Тема: Организация работы акушерского стационара.
У 912
Печатается по разрешению редакционно-издательского Совета Орловского государственного университета от ________________ 2005 г., протокол № ___
Учебно-методические рекомендации для самоподготовки студентов 4 и 6 курсов к практическим занятиям по акушерству составлены д.м.н., профессором Р.Н. Степановой и к.м.н., доцентом С.П. Пахомовым. – Орел, 2005. - 30 с.
РецензентЫ:заведующий кафедрой акушерства и гинекологии факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета д.м.н., профессор Б.Ф Хурасев.
Заведующий кафедрой анатомии человека, оперативной хирургии и топографической анатомии с курсом факультетской хирургии, заслуженный деятель науки д.м.н, профессор В.Д. Затолокин.
Учебно-методические рекомендации составлены на основе “Программы по дисциплине Акушерство и гинекология, специальность 04,01,00 – «Лечебное дело», утвержденной Министерством образования Российской Федерации в 2003 г; предназначены для оптимизации усвоения программного материала студентами.
© Орловский государственный университет
Ó Степанова Р.Н., Пахомов С.П.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ АКУШЕРСТВО
Тема: Организация работы акушерского стационара.
Цель самоподготовки: изучить современные организационные мероприятия в стационаре родильного дома, направленные на получение благоприятных материнских и неонатальных исходов беременности и родов.
Содержание самоподготовки: санитарно – эпидемиологический режим родильного дома, структурные подразделения роддома, путь роженицы в роддоме от приемного покоя до выписки, знакомство с отделениями роддома. Физиологическое и обсервационное отделения. Основная медицинская документация. История родов. Схема сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц.
Вопросы для самоконтроля:
1.Каковы основные функции и задачи акушерского стационара?
2.Какие имеются отделения в акушерском стационаре?
3.Кто первым осматривает и принимает беременную?
4.Что такое родовой блок роддома?
5.Каких беременных госпитализируют в отделение патологии беременности?
6.В чем особенности организации неонатальной помощи в акушерском стационаре?
7.В чем заключается организация и каковы функции перинатологического центра?
Тема: Дополнительные методы диагностики в акушерстве.
Цель самоподготовки: научиться определять необходимость дополнительных лабораторных и инструментальных исследований, научиться интерпретировать полученные результаты для диагностики в акушерстве.
Содержание самоподготовки: лабораторные (инвазивные и неинвазивные) и инструментальные методы исследования. Хорионический гонадотропин человека (в моче и сыворотке крови), альфа – фетопротеин в крови матери, плацентарный лактоген. ПЦР – диагностика, амниоцентез, хорионбиопсия, кордоцентез; наружная кардиотокография (КТГ); ультразвуковое сканирование; допплерография, определение биофизического профиля плода, рентгенопельвиметрия; определение предполагаемой массы плода по Жорданиа, Ланковицу и Джонсону.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие инструментальные методы применяют в акушерстве?
2.Какие дополнительные неинвазивные методы лабораторной диагностики применяют в акушерстве?
3.Какие инвазивные методы лабораторной диагностики используют в акушерстве?
4.Какую диагностическую информацию можно получить способом УЗ – сонографии?
5.Что такое фетометрия и каковы ее цели?
6.Какова цель допплерометрического исследования?
7.Что такое КТГ и нестрессовый тест?
8.Какие показатели жизнедеятельности включаются в биофизический профиль плода?
9.Для чего определяют биофизический профиль плода?
10.С какой целью определяют в сыворотке крови матери уровень альфа – фетопротеина?
11.Как выявить мало - и многоводие?
12.Как обнаружить преждевременный разрыв плодных оболочек?
13.Что называется амниоцентезом?
14.Что называется хорионбиопсией?
15.Что называется кордоцентезом?
Тема: Послеродовой период.
Цель самоподготовки: научиться определять физиологическое течение послеродового периода и своевременно диагностировать симптомы послеродовых заболеваний.
