Отношение к сновидениям в древности
В различных письменных источниках упоминается, что уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры, люди интересовались сновидениями. Жрецы в храмах, придворные снотолкователи, прорицатели судьбы на базарах пытались разгадать волю богов, духов и предсказать будущее по сновидениям. Часто считалось, что сновидение есть средство общения с Богом. Так в древней Греции существовал обычай целительного сна в храме Эскулапа для получения в сновидении лечебных предписаний от самого Эскулапа, которые истолковывались служителями храма.
Другие представления того времени рассматривали сновидение как деятельность духов предков или душ других спящих людей. Считалось, что во время сна душа покидает тело и может путешествовать отдельно от субъекта. Древние вавилоняне и ассирийцы верили, что дурные сны насылаются демонами и духами умерших людей. Самые ранние ассирийские истолкования сновидений обнаруженные на глиняных табличках в библиотеке последнего ассирийского царя Сарданапала датированы приблизительно III-м тысячелетием до нашей эры. В них полет во сне означал грозящее бедствие; питие вина – недолгую жизнь, а питие воды - долгую, особенно тревожили людей того времени сцены ссор с отцом, матерью, братом, появление во сне предков, покойников, а также войны с соседями. Такой «словарный» подход применялся к любым людям и любым снам не зависимо от их особенностей.
Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям богов. Так дошедший до нас папирус из Дерал-Мадинеха написанный примерно в 2000-1700 г.г. до нашей эры содержит указания о том, как получить в сновидениях советы свыше. Для этого в разных местах Египта имелось несколько храмов древнеегипетского бога сновидений Сераписа – серапиомов. Для получения божественного совета широко практиковалось вызывание нужных сновидений, когда человек, совершив соответствующий обряд, засыпал в серапиоме и получал желанный совет в своем сне. Существовала даже практика найма «талантливых» сновидцев, которых страждущий посылал в серапиом посмотреть нужный сон за себя.
Самый ранний китайский трактат о сновидениях - Мен Шу датирован 640 г. до нашей эры. Китайцы классифицировали сновидения по типу источника их вызвавшего: либо из внутреннего источника – души, либо из внешнего мира – физических раздражителей. Например, если заснуть на кушаке, то может присниться змея, обвившая стан. Правильное толкование сновидений должно учитывать жизненный контекст сновидца, а также расположение Луны, Солнца и звезд; время года. Для интерпретации образов сновидений применялись символы из И-Цзин (Книги Перемен).
В священных ведах древних индийцев есть перечни благоприятных и не благоприятных сновидений. Эти тексты относятся приблизительно к 1500-1000 г.г. до нашей эры и содержат толкования символов сновидений. Разные периоды ночи имели разное значение для истолкования сновидения, учитывался также и склад характера человека. Индийцы полагали существование четырех состояний души – бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений, мистического единения.
Китайцы и индусы учитывали наибольшее количество факторов при истолковании по сравнению с другими школами древности.
Поскольку сновидения виделись нашим предкам некоторым «окном» в будущее, то понятно, что мимо такой возможности не могли пройти люди, чей успех и даже жизнь во многом зависели от Колеса Фортуны – военачальники и полководцы.
Наиболее известный пример тому – Александр Македонский. Известно, что его учителем был Аристотель, написавший три трактата о сновидениях. Сам Александр записывал свои сновидения и даже иногда оглашал их перед войсками. Вот случай, который приводит в своей «Онейрокритике» Артемидор (White R., 1975). Во время осады Тира в 332 г. до нашей эры Александру приснилось, что греческий полубог Геракл (Аристотель был греком) простер к нему руку со стен города и позвал к себе. Накануне осады Тира Александр настаивал на праве совершать поклонение Гераклу в одном из храмов Финикии. Он также, считал себя потомком Геракла и его преемником на земле. В поход на персов он взял с собой снотолкователя Аристандра (есть сведения, что он написал свое толкование сновидений). Аристандр истолковал это сновидений так, Александр возьмет Тир, но лишь после великих трудов, сравнимых с подвигами Геракла.
