Последовательность работы командира формирования после получения приказа на ведение спасительных и других неотложных работ

Содержание работы командира формирования по организации и проведению спасательных работ:

Задачи на проведение спасательных и других неотложных работ доводятся до командира формирования распоряжением (приказом) начальника гражданской обороны объекта. Получив задачу от начальника ГО объекта, командир формирования уясняет ее, оценивает обстановку, принимает решение, отдает приказ подчиненным и приданным подразделениям, организует взаимодействие, контроль и управление.

Уясняя задачу, командир должен понять цель предстоящих действий,

замысел начальника ГО, задачу своего формирования, его место и роль в

выполнении общей задачи.

При оценке обстановки командир формирования обязан изучить:

а) характер разрушений, пожаров и поражений на участке работ и на путях выдвижения к нему, виды и объем предстоящих работ;

б) радиационную и химическую обстановку, их влияние на выполнение задач;

в) обеспеченность и возможности своего и приданных формирований;

г) положение, характер действий и задач соседей;

д) характер местности, состояние погоды, время года, суток и их влияние на выполнение задач.

На основе выводов из уяснения задачи и оценки обстановки командир формирования принимает решение. Содержание решения:

а) замысел действий (какой объем работы выполнить, где сосредоточить усилия, последовательность ведения работ, распределение средств усиления);

б) задачи подчиненным подразделениям и приданным формированиям, способы и сроки их выполнения;

в) порядок взаимодействия;

г) мероприятия по организации управления и обеспечения.

Принятое решение составляет основу приказа на ведение спасательных и других неотложных работ. Приказ на ведение работ содержит восемь пунктов.

В первом пункте отражаются краткие выводы из оценки обстановки на маршруте движения и участке работ; во втором и третьем пунктах задачи формирования и соседей соответственно; четвертый пункт содержит решение на ведение работ. В пятом пункте (после слова «ПРИКАЗЫВАЮ_______») излагаются задачи подчиненным подразделениям и приданным формированиям; в шестом пункте – места сбора пострадавших и расположения медицинского пункта, а также пути и порядок эвакуации пораженных. В седьмом пункте указывается допустимая (устанавливаемая) доза облучения личного состава формирования на время работы. Допустимая доза облучения устанавливается начальником ГО объекта. В последнем пункте указывается время начала и окончания работ, место расположения пункта управления командира формирования и его заместителей. С выходом на участок (объект) работ, решение и задачи подчиненным могут уточняться.

После доведения приказа до подчиненных подразделений и приданных формирований командир организует взаимодействие, контроль и управление. Взаимодействие заключается в согласовании действий формирований различного назначения по цели, времени, задачам и способам их выполнения. Организуя взаимодействие, командир формирования должен согласовать:

а) порядок действий подразделений и приданных формирований при выполнении СиДНР;

б) размещение пунктов управления, организацию связи и порядок передачи информации, сигналы управления, оповещения и действия по этим сигналам.

Управление силами и средствами в ходе выполнения спасательных работ осуществляют:

а) начальник ГО объекта с пункта управления, развертываемого в защитном сооружении на объекте;

б) командир формирования с пункта управления, развертываемого в центре участка работ;

в) командиры подразделений (групп, звеньев) управляют подчиненными, находясь совместно с ними на местах работ.

Основным средством, обеспечивающим управление формированиями, является связь. Она организуется в соответствии с решением командира на ведение спасательных работ, указанием начальника штаба ГО объекта. Для связи применяются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства, имеющиеся в формированиях, а также средства, выделенные старшим начальником.

Содержание и задачи обучения населения по гражданской обороне

Задачи обучения населения по ГО в наиболее общем виде следующие: все население страны обучается практическому строительству в короткие сроки противорадиационных, а также простейших укрытий типа щелей и приспособлений под них, подвалов и других заглубленных помещений; правилам поведения и действиям по сигналам гражданской обороны; умению пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказанию самопомощи и взаимопомощи в очагах поражения; способам защиты и обеззараживания одежды, продуктов питания и воды. Трудоспособное население, в первую очередь рабочие и служащие объектов народного хозяйства, входящие в формирования ГО, обучается, кроме того, ведению спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (ведению радиационной и химической разведки, тушению пожаров, ликвидации производственных аварий, обеззараживанию техники и местности, а также ведению других работ, связанных со спасением и оказанием помощи пораженным).