Содержание самоподготовки: продолжительность послеродового периода , динамика физиологических изменений в органах и системах в пуэрперальном периоде. Органы и системы, исследуемые в послеродовом периоде. Принципы ведения нормального послеродового периода, врачебная тактика при осложнениях. Курация родильниц в послеродовом отделении. Предоставление послеродового отпуска.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое послеродовой период?
2. Каково состояние матки после родов?
3. Что должен делать врач в раннем послеродовом периоде?
4. Каков характер выделений из матки в раннем послеродовом периоде?
5. Как протекает инволюция матки?
6. Вследствие чего происходит обратное развитие матки?
7. Как происходит инволюция шейки матки?
8. Когда завершается эпителизация внутренней поверхности матки?
9. Что такое лохии?
10. Каков характер лохий в послеродовом периоде?
11. Как восстанавливается тонус промежности?
12. Что такое упражнение Кегеля?
13. Как происходит становление функции молочных желез?
14. Каково предназначение молозива?
15. Каков состав женского молока?
16. Какова клиника нормального послеродового периода?
17. Что такое субинволюция матки?
18. Какова роль УЗИ в определении нормальной инволюции матки?
19. Возможно ли повышение температуры тела при физиологическом течении послеродового периода?
20. Каков уход за швами на промежности?
21. Каков режим родильницы?
22. Что понимают под термином «современные перинатальные технологии» и на чем они основаны?
23. Что преследует немедленное прикладывание новорожденного к груди?
24. Зачем необходимо совместное пребывание матери и ребенка в роддоме?
25. Почему недопустимо выпаивание и докармливание новорожденных?
26. Что подразумевают под ранней выпиской из родильного дома?
27. Как осуществляется уход за наружными половыми органами родильницы? Какие дезинфицирующие растворы применяют для этого?
28. Каковы правила гигиены при кормлении новорожденного?
Патологическое акушерство.
ОПЕРАТИВНОЕ АКУШЕРСТВО.
ТЕМА: Кесарево сечение.
Цель самоподготовки: изучить виды операций кесарева сечения, показания к оперативному родоразрешению, условия и противопоказания к операции кесарево сечение, предоперационную подготовку и течение послеоперационного периода.
Содержание самоподготовки: показания и противопоказания к операции кесарево сечение, условия для проведения операции. Подготовка к операции. Асептика и антисептика в оперативном акушерстве. Обезболивание. Инструментарий. Ведение послеоперационного периода.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое кесарево сечение?
2.Каково происхождение названия «кесарево сечение»?
3.Какие существуют разновидности кесарева сечения?
4.Какие особенности техники классического кесарева сечения?
5.Какие недостатки классического кесарева сечения?
6.Каковы особенности техники корпорального кесарева сечения?
7.Каковы недостатки этого метода?
8.Какой метод кесарева сечения наиболее распространен в настоящее время?
9.В чем преимущество кесарева сечения в нижнем маточном сегменте?
10.Каковы принципы выполнения кесарева сечения?
11.Каковы показания к операции кесарева сечения?
12.Что такое абсолютные и относительные показания к операции кесарева сечения?
13.Какие ситуации относят к относительным показаниям со стороны матери?
14.Какие ситуации относят к абсолютным показаниям со стороны плода?
15.Какие ситуации относят к относительным показаниям со стороны плода?
16.Какие клинические ситуации следует считать противопоказаниями для производства кесарева сечения?
17.Какие условия необходимы для производства операции кесарева сечения?
18.В чем заключается предоперационная подготовка больной при плановой операции кесарева сечения?
19.В чем заключается предоперационная подготовка больной при экстренной операции кесарева сечения?
20.Каковы особенности обезболивания при операции кесарево сечение?
21.Какие виды разрезов передней брюшной стенки производят при кесаревом сечении?
22.Как вскрывается матка?
23.Что делают после вскрытия полости матки?
24.Каким образом производят извлечение плода?
25.Как зашивают рану на матке?
26.Каковы действия хирургов после зашивания матки?
27.Как зашивают переднюю брюшную стенку?
28.Каково послеоперационное ведение пациентки?
29.Какие осложнения после операции кесарева сечения могут возникнуть в раннем послеоперационном периоде?
30.Какие осложнения могут возникнуть в позднем послеоперационном периоде?