В другом сновидении Александр увидел Сатира (полубога), который отплясывал на щите Александра и издевался над ним, не давая себя изловить. С большим трудом Александру удалось его пленить. Аристандр разделил слово Satyros (сатир) на два – Sa и Tyros, что означает «Тир твой». Это толкование побудило Александра к решительному штурму и победе.
Этот подход к истолкованию с помощью выделения второго смысла в словесном именовании образа сновидения предвосхитил фрейдовское исследование игры словами в сновидениях. Вот более свежий пример такого рода. Даме (американке) снится среди прочего, что она вносит в свой дом почтовый ящик, стоявший на улице. Здесь имеет место игра словами с подменой одного смысла другим, а именно, почта в английском языке mail звучит как «мэйл», самец (мужчина) – male, также произносится как «мэйл». Заменяя объект своего желания на безобидный почтовый ящик, замужняя женщина избавляется от опасной встречи во сне с посторонним мужчиной.
Карфагенянин Ганнибал, перешедший Альпы и вторгшийся в Италию, увидел во сне ползущую огромную змею, уничтожавшую все на своем пути. Небо было застлано клубами дыма и иногда освещалось молниями. Перед Ганнибалом предстал юноша, повелевший ему следовать своему сну. Змея символизировала армию Ганнибала. После этого сновидения Ганнибал отдал приказ о наступлении, которое едва не привело к падению Рима.
Сто лет спустя Юлий Цезарь, в то время римский военачальник, видел сновидение, в котором он совокуплялся со своей матерью. Его истолковали как то, что Рим, Город-Мать всех городов, готов «отдаться» Цезарю. Цезарь получил моральную поддержку, продолжил свое противостояние с сенатом, перешел Рубикон и овладел Римом, не пролив ни капли крови.
В древней Греции сновидения использовались для диагностики и лечения. В храмах Эскулапа специально обученные жрецы давали страждущим сонное зелье, а затем истолковывали увиденное во сне в направлении лечения. Нужно заметить, что исследования наиболее авторитетного отечественного специалиста в области сновидений В.Н.Касаткина (1972), подтверждают представление о том, что в сновидениях часто задолго до начала заболевания появляются его предвестники. Например, при неврастении во сне могут появляться сцены с отставанием от поезда или попаданием за границу без денег и документов. При соматических заболеваниях, та часть тела, которая беспокоит, может появляться во сне в виде хирургической операции над ней, раздавливания или преувеличенных размеров. Это могут быть неестественно крупные глаза у кого-либо при глазных болях или не пропорционально большая голова при головных болях.
Сновидения в Библии. В Книге книг приводится эпизод из жизни Иосифа, в котором он истолковывает сон фараона. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли 7 тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке. После них вышли из реки 7 тощих коров и съели тучных. Фараон проснулся. Заснув опять, он увидел, что на одном стебле поднялись 7 колосьев тучных и хороших, за ними выросло 7 колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь тучных и хороших.
Для истолкования сновидения был призван Иосиф, который дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье. После чего мудрый Иосиф сказал фараону следующее: «Да усмотрит фараон в земле египетской мужа разумного и мудрого и поставит над землей Египетской и повелит надзирателям 7 лет изобилия забирать пятую часть урожая для корма в 7 голодных лет». Фараон естественно «усмотрел» такого мужа в самом Иосифе.
Во времена Христа в Иерусалиме было 24 толкователя снов. Один из них – Рабби Хисда, он считал, что всякое сновидение подобно нераспечатанному письму и имеет смысл, кроме сновидений, вызванных голодом. Авторы Талмуда, а Рабби Хисда был одним их них, допускали, что некоторые сны могут быть пророческими, к ним они причисляли сны, приснившиеся утром; сны, в которых человек снится кому-то другому; сны, которые истолковываются в другом сне. Повторяющиеся сны тоже могут сбываться.
Особый интерес представляет символика сновидений, приводимая в Талмуде, она во многом напоминает психоаналитическую. Например: поливание оливкового дерева оливковым маслом - символ кровосмешения. Целующиеся глаза – половой акт с сестрой. Сексуальные символы трактуются как не имеющие сексуального смысла и наоборот. Например: инцест с матерью указывает на интеллект; связь с замужней женщиной означает, что сновидец будет спасен, но если до этого он не знал эту женщину и не вожделел ее перед сном.
