ТЕМА 3. Болезни человека. Их причины, концепции и методы изучения
ТЕМА 3. Болезни человека. Их причины, концепции и методы изучения
Зачем нужна болезнь? Причины болезней. Психосоматика. Психофизиологические концепции. Психоаналитические концепции. Ментально-когнитивные модели. Социопсихосоматика. Системно-теоретические модели
Зачем нужна болезнь?
Каждый человек знаком с состоянием недомогания, которое вызывает та или иная болезнь. Боль, разбитость, слабость, чувство одиночества и неполноценности сопровождаются сменой жизненной ситуации — временной или постоянной изоляцией от окружающего мира, выпадением из активного ритма. Возникает ощущение немощности, несовершенства, зависимости, желание обвинить в случившемся окружающих. Но тот, кто не привык потворствовать своим слабостям, кто не хочет прятать свои проблемы от других и от себя, кто постоянно ищет путь к развитию, обязательно задает себе вопрос: почему и зачем это случилось со мной, что у меня происходит не так?
Болезнь по своей сути — это нарушение связей с окружающим миром. Болезнь возникает именно тогда, когда не осознаются, а значит, игнорируются всеобщие принципы взаимодействия. И нужна она для восстановления нарушенного равновесия. Это легко проследить на примере патофизиологии. В патогенезе практически любого заболевания лежит воспалительный процесс — нарушение обмена веществ, баланса между защитными силами организма и воздействием повреждающих факторов. Организм ограничивает, локализует очаг повреждения тканей, уничтожает повреждающий фактор вместе с частью собственных тканей с целью сохранения целостности. Организм жертвует частью ради сохранения целого.
С одной стороны, болезнь — это следствие стечения определенных обстоятельств, нарушения связи с окружающим миром, а с другой — причина последующих изменений в жизни человека. Это картина, символизирующая суть нарушений, подсказка на пути восстановления нарушенных связей. Организм как микрокосм демонстрирует возможный выход из сложившейся ситуации. При этом наше тело никогда не лжет, в отличие от его хозяина, который очень часто изо всех сил пытается скрыть от себя истинное положение вещей и оправдать свой эгоизм. Человек, который научится читать язык тела, сможет помочь себе и другим в поисках здоровья.
Рис. 0.а
Рис. 0.б
Причины болезней
Начиная со времен Гиппократа — основателя современной медицины, — люди пытаются выяснить причины заболеваний. Считается, что болезнь может быть обусловлена множеством факторов: неблагоприятными погодными и климатическими условиями, с наследственностью, возрастом, неправильным питанием и образом жизни человека. С открытием микроскопа к патогенным факторам стали относить бактерии и вирусы, а с развитием фармацевтической промышленности — побочные эффекты и осложнения медикаментозного лечения.
Современная медицина с ее высококачественным диагностическим оборудованием и мощной фармацевтической промышленностью в основном занимается выяснением физических и физиологических причин заболеваний и лечением возникших патологических состояний. Философии возникновения болезни, широко освещенной в трудах древних ученых (Платона, Гиппократа, Гермеса Трисмегиста), уделяется второстепенное значение. Область исследований человеческой души стала прерогативой психотерапевтов, психологов, психиатров, имеющих весьма ограниченный доступ к постели больного. Подобное разделение привело к исчезновению истинной профилактики, повышению уровня заболеваемости населения и плачевному состоянию здоровья (несмотря на так называемую профилактику и стремление к здоровому образу жизни). Медицинская материалистическая парадигма не оправдала ожиданий. Человек нуждается в целостном подходе, который поможет раскрыть резервы самоисцеления, таящиеся в глубинах психики. «Познай самого себя» — с этой задачей человечество не может справиться многие тысячелетия.
Клинический опыт показывает, что прогноз напрямую зависит от отношения человека к своей болезни. Стремление во что бы то ни стало избавиться от недуга, отсутствие желания понять причины ведут к поражению. У тех же, кто готов сотрудничать с болезнью, пытаясь разобраться, какие преимущества и уроки несет патологическое состояние, дела обстоят гораздо лучше.
Каждый человек вправе выбирать, какую причину он отнесет к наиболее важной. Но чем шире понимание причин заболеваний, тем больше возможностей в излечении.