31.Что такое влагалищное кесарево сечение?
32.Что такое экстраперитонеальное кесарево сечение?
З3.При каких клинических ситуациях применяют экстраперитонеальное кесарево сечение?
34.Каковы особенности операции, выполняемой по методике Штарка?
ТЕМА: Акушерские щипцы. Вакуум-экстракция плода.
Цель самоподготовки: изучить виды акушерских щипцов, показания, условия и противопоказания для наложения акушерских щипцов и вакуум экстракции плода, технику операций; возможные осложнения для женщины и новорожденного, ведение послеоперационного периода.
Содержание самоподготовки: акушерские щипцы, применяемые в современном акушерстве. Устройство вакуум-экстрактора. Показания и противопоказания к операциям. Условия и техника наложения акушерских щипцов и проведение вакуум-экстракции. Осложнения со стороны матери и новорожденного. Течение и ведение послеоперационного периода.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что называется операцией «акушерские щипцы»?
2.Что такое акушерские щипцы и для чего они предназначены?
3.Какие виды щипцов и как они устроены?
4.Какими щипцами чаще всего пользуются в России?
5.Каковы показания для наложения акушерских щипцов?
6.Какие условия для наложения акушерских щипцов?
7.Как проводится подготовка к операции наложения акушерских щипцов?
8.Какое обезболивание применяется при операции?
9.Из каких моментов состоит операция?
10.Какие существуют правила для введения ложек щипцов?
11.Как должны размещаться ложки на головке плода?
12.Какие затруднения могут встретиться при введении ложек и как их устранить?
13.Как производят замыкание щипцов?
14.Как и зачем производят пробную тракцию?
15.Каков характер тракций, и в каком направлении следует их выполнять?
16.Можно ли вывести головку, не снимая щипцов, и как это сделать?
17.Как проводиться наложение выходных щипцов?
18.Как проводиться наложение полостных щипцов?
19.Каковы исходы операции для матери, плода, новорожденного?
20.Что называется вакуум-экстракцией плода?
21.Каковы показания к операции вакуум-экстракции?
22.Каковы противопоказания к операции вакуум-экстракции?
23.Каковы условия для выполнения операции вакуум-экстракции?
24.Какова подготовка к операции?
25.Какие виды обезболивания используются при операции?
26.Изкаких моментов слагается техника операции вакуум-экстракции?
27.Как вводится чашечка вакуум-экстрактора?
28.Как создается отрицательное давление в чашечке?
29.Как производят тракции?
30.Какие возможны осложнения при проведении операции?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная.
1.Лекции.
2.Айламазян Э.К. Акушерство. Учебник для студентов мед. вузов. СПб, 1997.
3.Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирющенков А.П. Акушерство. Учебник для студентов мед. вузов. М. Медицина, 1986.
4.Акушерство. Учебник/под редакцией Г.М.Савельевой и др./М.Медицина,2000.
5.Акушерство. Практикум для студентов мед. вузов/под редакцией В.Е. Радзинского/ 3 части. М. РУДН, 2002.
Дополнительная.
1.Ариас Ф.Беременность и роды высокого риска/пер. с англ./М.Медицина,1989.
2.Голигорский С.Д. Очерки урологической семиотики и диагностики. Кишинев, 1965.
3.Группы риска в охране материнства и детства. Всемирный Форум здравоохранения. Женева,1982. т.2, №4,с.101-110.
4.Калганова Р.И. Узкий таз в современном акушерстве. М., Медицина, 1965.
5.Краснопольский В.М., Радзинский В.Е. Кесарево сечение. М., Медицина, 1997.
6.Малиновский М.С. Оперативное акушерство. М.,Медицина,1974.
7.Приказ МЗ РФ №345 от 1996 г «Об организации работы родильных домов».
8.Приказ МЗ РФ №50 от 10.02.2003 г. «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях».
9.Репина М.А. Разрыв матки. Л.,Медицина,1984.
10.Репина М.А. Кровотечения в акушерской практике. М., Медицина, 1986.
11.Репина М.А. Ошибки в акушерской практике. Л., Медицина, 1988.
