Палатная секция - основная структура и функциональная единицы ЛПУ.
Основной структурной и функциональной единицей больничного здания является больничная секция, представляющая собой изолированный комплекс, из палат, лечебно-вспомогательных и хозяйственных помещений, коридора и санитарного узла. Больничная секция предусматривается для больных с однородными заболеваниями. Палатная секция на 25—30 коек считается наиболее целесообразной для обеспечения благоприятных условий пребывания, успешной организации лечебного процесса и ухода за больными, поддержания чистоты и порядка в помещениях. Две палатные секции составляют отделение, которое имеет общий штат медицинского персонала.
Палатное отделение — основной функциональный элемент стационара. Вместимость отделения, как правило, 60 коек, в отдельных случаях она может быть увеличена до 90—120 коек или уменьшена до 15—45 коек. В каждой палатной секции для взрослых проектируется 60% палат на 4 койки и по 20% однокоечных и двуx^ср^ч^шx^1а.ла^^ На обе секции палатного отделения предусматривается" нейтральная зона, где находятся помещения для дневного пребывания больных, кабинеты врачей, сестры-хозяйки, старшей медсестры, буфетная и столовая, а также специальные помещения (процедурная, кабинеты врачей-специалистов), санузлы.
В больничном корпусе палатные секции занимают около 60% площади. Сейчас отношение площади палат к вспомогательным помещениям составляет 1:1 и увеличивается в пользу последних. Отделение снабжено лифтами и лестницами. Пищу доставляют в отделение специальным лифтом, находящимсяв буфетной. Палаты должны группироваться компактно, обслуживающие помещения (процедурная, клизменная и др.) обосабливаются. Посты медсестер должны располагаться так, чтобы медсестра со своего рабочего места могла просматривать коридор и входы во все палаты и вспомогательные помещения. Важным элементом палатной секции являются коридоры и лестницы.
Коридоры не только связывают помещения, но и представляют собой удобную вспомогательную площадь.
СанПиН 5179-90:
Инфекционная палата - 8кв. м на 1 койку
Ожоговая - 10кв. м
Реанимация - 13кв. м
Неинфекционные
-палаты на 1 койку без шлюза – 9кв. м
-палаты на 1 койку со шлюзом и уборной – 14кв. м
-палаты на 2 койки и более - 7кв. м
-бокс -27кв.м
Поверхность стен, перигородок и потолков делается гладкой и легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции. Отделочные материалы должны быть стойкими к физическим, химическим и механическим воздействиям, обладать низкой теплопроводностью и звукопоглащающей способностью не менее 44 дБ, должны обеспечивать непроницаемость для влаги, грызунов, насекомых. В помещениях с сухим режимсом работы(палаты, холл и тп) стены окрашивают силикатными и масляными красками, потолки покрывают водоэмульсионной или известковой побелкой. Для отделки полов использовать прочные нескользкие гладкие материалы с повышенными теплоизоляционными свойствами(паркет, линолеум). На певых этажах и в вестибюлях должна использоваться мраморная крошка и мраморная мазаичная плитка. В помещениях с влажным режимом работы стены облицовывать глазурной плиткой на полную высоту. Использование нитроэмалей не допускается. Полы в операционных, наркозных, родовых должны иметь антистатическое покрытие. Напряженность статического электричества не должна превышать 20 кВ/м. Все отделочные материалы должны иметь цвета соответствующие функциональному предназаначению и психофизиологическому состоянию больных и персонала.
26. Гигиенические требования к водоснабжению, канализации и очистке лечебных учреждений.
Для лечебного учреждения(ЛУ) общее водопотребление на 1 койку регламентируется в объеме 250л/сут. Качество горячей и холодной воды должно отвечать требованиям ГОСТа «Вода питьевая». Очистка и обеззараживание сточных вод ЛУ осуществляется на общегородских канализационных очистных сооружениях. Сточные воды инфекционных ирадиологических отделений перед спуском в наружную канализацию обязательно обеззараживать и дезактивировать. В зданиях ЛУ более 2х этажей рекумендуются устройства гермитичных мусоропроводов и приемных камер, а также своевременное удаление твердых отходов и мусора, чтобы среднесуточная величина их накопления не превышала 0,63 кг/койка. Наличие в составе твердых отходов в ЛУ предметов одноразового пользования, инфецированного материала, специфических компонентов должно предусматривать их эффектвное обезвреживание, надлежащее хранение, быстрое удаление. Утилизация таких отходов в ЛУ разрешается только при наличии специальных мусоросжигательных печей, расположенных в хоз зоне с соблюдением сан разрыва 50м.
