплазматические астроциты, их созревание заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка.
К 3 годам в ансамблях более четко сформированы и выражены:
• так называемые "гнездные" группировки нейронов;
• вертикальные пучки радиальных волокон;
• аксонные коллатерали пирамидных нейронов.
Увеличиваются размеры веретенообразных звездчатых нейронов, распределяющих свои аксонные коллатерали в вертикальном направлении.
К 5-6 годам усложняется система связей по горизонтали за счет роста в длину и разветвления боковых и базальных дендритов пирамидных нейронов и развития боковых терминалей их апикальных дендритов. Нарастает полиморфизм нейронов всех слоев, отражающий специализацию, а также плотность капиллярных сетейв слоях 3 и 4.
К 9-10 годам пирамидные нейроны в среднем достигают наибольших размеров, увеличивается ширина клеточных группировок и радиарных пучков волокон. Волокна радиарных пучков разнообразны по диаметру, равно как по толщине дендритов, осуществляющих вертикальные связи нейронов колонки между собой. Значительно усложняется структура короткоаксонных нейронов, расширены сети аксонных коллатералей всех форм интернейронов, образующих в крупных ансамблях четко структурированные вертикальные колонки.
К 12-14 годам в клеточных ансамблях четко выражены разнообразные (специализированные) формы пирамидных нейронов, высокого уровня дифференцировки достигают все типы интернейронов. Существенно нарастает волокнистый компонент коры. Внутри- и межансамблевые связи усложняются преимущественно по горизонтали. Во всех ансамблях удельный объем волокон намного выше удельного объема клеточных элементов. Значительно нарастают диаметр и толщина стенок внутрикорковых артерий.
К 18 годам ансамблевая организация коры по основным параметрам своей архитектоники достигает уровня взрослых.
Таким образом, в период от рождения до 20 лет структурные преобразования нейронных ансамблей осуществляются в различных областях коры по единому принципу, но в разные сроки и с разным качественным и количественным представительством каждого из структурных компонентов. Вместе с тем при гетерохронном ходе постнатального морфогенеза коры в конкретные возрастные периоды рост и дифференцировка многих компонентов из различных областей коры происходят синхронно.
Ствол головного мозга.Образования ствола головного мозга развиваются неравномерно. До рождения в них преобладает белое вещество, после рождения — серое.
У полуторагодовалого ребенка клетки продолговатого мозга организованы в четко определяемые ядра и обладают всеми признаками дифференцировки. Рост и дифференцировка клеток продолжаются и в постнатальном онтогенезе.
У 7-летнего ребенка дифференцировка нейронов в ядрах блуждающего нерва такая, как у взрослых, и его нейроны неотличимы от нейронов взрослого даже по тонким морфологическим признакам. В дорсальном ядре блуждающего нерва количество клеток на единицу площади уменьшается по сравнению с тем, что наблюдалось в более раннем возрасте. Это связывают со становлением к данному периоду более совершенной дыхательной функции и возрастным развитием легких. Бульбарный уровень регуляции имеет важное значение в реакциях сохранения гомеостаза и взаимодействия организма с внешней средой. В этой связи сохранность бульбарного уровня особенно важна при старении в условиях снижения адаптационных возможностей организма,
С возрастом в продолговатом мозге обнаруживаются изменения формы нейронов и их отростков в виде узловатости дендритного дерева, потери шипиков и в конечном счете - повреждения дендритов.
Мостк 5 годам доходит до уровня, на котором он расположен у взрослого. Формирование тонкого и клиновидного ядер продолговатого мозга в основном завершается к 6 годам.
Мозжечокноворожденного развит сравнительно мало, лежит высоко и вытянут в длину. Его нижний край отстает на 7-8 см от большого отверстия и только к 10 годам достигает его уровня. Борозды мозжечка неглубоки, «древо жизни» слабо обрисовано, размеры полушарий по отношению к мозгу в целом меньше сравнительно с мозгом взрослого человека. У новорожденного червь мозжечка выражен лучше, чем полушария, что отражает раннее развитие филогенетически более древнего отдела.
Дольки полушария мозжечка — миндалины — лежат на большом расстоянии друг от друга, смещены кзади и только к 1,5 годам начинают располагаться параллельно друг другу, как у взрослого. Сначала они лежат высоко, в задней черепной ямке, а затем опускаются книзу, ближе к затылочному отверстию, и у 2-летних принимают приблизительно то положение, которое мы наблюдаем у взрослого.
Наиболее интенсивно мозжечок растет в первые 2-3 года жизни. В дальнейшем темпы развития снижаются, и до 18 лет мозжечок растет медленно. Усиленный рост мозжечка в ранние периоды жизни согласуется с выработкой в течение этого времени дифференцированных и координированных движений и приходится на первый год жизни и на период, предшествующий половому созреванию. Интенсивный рост мозжечка и дифференцировка его нейронов связаны с развитием коры большого мозга и проводящих путей к ней и мосту. Ядра основания мозжечка более выражены у плодов и детей первых лет жизни, чем у взрослых.