12.Савельева Г.М., Федорова М.В., Клименко П.А. Плацентарная недостаточность. М., Медицина, 1991.
13.Степанова Р.Н. Практические умения по акушерству и гинекологии.Феникс, Ростов/Дону, 2010.
14.Акушерство. Национальное руководство (ред. Э.К.Айламазян и др.), 2007.
15.Фарбер М.А. Вирусные гепатиты у беременных. М., Медицина, 1990.
16.Кокрановское руководство. Беременность и роды (ред. Хофмейр Д.Ю. и др. М.,Логосфера, 2010.
17.Шехтман М.М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных. М., Триада-Х, 1999.
Содержание.
Физиологическое акушерство.
Организация работы акушерского стационара. | |
Клиническая анатомия и физиология женских половых органов и плода. | |
Диагностика беременности и определение ее сроков. | |
Дополнительные методы диагностики в акушерстве. | |
Биомеханизм родов при переднем и заднем видах затылочного предлежания. | |
Клиническое течение и ведение родов при затылочных предлежаниях. | |
Послеродовой период. | |
Патологическое акушерство. | |
Биомеханизм и клиника родов при тазовом предлежании плода. | |
Ранний токсикоз беременных и гестоз. | |
Патология фето-плацентарной системы. | |
Многоплодная беременность. | |
Кровотечение в акушерстве. | |
Кровотечение в первой половине беременности. | |
Кровотечение во второй половине беременности. | |
Патология последового и раннего послеродового периода. | |
Неправильное положение плода. | |
Роды при неправильных предлежаниях головки. | |
Аномалии костного таза. | |
Родовой травматизм матери. | |
Послеродовые заболевания. | |
Беременность и экстрагенитальные заболевания. | |
Беременность и болезни сердца. | |
Беременность и гипертоническая болезнь. | |
Беременность и болезни почек. | |
Беременность и сахарный диабет. | |
Беременность и железодефицитная анемия. | |
Оперативное акушерство. | |
Кесарево сечение. | |
Акушерские щипцы. Вакуум-экстракция плода. | |
Рекомендуемая литература. | |
Содержание. |
У 912
Печатается по разрешению редакционно-издательского Совета Орловского государственного университета от ________________ 2005 г., протокол № ___
Учебно-методические рекомендации для самоподготовки студентов 4 и 6 курсов к практическим занятиям по акушерству составлены д.м.н., профессором Р.Н. Степановой и к.м.н., доцентом С.П. Пахомовым. – Орел, 2005. - 30 с.
РецензентЫ:заведующий кафедрой акушерства и гинекологии факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета д.м.н., профессор Б.Ф Хурасев.
Заведующий кафедрой анатомии человека, оперативной хирургии и топографической анатомии с курсом факультетской хирургии, заслуженный деятель науки д.м.н, профессор В.Д. Затолокин.
Учебно-методические рекомендации составлены на основе “Программы по дисциплине Акушерство и гинекология, специальность 04,01,00 – «Лечебное дело», утвержденной Министерством образования Российской Федерации в 2003 г; предназначены для оптимизации усвоения программного материала студентами.
© Орловский государственный университет
Ó Степанова Р.Н., Пахомов С.П.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ АКУШЕРСТВО
Тема: Организация работы акушерского стационара.
Цель самоподготовки: изучить современные организационные мероприятия в стационаре родильного дома, направленные на получение благоприятных материнских и неонатальных исходов беременности и родов.
Содержание самоподготовки: санитарно – эпидемиологический режим родильного дома, структурные подразделения роддома, путь роженицы в роддоме от приемного покоя до выписки, знакомство с отделениями роддома. Физиологическое и обсервационное отделения. Основная медицинская документация. История родов. Схема сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц.
Вопросы для самоконтроля:
1.Каковы основные функции и задачи акушерского стационара?
2.Какие имеются отделения в акушерском стационаре?
3.Кто первым осматривает и принимает беременную?
4.Что такое родовой блок роддома?
5.Каких беременных госпитализируют в отделение патологии беременности?
6.В чем особенности организации неонатальной помощи в акушерском стационаре?
7.В чем заключается организация и каковы функции перинатологического центра?