27. Санитарно-гигиенический режим лечебного учреждения, его содержание и значение для профилактики внутриболышчных инфекций.
28. Гигиенические требования к инфекционным отделениям больниц: особенности внутренней планировки.
В основе планировочных решений инфекционных отделений лежат система изоляции больных, условно разделенных на «грязные» и «чистые» потоки, санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных (табл. 11.10).
Для предотвращения внутрибольничных^аражений наиболее_надежен_б<жс, т. е. комплекс помещений (входной тамбур, санитарный узел сданной, палата, шдюз) с отдельным наружным входом. Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы. Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через него персонал проходит к больному. В шлюзе размещаются умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи в бокс.
Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.
Инфекционная больница должна иметь приемное отделение, стационар, лечебно-диагностические кабинеты (рентген, операционная, реанимация, кабинет функциональной диагностики, физиотерапии, кабинет ректоромано-скопии, родовой бокс), лаборатории, стерилизационную, аптеку, пищеблок, патологоанатомическое отделение, административно-хозяйственную службу, дезинфекционное отделение, очистные сооружения для обеззараживания сточных вод, службу санитарной обработки транспорта. Состав подразделений определяется коечной мощностью и назначением больницы. Каждое отделение может состоять из одной или двух секций, полностью изолированных друг от друга.
Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов и палат. В каждом инфекционном отделении следует выделять нейтральную зону, где размещаются кабинеты врачей и сестры-хозяйки. В инфекционных отделениях для приема больных планируют приемно-смот-ровые боксы из следующего расчета: в отделении на 30 коек — 1 бокс, от 30 до ;60коек — 2 бокса, от 60 до 100 коек — 3 бокса, более 100 коек — 3% числа коек в больнице.
Из приемно-смотрового бокса после осмотра врачом больной через наружную дверь поступает в соответствующее отделение инфекционной больницы, не встречаясь с другими больными. В больших больницах больные из приемно-смотрового бокса доставляются в индивидуальный бокс на санитарной машине. После каждого больного приемно-смотровой бокс дезинфицируют.
В приемном отделении, кроме приемно-смотровых боксов, должны предусматриваться диагностические изолированные боксы для больных с неясным диагнозом или смешанными инфекциями.
Обычно больной находится в боксе не менее 5 дней, затем его переводят в палату. 5-дневная изоляция больного в боксе продиктована противоэпидемическими соображениями. За этот срок обычно устанавливается диагноз по данным лабораторных и бактериологических анализов.
Индивидуальные боксы могут служить также для индивидуальной госпитализации инфекционных больных. После выписки пациент уходит из бокса через наружную дверь, а в боксе проводят заключительную дезинфекцию.
Боксированное отделение позволяет исключить приемное отделение как функциональное подразделение больницы. Наиболее рациональна павильонная система застройки инфекционной больницы, когда каждое инфекционное отделение располагается в самостоятельном корпусе и обслуживает больных с одноименными заболеваниями. В многоэтажных корпусах отделения для однородных инфекций рекомендуется размещать поэтажно. Больных с воздушно-капельной инфекцией следует размещать в верхних этажах во избе жание распространения инфекционного аэрозоля из палат в помещения, расположенные над этим отделением. Здания и отделения, входы и выходы отдельных зданий и групп помещений (лечебные кабинеты, санпропускники, отделения камерной дезинфекции и т.д.) должны быть расположены с учетом строгого разобщения «чистых» процессов и процессов, связанных с приемом и содержанием инфекционных больных, с инфицированными вещами и материалами. Участок инфекционной больницы должен быть изолирован от других корпусов, доступ людей на теориторию ограничен. В многоэтажных инфекционных больницах каждый этаж предназначен только для одной инфекции, он имеет отдельный лифт, лестничную клетку, лабораторию срочных анализов, кухню-доготовочную, стерилизационную, операционную, кладовые, шлюзы для персонала. Палаты на 1 койку в инфекционном отделении для взрослых — 7,5 м2, для детей — 6,5 м2 (в палатах предусматривается туалет и шлюз).