Жизнь человека подчиняется единым биоритмам планеты. А так как Земля сама включена в Солнечную систему и является мизерной частью галактики, то здоровье человека зависит от состояния и движения небесных светил, от геомагнитного состояния Земли, от атмосферы и биосферы. Нарушение человеком единых ритмов планеты ведет к возникновению болезней. В организме смену активной (экстравертной, инволюционной) и пассивной (интровертной, эволюционной) фаз жизнедеятельности регулирует вегетативная нервная система и, в частности, два ее отдела — симпатический (отвечающий за мобилизацию) и парасимпатический (ответственный за обеспечение восстановительных функций). Их деятельность можно связать с активной и пассивной фазой любого цикла, с анализом и синтезом. Патология может развиться в случае:
1. постоянной патологической активизации одного из отделов (дисгармоничное преобладание деятельности одной из фаз);
2. беспорядочной, хаотической смены активной и пассивной фаз, что приводит к дисбалансу нервной системы, вызывает тревожность, страх, вегетососудистую дистонию.
Вегетативная система получает импульсы от высших отделов головного мозга, подкорковых структур. Душевное состояние человека, его мысли и эмоции влияют на функции органов и систем посредством вегетативной системы. И это в большинстве случаев не поддается контролю коры головного мозга, т. е. нашего сознания. Таким образом, тело предельно правдиво отражает наше душевное состояние и несовершенство вопреки стремлению выглядеть благополучно.
В современной медицине наиболее близко к изучению связи психических явлений и болезней подошла клиническая дисциплина — психосоматическая медицина.
Психосоматика
Эта глава будет интересна людям, имеющим специальное медицинское и психологическое образование, т. к. отражает историю развития психосоматической концепции.
Термин «психосоматика» был введен в 1818 году Хейнротом. Он используется до сих пор, так как наиболее полно отражает связь души (psihe) и тела (soma) в возникновении заболеваний. Психосоматика развивалась как клиническая дисциплина и представления о механизмах развития болезней с течением времени расширялись. Современное психосоматическое направление представлено множеством концепций, отражающих тот или иной механизм нарушения связи между психикой и функциями организма.
Впервые описал причины семи психосоматических заболеваний немецкий психоаналитик Александер (F.G. Alexander, 1891–1964), объясняя их возникновение наследственной предрасположенностью, нарушением эмоционального климата в семье и сильными переживаниями взрослой жизни. В настоящее время выделены типичные психосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение: ожирение, нервная анорексия (отсутствие аппетита), нервная булимия (патологически повышенный аппетит), бронхиальная астма, язвенный колит, болезнь Крона, лабильная эссенциальная гипертензия, сердечный невроз, гастроэнтерит (как пример функциональных расстройств, не вызывающих структурных изменений) и некоторые другие.
Идеи нервизма и теории условных рефлексов позволили объяснить влияние психических процессов на организм кортико-висцеральными взаимодействиями. По мнению многих авторов, влияние коры больших полушарий на внутренние органы опосредуется лимбико-ретикулярной, вегетативной и эндокринной системами. Основными трансмиттерами (веществами, передающими сигналы нервной системы) в организме служат кортизол (гормон коры надпочечников), тироксин (гормон щитовидной железы) и адреналин (гормон мозгового вещества надпочечников).
Таким образом, чувства, переживания, мысли человека с помощью нервной и гормональной систем трансформируются в биохимические реакции, получают свое телесное выражение, свой материальный субстрат на уровне тела. По закону подобия, болезнь, возникающая на уровне сознания как нарушение взаимосвязи с миром, имеет свое символическое выражение на уровне тела в виде биохимических, функциональных и органических изменений.
Рассмотрим наиболее популярные в психотерапии психосоматические концепции.
Конверсионная модель Фрейда
Впервые идею конверсии Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимал превращение психического конфликта в соматический посредством вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. «Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представлявший собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание за запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали получение вторичных выгод от принятия роли больного» [17]. Конверсионная модель хорошо объясняет нарушения произвольной моторики — невротически обусловленные параличи и речевые нарушения. Она может быть полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущения кома в пищеводе при истерии (globus hystericus), определенных болевых состояний, мнимой беременности.
Одновременно с моделью конверсии при рассмотрении так называемого невроза тревоги Фрейд сформулировал вторую концепцию психосоматического возникновения симптомов, радикально отличающихся от конверсии. Он обнаружил, что такие органические симптомы как расстройства сердечной деятельности, дыхания, внезапные потливость, дрожь, голод, понос, головокружение, сужение сосудов и парестезия, сопровождают тревогу в качестве «эквивалентов приступа тревоги». Психосоматический симптом как эквивалент приступа был отнесен Фрейдом к защитному механизму проекции.
