Диалектические причины возникновения болезни
• Болезнь — это крайняя степень поляризации внутренних и внешних проблем человека. Она возникает в точке выбора пути развития и является показателем выбора неэффективного пути. Служит сигналом о необходимости перестройки поведения, образа жизни и, в лучшем случае, может стать отправной точкой, стимулом к оздоровлению образа жизни.
• Основной и глобальной причиной болезни служит внутренний и внешний конфликт, вызванный диалектическим стремлением сознания к поляризации, к разделению объектов и явлений на полярности: плохое и хорошее, духовное и материальное, хаотичное и упорядоченное. И это же стремление является главным уроком развития, который заключается в объединении разрозненного и в достижении единства с окружающим миром.
• Человек является продуктом системных отношений, и его жизненная энергия определяется количеством и качеством связей, которые он способен сформировать и поддерживать в окружающем пространстве на разных уровнях бытия за определенное время. При этом болезнь проявляется как результат неумения выстраивать и сохранять не только одноуровневые (тактические), но и иерархические (стратегические) связи; неумения формировать новое пространство жизни. Формируя новое пространство жизни, человек объединяется с окружающим миром ради совместного творчества. При этом важно сохранять связи с прошлым, используя предшествующие достижения, накопленный опыт, и выстраивать перспективы, прокладывая путь в будущее, что создает преемственность времен и непрерывность бытия. Нарушение связей ведет к изоляции, а значит, к болезни.
• Болезнь как неполнота развития возникает на разных уровнях жизни: физическом, эмоционально-сенситивном, мыслительно-когнитивном, социальном, креативно-коллективном, общественном, мировоззренческом. Болезни человека являются отражением несовершенства процессов развития, происходящих в различных сферах жизни человечества: в семье, коллективе, обществе, государстве, на международном уровне и на планете в целом и свидетельствуют об односторонности жизнедеятельности.
При этом болезнь является признаком несостоятельности — возникает ограничение различных сторон жизнедеятельности. С другой стороны, болезнь является неосознанным поводом к освобождению себя от ответственности за активную работу над своей дальнейшей судьбой, «уважительной причиной», своеобразным пропуском в мир льготных условий. Действительно, общество автоматически снижает уровень требований к больному человеку (особенно страдающему хроническими заболеваниями), предоставляя ему ряд привилегий (больничные листы, льготы, инвалидность, уход медиков и родственников), тем самым усугубляя пассивную жизненную позицию и провоцируя нежелание осознавать причины своей односторонности. Получая, таким образом, исключительный социальный статус, больной человек незаметно для себя и окружающих добивается доминантного (исключительного) положения, но не упорным трудом, а немощным состоянием. При этом в большинстве случаев это происходит неосознанно как со стороны больного, так и со стороны окружающих. Задача настоящего целителя состоит в том, чтобы предупредить эту ситуацию, демонстрируя здоровую модель отношений, и помочь в осознании своей жизненной позиции.
Болезни многослойны и обусловлены генотипом, психотипом и архетипом человека.
Генотип — это совокупность всех имеющихся в организме факторов наследственности (ядерных и внеядерных). Являясь основой формирования организма, генотипические факторы под воздействием ноосферных, средовых особенностей формируют индивидуальный фенотип. Болезни развиваются на основе определенного генотипа и зависят от конституции и темперамента — анатомических и нейрофизиологических проявлений генотипа. В основе каждой болезни лежит генетическая предрасположенность, манифестация которой в виде болезни вероятна при искаженных проявлениях темперамента и психотипа.
Так, например, лица астенической конституции, склонные к подавлению своего стремления к зависимости, наиболее предрасположены к язвенной болезни. Зависимость проявляется как в виде стремления к доминированию, так и в виде стремления к подчинению. Соответственно, выделяют гиперактивный и пассивный типы. Гиперактивный язвенный тип сознательно отвергает свое желание зависимости. Эти больные заботятся о других, стараются быть лидерами, выглядеть сильными, постоянно ищут успеха. Таким поведением они пытаются компенсировать внутреннюю неуверенность и беззащитность. Внутреннее сопротивление, возникающее при этом, вызывает постоянный стресс, ведущий к образованию язвы. При пассивном типе больные наслаждаются преимуществами зависимости и не предпринимают шагов к самостоятельности, боясь проявлять свои скрытые лидерские способности. Таким образом, в данном примере болезнь — следствие противоречия между типом темперамента, сформированной линией поведения и стремлением к определенному социальному статусу.