В детских отделениях число мест для матерей составляет 20% числа коек в детском отделении.
Приемно-смотровой бокс — 16 м2. Помещение для выписки больных — 8 м2 (обязательно наличие душевой кабины).
Бокс на 1 койку — 22 м2, на 2 койки — 27 м2 (наружный тамбур, санузел с ванной, палата, шлюз между палатой и коридором).
Полубокс на 1 койку — 22 м2, на 2 койки — 27 м2 (санузел с ванной, палата, шлюз между палатой и коридором).
Санитарный пропускник для больных — 25 м2.
Раздевальная — 6 м2.
Ванная с душем — 10 м2.
Одевальная — 6 м2.
Уборная — 3 м2.
Инфекционных больных, минуя центральный приемный покой больницы, доставляют в отделение, где их осматривает врач в приемно-смотровом боксе. Смотровой бокс состоит из шлюза, через который персонал больницы входит в смотровой кабинет. Больной поступает сюда с улицы через тамбур. После термометрии, осмотра и регистрации больной походит тщательную санитарную обработку. Смотровой бокс после ухода каждого больного убирают, тщательно проветривают, дезинфицируют, применяя бактерицидные лампы. Планировка инф. отделения должна позволять делить его на две — три самостоятельные секции, предназначенные для обслуживания больных с разными инфекциями. В секции необходим также санитарный узел. В инфекционных отделениях устраивают малокоечные палаты, в детских отделениях палаты разделяют перегородками на боксы, у входа в палату устраивают шлюз. В полный бокс больные поступают с улицы, через шлюз, минуя отделение, обычно в них кладут больных с неустановленным диагнозом или смешанной инфекцией. Полубокс устроен почти так же, как полный бокс, но больные поступают сюда не с улицы, а из палатного коридора. Они применяются для больных с нелетучими инфекциями. Устройство отделения из боксов и полубоксов облегчает маневрирование койками, создаются возможности изолировать больных с разными инфекциями. Кроме того, это способствует одномоментному заполнению палат, что очень важно для предупреждения осложнений. Мебель на отделении должна быть гладкой, без выступов, окрашенной в светлые тона, легко очищаемой.
29. Гигиенические особенности труда в парках вооружения и военной техники. Основные вредные факторы.Одним из важных направлений социально-экономической политики государства является улучшение условий труда и быта населения ивойск. При этом быстрое техническое перевооружение производства,создание и выпуск новых машин и оборудования, внедрение новой технологии и материалов, дальнейшая автоматизиция и механизация производства постоянно расширяют круг теоретических проблем и практических задач состоит в осуществлении глубоких преобразований в области научной организации труда, улучшении и облегчении его условий, обеспечении широких возможностей для высокопроизводительной и творческой работы, постоянном проявлении заботы об улучшении условий труда и быта работников, создании творческой обстановки и здорового социально-психологического климата в каждом коллективе. При современных формах труда особую роль приобретают проблемы возникновения профессиональной патологии,что в свою очередь вызвало развитие нового сложного комплекса социально-профилактических задач, связанных с выявлением и ликвидацией всех вредно действующих на человека факторов современного производства: нервных перегрузок, шума, вибрации, токсических веществ промышленного загрязнения и т.д.
НОРМИРОВАНИЕ.Вопрос о ликвидации на производстве основных причин, вызывающих у рабочего персонала травмы и болезни и создании эффективного профилактического барьера против этих недугов, постоянно находится в центре внимания соответствующих правительственных структур и правительства в целом.
Сегодня, когда технические достижения широко внедряются в производственные процессы, делается всё для максимального использования этого процесса в интересах людей.