Наиболее авторитетное сочинение по снотолкованию (White R., 1975) дошедшее до нас из античных времен написано Артемидором из г.Далдис (135 – 200 г. до н. э.). Артемидор много путешествовал и собирал материал по сбывшимся, то есть правильно истолкованным сновидениям.
Вот некоторые из его наблюдений. Ремесленника, видящего у себя много рук во сне, ожидает много работы, а мошенника с таким же сновидением - тюрьма. Сновидец ест хлеб во сне, макая его в мед. В скорости он сделался философом, мудрецом и приобрел богатство. Сновидец видит сломанную трость во сне – вскоре он заболел и охромел. Через некоторое время он снова увидел этот сон и вскоре поправился. Очевидно, что смысл символа может меняться.
Артемидор разделял сновидения на 5 категорий: Сон, Видение, Оракул, Фантазия, Призрак. Сон – истина, скрытая под маской иного образа, так Иосиф истолковал сон Фараона. Видение – сбывание того, что было во сне, например, утрата зуба во сне – наяву вырывание зуба. Оракул – предсказание, имеющее божественное происхождение. Фантазия – голодному снится еда, влюбленному встреча с любимой. Призрак – кошмарный сон, который видят ослабленные люди или дети.
Основной принцип истолкования сновидений по Артемидору – нет общих закономерностей возникновения снов и нет универсальных правил толкования. Толкование сновидений это род искусства.
Сократ считал, что сновидения это внутренний голос человека и крайне важно относиться к нему серьезно и следовать его велению. Для этого у Сократа были серьезные основания: когда афиняне приговорили его к смерти, в тюрьме, в ожидании казни, его посетило сновидение – Голос свыше, сказавший: «Сократ! Посвяти себя искусству муз». На протяжении своей жизни Сократ не раз видел это сновидение и полагал, что это призыв заниматься философией, но перед казнью он понял, что должен писать стихи, чем он и занялся. Его друг, пришедший навестить и подбодрить своего товарища, был очень удивлен тем, что Сократ был вовсе не удручен скорым концом, а, напротив, сочинял стихи и оды. И тогда Сократ рассказал ему эту историю.
Платон. Теория сновидений Платона во многом предвосхищает теорию Фрейда. Платон считал, что во время сна снижается контроль за побуждениями и многие противозаконные побуждения находят себе выражение и могут увеличиваться в количестве. Если отходить ко сну не испытывая сильных желаний или неудовольствий, то лучшая часть души найдет свое выражение в созерцании того, чего она не знает, касается ли это прошлого, будущего или настоящего, то есть приблизится к истине. В каждом из нас есть жестокие, дикие и беззаконные пожелания, которые обнаруживаются во сне.
Аристотель в противоположность Платону, считал сновидения рациональным и очень чутким к проявлениям телесной и душевной жизни, явлением. Но многие сновидения бессмысленны и случайны и, стало быть, истолкование невозможно. Пророческие сновидения в большинстве своем лишь совпадения.
Рассуждая о сбывающихся снах, Аристотель называет такие их возможные причины: «знание» организма о начинающемся нездоровье; случайное совпадение; глубокое убеждение в том, что сны сбываются и человек как бы сам себя подгоняет к "предсказанному" концу; и, наконец, внутреннее "я" человека подчинено социальным предубеждениям.
Фома Аквинский различал четыре типа сновидений. Сновидения могут быть причиной будущих событий: встревожась во сне, мы действуем днем определенным образом. Сновидения могут быть предзнаменованием, поскольку порождаются они и грядущие события одной причиной и, в силу этого обстоятельства, по сновидениям можно предсказывать будущие события. Причина сновидений может быть вне нас или в нас самих. Внутренняя причина может быть либо душевной, либо телесной. Эти причины не дают пророческих сновидений. Внешняя причина может быть также телесной или духовной. Телесная – воздействие на тело из вне. Духовная иногда исходит от Бога, иногда от демонов и лишь божественные сновидения могут быть пророческими.
Аквинский полагал, вслед за Греками и Индусами, что во сне может проявляться телесный символизм, например, человеку холодно и ему снится, что он идет босиком по воде или снегу.