Конверсионная модель Фрейда отражает взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов в процессе формирования личности и позволяет предотвратить интраперсональный конфликт с помощью психоаналитической работы.
Когнитивные модели
Когниции — вербальные суждения или образы восприятия действительности, связанные с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями. Обработка поступающей информации происходит по определенной схеме, в результате рождается оценка явления и эмоциональное и мотивационное возбуждение. При депрессии, например, доминирующим становится стиль поведения, основой которого является самоотрицание; при тревожных расстройствах отмечается гиперактивный индивидуальный стиль реагирования на опасность; при панических расстройствах мобилизован стиль поведения, соответствующий неизбежной катастрофе. Схемы бывают широкие и узкие, гибкие и жесткие, интенсивные и ослабленные. Имеет значение их степень активности. Дисфункциональные убеждения и дезадаптивные стратегии вызывают расстройство личности, делают человека уязвимым. Так, зависимое расстройство личности характеризуется чувствительностью к утрате любви и помощи; нарциссическое расстройство — чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства. Когнитивная уязвимость основана на экстремальных, ригидных и императивных убеждениях. При соматическом заболевании важно найти индивидуальную когнитивную схему, которая привела к патологии, и помочь заменить, модифицировать или реинтерпретировать ее.
Универсология предлагает универсальные схемы моделирования здорового образа жизни с помощью матричного прогнозирования (определение индивидуальных потенциалов развития), модель социальной адаптации, основанную на поэтапном формировании системных отношений и модель иерархии целей. Моделирование позволяет человеку выбрать путь наиболее эффективного развития.
IV. Социопсихосоматика
Понятие «Социопсихосоматика» введено в литературу Schaefer в 1966 г. [20]. Настоящая концепция рассматривает причину психосоматических заболеваний в социальном и личностном конфликте индивидуума. Условия жизни общества, конституционные факторы, культурные влияния, социальные взаимосвязи, структура личности индивидуума — ведущие категории предложенных на сегодняшний день основных социопсихологических моделей. Быстрое социальное и техническое развитие в течение последних десятилетий приводит и к слишком быстрым изменениям норм этих категорий. Исход в психосоматическую патологию — это следствие нарушения адекватных взаимоотношений между индивидуумом и многочисленными социальными структурами, в которые он включен [20].
Теория Морено
Морено считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными паттернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль — это слияние частных и коллективных элементов». Роли он подразделяет на психодраматические (связанные с психологическим измерением «я сам»), психосоматические (физиологическое измерение) и социальные. Болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений социоэмоциональной среды. Болезнь — застой и регрессия, здоровье — направленное бытие, прогрессия, смелость. Человеческое развитие — это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии, к трансцендентным ролям.
Нарушение ролевого развития происходит вследствие:
• перескакивания на другие ролевые уровни, минуя промежуточные;
• неизменно поступательного направления развития;
• застоя развития;
• регрессии, т. е. частичного или полного отхода с уже достигнутых ролевых уровней.
Ролевые конфликты развиваются в рамках одной роли, разных ролей, внутри человека (интраперсонально), между разными людьми (интерперсонально). В диагностике подобных состояний основное значение имеет психодрама.
Концепция Аммона
Динамическая психиатрия Аммона рассматривает личность как сложное многоуровневое структурное образование, выделяя первичные нейрофизиологические и биологические функции организма; центральные бессознательные функции, такие, как агрессия, страх, сексуальность, креативность, нарциссизм и т. д.; вторичные сознательные функции, которые определяют содержание способностей и навыков человека. Аммон выдвигает концепцию формирования целостной личности — интегрированной Я-идентичности и рассматривает процесс развития как процесс преобразования Я-идентичности. При этом большое значение он придает формированию границ «Я» под воздействием социальной энергии (родителей, первичной группы и т. д.). Нарушение формирования границ «Я» вследствие деструктивного или дефицитарного характера социальной энергии ведет к дезадаптации личности в социуме. Динамическая психиатрия глубоко исследует проблемы сознательного и бессознательного в человеке, их формирования под влиянием социальной среды и влияния друг на друга, а также предлагает методы психотерапии дезадаптивных состояний.
Зачем нужна болезнь?
Причины болезней.
Психосоматика.
Социопсихосоматика.
ТЕМА 3. Болезни человека. Их причины, концепции и методы изучения