С этой целью все органы власти усиливают своё внимание к тем отрицательным проявлениям, которые сопровождают техническую модернизацию производства: к качественным изменениям трудового процесса, факторам загрязнения производственной среды промышленными отходами, повышению требований к квалификации работников, к вопросам техники безопасности на производстве.
Согласно утверждённым ВЦСПС в 1971 году санитарным нормам проектирования промышленных предприятий в производственной рабочей среде допускается лишь такая концентрация вредных веществ, которая при ежедневном 8-ми часовом рабочем дне в течение всего рабочего стажа не может вызвать у людей никаких заболеваний и отклонений в состоянии их здоровья. Кроме того утверждён строгий список, куда входят лишь те химические вещества, которые разрешено употреблять в отечественной промышленности.
Большая работа была проделана также по изучению микроклимата производственных помещений. На основании гигиенических исследований утверждены государственные нормы и правила, ограничивающие выброс пыли, вибрацию и шум на рабочих местах в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Одновременно предложены средства индивидуальной защиты работников.
На 200 различных промышленных предприятиях проводились научные работы, которые имели своей конечной целью создание эффективного профилактического барьера в борьбе спроизводственными опасностями. Результаты этих исследований отличались высоким уровнем и большой практической ценностью, согласно полученным данным приняты и утверждены ряд документов санитарного законодательства ( в т.ч. СН 245-71) и межотраслевых санитарных правил и гигиенических требований к состоянию производственного оборудования. Для 227 новых химических веществ определены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе рабочей зоны производственных помещений. Предложено 3024 профилактическо-оздоровительных мероприятий и рекомендаций. Утверждено 20 ГОСТов системы безопасеости труда, разработаны критерии классификации видов труда по степени их тяжести, опасности и вредности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОРМИРОВАНИЯ 1. Принцип опережения. Внедрению новых факторов в среду обитания человека должны предшествовать их медицинская и биологическая оценка, разработка и реализация профилактических мероприятий.
Парки техники и вооружения предназначаются для размещения, хранения и технического обслуживания бронетанковой техники, ракетноартиллерийского вооружения, автотракторной и специальной техники частей и подразделений,расквартированных в военном городке.
При санитарно-гигиеническом обследовании парка, рассматриваются вопросы:
- размещение производственных участков и соответствие их площадей установленными нормами;
- правильность хранения, учета и расходования ЯТЖ;
- функционирование и эффективность общей и местной вентиляции;
- состояние микроклимата;
- освещенность рабочих мест и производственных помещений;
- исправность оборудования и инструментов;
- обеспеченность производственным оборудованием;
- наличие условий для отдыха и соблюдения правил личной гигиены /функционирование и санитарное состояние гардеробной, душевой, уборной, пунктов обогрева, наличие горячей и холодной воды, мыла, полотенец/;
- обеспеченность спец.одеждой, средствами защиты;
- наличие и укомплектованность медицинских аптечек;
- наличие инструкций по ТБ и знание их л/с.
- выполнение мероприятий по предупреждению загрязнений окружающей среды.
Санитарно-химические показатели включают показатели, характеризующие наличие органических веществ или продуктов их распада: окисляемость, группа азота (азот аммонийный, нитритов, нитратов, хлориды, БПК и растворенный кислород, ион фосфорной кислоты, сероводород и др.).
В обычных условиях в эпидемическом отношении безопасность воды определяется косвенными показателями:
- степенью общего бактериального загрязнения (микробное число);
- содержанием бактерий группы кишечной палочки (БГКП) - коли-титр и коли-индекс.
По бактериологическим показаниям вода. поступающая в сеть и к потребителям, должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице. Общее количество бактерий в 1 мл неразбавленной воды-100 Микробное число - общее число колоний, вырастающих в течение 24 ч. при температуре 37 град. при посеве 1 мл воды на 1,5 % мясо-пептонный агар.Определение микробного числа воды производят в соответствии с ГОСТом 189663-73.
Микробное число незагрязненных артезианских скважен, как правило, составляет не более 20-30, шахтных колодцев - 300-400, открытых водоемов
- 1000-2000.
Коли-индекс - количество кишечных палочек в 1 л воды.
Коли-титр - это то наименьшее количество воды, в котором обнаруживается хотя бы одна кишечная палочка.