Психотип — это индивидуальное социотипическое поведение человека в системе его отношений с внешним и внутренним миром, поэтапно формируемое посредством определенной формы отношений с окружающим миром. Болезни свидетельствуют о нарушениях в системе человек-окружающий мир.
Практически все приобретенные болезни возникают на почве социальной нереализованности личности. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что начало большинства заболеваний приходится на возраст предполагаемой социальной зрелости (28–56 лет), когда происходит переход от личностных приоритетов к социальным и формируется система социальных отношений.
Архетип — «общечеловеческая наследственность», сфера коллективного-бессознательного, включающая в себя аспекты духовного наследия человеческой эволюции. Отражает особенности культурно-исторического опыта развития человечества. Поэтому болезни, связанные с общечеловеческим опытом развития часто носят массовый характер (эпидемии, пандемии).
Например, сахарный диабет на сегодняшний день признан неинфекционной эпидемией, т. к. охватывает более 2 % населения земного шара. Психосоматической фабулой возникновения диабета является потребительская жизненная позиция, которая в современном обществе, к сожалению, стала массовой общественной тенденцией. Болезни, свойственные определенным расам и национальностям также отражают несовершенство их опыта развития, являясь архетипическими символами их ошибок.
• Болезнь возникает вследствие нарушения циклических процессов на уровне личности, социума и общества.
1. В любом жизненном цикле при задержке на фазе познания в ущерб преобразовательной фазе (не только познавать, но и преобразовывать; не только наблюдать, но и творить).
2. Вследствие несоответствия ритма жизни уровню творческих возрастных задач, запаздывания реализации программы жизни, соответствующей определенному возрасту, что ведет к ощущению социальной несостоятельности.
3. Вследствие несоответствия ритма жизни уровню современных требований общества, чем определяется актуальность жизнедеятельности.
• Болезнь — следствие выбора наименее эффективного пути развития. Существуют как минимум три прогрессивных и один регрессивный вариант выбора дальнейшего развития:
1. сохранение прежней формы жизни, возвращение к знакомым, пройденным этапам с целью их совершенствования (экстенсивный путь);
2. интеграция — выход на качественно новый уровень отношений с окружающим миром: использование прежних связей для формирования новых, поиск контактов (смешанный путь);
3. формирование нового пространства жизни посредством управления условиями своего развития: используя прогнозирование и моделирование условий своего развития (интенсивный путь);
4. регресс — откат в прошлое, до уровня, лежащего за пределами настоящего цикла (так называемое грехопадение после искушения).
Последний путь наиболее часто приводит к болезни (душевной или физической), т. к. в этой ситуации человек полностью лишается эволюционной мотивации к развитию. Человек получает важный жизненный опыт на любом пути, но, выбирая экстенсивный путь (привычный путь, путь наименьшего сопротивления), человек теряет бесценное время, выделенное ему для накопления качественно нового опыта развития, что в конечном итоге приводит к отставанию от темпов развития современной эпохи, к неактуальности и невостребованности, а значит, к одиночеству. Чем выше осознанность своего соучастия в современных событиях и степень управления своей жизнью, тем меньшее время требуется для творческой организации жизненного пространства. Человек сам выбирает, как ему жить: плыть по течению и подчиняться воле рока либо творить свою судьбу, согласуя свою жизнь с ритмами современной эпохи.
Сознание и бытие взаимообусловлены, существуют относительно одновременно и определяют друг друга. Если конфликт кроется в сознании, он обязательно проявляется в материи. Если природа конфликта материальна, она обязательно влияет на сознание. Психологический конфликт является причиной соматического заболевания, а соматическое заболевание влияет на развитие психики, что составляет порочный круг.