Занятие 1. Психоаналитическая теория сновидений.
Общая оценка работы З.Фрейда «Толкование сновидении». Жанр и стиль работы. Мотивы написания. Причины первоначального неприятия и последующего триумфа.
1. Состояние сна и сновидения. Функция сновидения во сне.
2. Сновидение как исполнение желания. Регрессия в работе сновидения.
3. Особенности детских сновидений.
4. Манифестное и латентное сновидение. Возможности работы с манифестным сновидением.
5. Применение теории и методов работы со сновидениями в прикладной области (Художественное творчество, реклама…).
Источники для конспектирования:
Основная литература
- Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – 8-е изд., доп. – М.: ООО «Фирма СТД», 2005. – 678 с.
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. /М: Академический проект, 2009 – 597с. Лекции 8, 9, 11, 13, 14, 29.
Дополнительная литература
- Дадун Р. Фрейд М. Исследование сновидений. 1994. с 328-380.
- Фрейд З. О сновидении //З. Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989. с.310-343.
- Фрейд З. Утрата реальности при неврозе и психозе //Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск.: Беларусь, 1991. с.539-543.
Занятие 2. Методика и техника толкования сновидений.
1. Два метода толкования сновидений в психоанализе – символический и ассоциативный. Их теоретическое обоснование, границы и условия применения.
2. Символика сновидения. Типические сновидения и основные символические соотношения.
3. Метод свободных ассоциаций в применении к сновидению.
4. Остатки дневных впечатлений и методы работы с ними. Примеры.
5. Два направления в толковании сновидений – субъективное (саморепрезентация) и объективное.
6. Разбор классических сновидений («Об инъекции Ирме», «О стакане мочи»…).
- Источники для конспектирования:
Основная литература
- Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – 8-е изд., доп. – М.: ООО «Фирма СТД», 2005. – 678 с.
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. /М: Академический проект, 2009 – 597с. Лекции 5, 6, 7, 10, 12, 15.
Дополнительная литература
- Адлер А. Сны и их толкование //Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. с.237-254.
- Фрейд З. Применение толкования сновидений в психоанализе //Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991. с.95-100.
- Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В.Йенсена //Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. с.138-175.
- Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. Киев: REFL-book, 1997.-304с.
Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.
3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Отношение к сновидениям в древности. Египет, Китай, Индия, Греция. Сновидения и медицина.
2. Мышление архаического человека и сновидение.
3. Физиология сна и сновидения.
4. Теория сновидений З.Фрейда. Основные источники сновидений. Сновидение как исполнение желания.
5. Манифестное и латентное содержание сновидений. Цензура сновидения и ее проявление в сновидении.
6. Остатки дневных впечатлений и их роль в формировании сновидения.
7. Механизмы формирования сновидения. Сгущение, примеры.
8. Механизмы формирования сновидения. Смещение, примеры.
9. Механизмы формирования сновидения. Символизация, примеры.
10. Механизмы формирования сновидения. Вторичная обработка, примеры.
11. Типические сновидения, их природа. Примеры толкования.
12. Основные символические соотношения. Примеры.
13. Регрессия в работе сновидения. Виды регрессии. Архаические черты и инфантилизм сновидения.
14. Регрессия функция Эго, СуперЭго и Ид в сновидении.
15. Ассоциативный и символический методы работы со сновидениями в психоанализе. Их концептуальные основания и применение в практике.
16. Сновидения в различных фазах психотерапии.
17. Диагностическая ценность сновидений.
Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
4.1 Требования к уровню освоения предмета:
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
Знать:
- исторические и концептуальные предпосылки к возникновению психоаналитического учения о сновидениях
- основные психоаналитические понятия в области сновидений
- психоаналитическую модель сновидения
- природу психоаналитического символизма и основные психоаналитические соотношения
Иметь представление о:
- диагностических возможностях сновидений
- использовании сновидений в различных фазах психоаналитической терапии
4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний
Формы промежуточного и итогового контроля знаний – обучающий тестовый контроль.
Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Промежуточная аттестация проводится в письменной контрольной работы. Итоговая аттестация проводится в форме компьютерного тестирования с выбором нужного ответа на вопрос из ряда предложенных.
Приложение 1. Конспект лекций к теоретической части курса
Конспект лекций к теоретической части курса
Вводная часть:
Предметом курса являются следующие области:
1. История отношения человека со сновидениями
2. Психоаналитическая теория сновидений
3. Использование сновидений в терапии
Ключевые слова
Дневные остатки
Запретные инфантильные желания
Конденсация
Регрессия
Самость
Сгущение
Символизация
Скрытое (латентное)
Скрытое (латентное)
Смещение
Сновидение
Типические сновидения
Цензура
Явное (манифестное)
Введение