Одним из вопросов надзора является эпидемическая безопасность питьевой воды. Для этого используется лабораторный контроль воды по бактериологическим показателям.
Патогенные микроорганизмы в медэпидемический период в воде присутствуют непостоянно. Их численность в воде всегда меньше, чем сапрофитов, они хуже растут на средах и менее устойчивы в окружающей среде. По устойчивости микроорганизма можно распределить следующим образом:
- сапрофиты - самые устойчивые
- вирусы
- БГКП
- сальмонеллы
- шигеллы
Из эксперимента следовало, что кишечная палочка более устойчива к воздействию хлора, чем возбуудители кишечных инфекций, среди которых менее стойкие - возбудители брюшного тифа и дизентерии Флекснера.
Из него следовало также, что коли индекс 10 гарантирует отсутствие всех возбудителей кишечных инфекций. Но среди первичных возбудителей не было вирусов. При повторном эксперименте с возбудителями вирусных заболеваний выяснилось, что при обеззраживании воды, до содержания 3 бактерий кишечная палочка в 1 л (коли индекс = 3) вирусы не теряли жизнеспособность и давали рост на питательных средах.
При дозированном заражении воды в соотношении на 1000 кишечных палочек 1 вирус в последующем обеззраживании до коли индекса равного 3 вирус не обнаруживался при коли индексе равном 10 давал рост.
Из этого следует вывод, что регламентируемый ГОСТом на питьевую воду коли индекс = 3 гарантирует отсутствие возбудителей вирусных инфекций только при условии умеренного загрязнения исходной воды в водоисточнике.
Сильным загрязнением поверхностных водоемов, используемых, как правило, для водоснабжения крупных городов объясняется тот факт, что при соответствии водопроводной воды показателям ГОСТ, в 20-22 % случаев в ней обнаруживают возбудителей вирусных инфкций.
Подсчитано, что в городе с населением в 1 млн. жителей, пользующихся водой соответствующей ГОСТу, в год заболевает 3-3,5 тыс. человек вирусными болезнями, передающимися через питьевую воду, и 20-25 тыс. становятся вирусоносителями.
При бактериологическом контроле за индикаторную группу микроорганизмов (Транскрипта ВОЗ), т.е. такую группу, при обнаружении которой можно косвенно судить о заражении воды патогенными микроорганизмами, принята кишечная палочка. В последнее время взгляд на нее переменился. В качестве индикатора берут всю группу бактерий кишечной палочки (БГКП).
К БГКП относятся грамотрицательные не образующие спор палочки, ферментирующие глюкозу и лактозу до кислоты и газа, не обладающие оксидазной активностью.
При превышении в воде нормативов по коли-индексу необходимо срочное проведение повторного исследования, для установления причины нестандартного анализа или подтверждения наличия фекального загрязнения.
Признаком фекального загрязнения является обнаружение в пробе воды лактозоположительных кишечных палочек.
К этой группе бактерий ферментирующих лактозу относится
которая ферментирует лактозу до кислоты и газа при температуре 44,5 +
0,2 град и обладает оксидазной активностью.
Другим показателем свежего фекального зарязнения является наличие фекальных энерококков в т.ч.
Обнаружение этих микроорганизмов в пробе свидетельствует о свежем фекальном загряфзнении водопроводной сети, попадании в нее сточных вод или нарушение режима обеззараживания на водопроводных сооружениях.
При установлении фекального загрязнения проводятся обязательные исследования на анличие патогенных микроорганизмов, которых присутствие в воде недопустимо.
При обследовании поверхностных водоемов определяют коли-индекс лактоположительных кишечных палочек.
В безукоризненных в эпидемическом отношении артезианских водах при правильной эксплуатации скважин коли-индекс не превышает 1-2, в малозагрязненных и хорошо оборудованных шахтных колодцах - не более 10, в малозагрязненных открытых водоемах - не более 1000. В случае, если коли-индекс воды до 10.000 - воду необходимо подвергнуть очистке и обеззараживанию, а если коли-индекс более 50.000 - то это свидетельствует о непригодности воды как источника для централизованного водоснабжения.
