Умственная отсталость, обусловленная внутриутробной вирусной патологией.

Умственно отсталые дети с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта. Таким образом, дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС.

Недоразвитие мозга, возникшее на разных стадиях онтогенеза, может различаться возможными причинами и механизмами поражения ЦНС, клиническими проявлениями и структурой основного дефекта. Умственная отсталость относится к болезням развития — дизонтогениям. Соответственно она может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т. е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте (до трех лет).

Внутриутробные инфекции – группа заболеваний плода и новорожденного, развивающихся вследствие заражения в дородовом периоде или в родах. Внутриутробные инфекции могут приводить к гибели плода, самопроизвольному аборту, задержке внутриутробного развития, преждевременным родам, формированию врожденных пороков, поражению внутренних органов и ЦНС. Методы диагностики внутриутробных инфекций включают микроскопические, культуральные, иммуноферментные, молекулярно-биологические исследования. Лечение внутриутробных инфекций проводится с использованием иммуноглобулинов, иммуномодуляторов, противовирусных, антибактериальных препаратов.

Существует большое число экзогенных патогенных агентов, способных привести к внутриутробному нарушению развития или повреждению ЦНС у ребенка. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции. Острые инфекционные, главным образом вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, нередко приводят к возникновению множественных врожденных пороков развития, в том числе и к нарушениям формирования ЦНС у потомства. Наиболее опасен в этом отношении вирус краснухи. На более поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и к возникновению у него внутриутробных энцефалитов или менингоэнцефалитов. Из хронических инфекций матери наиболее частой причиной поражения ЦНС плода являются: токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия, нередко протекающие у женщин в латентной (скрытой) форме. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать также некоторые инфекционные хронические болезни матери, заболевания сердечно-сосудистой систему, почек, печени.

Причиной умственной отсталости у ребенка могут быть токсические поражения плода. Одним из токсических агентов, нарушающих формирование и развитие мозга, является алкоголь. Известно, что у женщин, страдающих хроническим алкоголизмом и регулярно употреблявших алкоголь во время беременности, часто рождаются дети с множественными врожденными пороками развития и умственной отсталостью. Алкогольное поражение плода называется алкогольной эмбриопатией.

Внутриутробная интоксикация может быть вызвана медикаментозными препаратами, применявшимися женщиной во время беременности. В настоящее время известно не менее 100 легко проникающих через плаценту лекарственных средств. К ним относятся некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства (например, хинин) и другие лекарства.

Причиной внутриутробного недоразвития или поражения ЦНС могут быть профессиональные вредности матери (химические или физические), наследственные или экзогенно обусловленные нарушения обмена веществ у матери, иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови ( системы АВО), проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных (ГБН). Неблагоприятно влияет на развитие мозга также стойкая внутриутробная гипоксия плода.Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными травмами плода обусловлены падением матери, сжатием, ушибами живота и поясничной области. Непосредственно после травмы у матери могут возникнуть досрочные роды, осложненные асфиксией новорожденных.

Несмотря на множество экзогенных патогенных агентов, способных привести к внутриутробному нарушению развития или повреждению ЦНС, необходимо помнить, что среди всех врожденных форм умственной отсталости экзогенные формы составляют не более 1/10 части. Подавляющее большинство врожденных дефектов развития познавательной сферы составляют различные наследственные заболевания и синдромы, проявляющиеся общим психическим недоразвитием.

19. Эпилептическое слабоумие проявляется не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

20. Умственно отсталый - такой ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность и другие высшие психические функции вследствие органического поражения головного мозга.

Медицинский- рассматривает вопросы этиологии слабоумия, анатомо-морфологические нарушения, устанавливает клинические, психопатологические симптомы слабоумия.

Психологический- устанавливает картину нарушения психической деятельности слабоумных, раскрывает их интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу и личность в целом.

Педагогический - рассматривает проблему обучаемости умственно отсталого ребенка.

Социологический- рассматривает социальные проблемы, связанные с умственной отсталостью.

Юридический- рассматривает законодательную защищенность лиц с интеллектуальными нарушениями.

Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм по­мощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей сте­пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматри­ваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как уни­верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло­дых матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при психо­лого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди­телям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной програм­ме развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож­ного характера психического развития в онтогенезе, на что впер­вые было указано Л. С. Выготским. Принцип системности в кор­рекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ре­бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах ди­агностического обследования, итогом которого становится пред­ставление системы причинно-следственных связей, иерархии от­ношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как струк­тура нарушения (система причинно-следственных связей, обус­ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследо­ваний А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка про­исходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые пред­ставляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологичес­ких новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание оп­ределенных условий для обогащения всех основных видов деятель­ности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной сис­темы в его взаимодействии с более широкими социальными сис­темами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дош­кольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, получен­ных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нару­шения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воз­действия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии кор­рекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-пер­вых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направ­лена на стимуляцию основных линий развитияребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методи­ческая поддержка их родителей, социальная адаптация и форми­рование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

1. специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

3. группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания яв­ляется создание условий для развития эмоционального, социаль­ного и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

В специализированном дошкольном учреждении решаются сле­дующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновре­менно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов со­циализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельнос­ти и поведении дошкольника, а также воспитания у него положи­тельных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспи­танников детского сада вторичных отклонений в развитии их по­знавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимо­действия с ребенком, стимулирующим его активность в повсед­невной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможнос­ти. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошколь­ного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессиональ­ного взаимодополнения.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей спо­собам усвоения общественного опыта, развитие их познаватель­ной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ребенка.

Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с на­рушением интеллекта».

Программа по своей структуре состоит из пояснительной за­писки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физи­ческое воспитание и физическое развитие», «Познавательное раз­витие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспи­танников детского сада вторичных отклонений в развитии их по­знавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимо­действия с ребенком, стимулирующим его активность в повсед­невной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможнос­ти. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошколь­ного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессиональ­ного взаимодополнения.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей спо­собам усвоения общественного опыта, развитие их познаватель­ной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ребенка.

Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с на­рушением интеллекта

Вопрос 21.

Наши рекомендации