Санитарно-бактериологический анализ воды производится по ГОСТ 18963-73, при этом стандарт определяет и методы отбора, хранения и транспортировки проб.
Для отбора проб воды используют стерильные флаконы вместимостью 0,5 л с притертой, каучуковой или корковой пробкой. Пробы воды периферической водопроводной сети отбирают в периоды наибольшего расхода воды при соблюдении правил стерильности, после предварительной стерилизации кранов обжиганием пламенем горящего тампона, смоченного спиртом и последующего спуска воды в течение 10-15 минут при полностью открытом кране. Объем отбираемой пробы - 500 мл. Наполняют флаконы с таким расчетом, чтобы притранспортировании не замочить пробку. Флакон кроме пробки закрывают бумажными колпачками, которые обвязывают ниткой.
Отобранные пробы должны сопровождаться документом, подписанным лицом, отбиравшим пробу.
В сопроводительном документе указывают:
- дату отбора пробы (час, число, месяц, год), откуда взята проба;
- цель исследования; текущий сан.надзор, особые показания и т.д.;
- особые обстоятельства, имевшие место при отборе проб (время спуска воды из крана, условия транспортирования).
Проба должна быть исследована не позже, чем через 2 часа после ее отбора. При невозможности выполнения этих условий анализ допускается проводить не позже, чем через 6 часов после отбора пробы, сохраняя при этом пробу при температуре от 1 до 5 град.
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Соединения азота.
Азот в воде может присутствовать как в составе органических, так и неорганических соединений.
Органический азот ("альбуминоидный азот") входит в состав белков и продуктов их распада (пептоны, пептиды, аминокислоты, мочевину) попадающие в водоемы вместе с отбросами животного и растительного происхождения. Альбуминоидный азот считается наиболее достоверным показателем загрязнения, но его определение затруднено из-за сложности методики.
Неорганические соединения азота:
- ионы аммония
- ионы азотной кислоты
- ионы азотистой кислоты
Они являются в воде, главным образом, в результате конечного распада веществ белкового происхождения. Вначале образуется аммиак,
затем под действием ферментов нитрифицирующих бактерий аммиак окисляется до азотистой кислоты, далее ферменты микробов
семейства окисляют азотистую кислоту в азотную. Все эти соединения являются хорошими индикаторами загрязнения воды органическими
веществами белковой природы. Азот аммонийный (ГОСТ 4192-48).
Как указывалось, аммиак в воде может быть различного происхождения, чаще всего он является продуктом разложения белковых веществ, попавших в воду с бытовыми сточными водами. Так как образование аммиака происходит в самом начале процесса минерализации органических веществ, то его наличие в воде говорит о свежем ее загрязнении. В чистой воде глубоких артезианских скважин аммиак может появиться в результате химических реакций восстановления нитратов сернистыми соединениями в присутствии аминокислоты под большим давлением.
Аммиак может также встречаться в воде болотистого происхождения и в почвенных водах торфяных слоев за счет раскисления (восстановления) нитратов гуминовыми веществами. Во всех других случаях безупречная в санитарном отношении вода не должна содержать аммиака. Правильно установить причину происхождения аммиака в воде можно, оьзнакомившись с данными санитарно-тонографического обследования истчников и сопоставив их с остальными данными. Наличие аммиака при обеззараживании воды хлором. При значительном содержании аммиака (выше 0,2 мг/л) вводимый в воду хлор образует хлорамины, обладающие замедленным действием, что требует увеличения времени контакта воды с хлором с 30 мин. до 1,5-2 ч. или увеличения доз хлора.
Азот нитритов. (ГОСТ 4192-48) Ион азотистой кислоты яывляется продуктом дальнейшего окисления иона аммония под действием ферментов нитрифицирующих бактерий. Для образования нитритов из органического материала требуется некоторое время (2-4 недели). Поэтому наличие нитритов указывает не на свежее, а на недлавнее загрязнение. Если в воде находятся и нитриты и соли аммония, то можно полагать, что загрязнение было неоднократным или продолжалось непрерывно в течение опредленного промежутка времени.В чистых природных водах содержание азота нитритов, как правило, составляет не более 0,005 мг/л.