Население сельской местности обучается самозащите, защите сельскохозяйственных животных и растений, фуража, воды и водоисточников от радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а также СиДНР в пораженных городах.

Все население республики условно делится на пять категорий: руководящий и командно-начальствующий состав; личный состав невоенизированных формирований ГО (НФГО); работающее население, но не входящее в состав формирований ГО; население, не занятое в сфере производства и обслуживания; учащаяся молодежь.

Обучение населения организуется и производится по территориально- производственному принципу.

Наиболее действенными формами практической подготовки являются различные виды учений: тактико-специальные, командно-штабные и комплексные. Их особенностями является то, что при их проведении в процесс обучения вовлекается значительное число людей, различные категории населения.

Руководящий и командно-начальствующий состав обучается: на курсах ГО, на учебно-методических сборах, проводимых территориальными и ведомственными органами ГО; на курсах повышения квалификации; непосредственно на объектах.

На курсах ГО обучаются один раз в 3-5 лет. На районных и межрайонных курсах ГО обучается командно- начальствующий состав ежегодно 1-5 дней.

Непосредственно на ОНХ руководящий и командно-начальствующий состав обучается по программе, рассчитанной на 15 часов в год. Весь командно-начальствующий состав невоенизированных формирований ГО проводит и участвует в тактико-специальном учении.

Исполнительные органы власти районов, городов, областей обычно проводят командно-штабные учения один раз в 1-5 лет. В них обычно участвуют руководители соответствующих органов власти, руководители ОНХ, штабов и служб ГО, командно-начальствующий состав формирований ГО и др.

В высших звеньях управления республики наиболее эффективной формой обучения являются командно-штабные игры. Они могут проводиться по картам, с использованием вычислительной техники и развивают у руководителей инициативу, оптимальность в принятии решений, творчество.

Невоенизированные формирования ГО обучаются на объектах ежегодно и обучение состоит из общей и специальной подготовки, т.е. занятия проводятся по общим и специальным темам.

Основу обучения личного состава НФГО составляет практическая подготовка, а основным видом занятий являются тактико-специальные. Основная задача подготовки – научить личный состав НФГО проведению СиДНР в чрезвычайных ситуациях.

Завершается подготовка проведением тактико-специального учения продолжительностью до 8 часов. С формированиями повышенной готовности они проводятся ежегодно, с остальными – один раз в 3 года.

Личный состав НФГО участвует в комплексных тактических учениях один раз в 3-5 лет. Обучение рабочих и служащих, не входящих в формирования, проводится ежегодно в объеме 15 часов. При этом используются различные виды обучения: занятия в составе учебных групп; самостоятельная работа; участие в обязательных практических тренировках; итоговый зачет по знаниям и практическим навыкам.

Для отработки нормативов проводятся обязательные тренировки; действия при возможной аварии на объекте; заполнение защитного сооружения и выход из него; герметизация помещений; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; получение СИЗ и т.д.

В конце учебного года специальная комиссия принимает у каждого человека итоговый зачет. Рассматриваемая категория населения может участвовать в комплексном тактическом учении.

В общеобразовательных школах ГО изучается:

- во 2 классе – 2 часа;

- в 5 классе – 6 часов.

Кроме того проводятся тренировки по надеванию респираторов, противогазов и действиям в чрезвычайных ситуациях. Тематика по ГО в школе предусматривает изучение СИЗ, средств коллективной защиты и простейших способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях. В 9 и 10 (10 и 11) классах занятия проводятся военруком в объеме 18 и 14 часов соответственно.

Учащиеся СПТУ, ПТУ, техникумов и колледжей обучаются по аналогичным программам.

Студенты высших учебных заведений ГО изучают дифференцировано в зависимости от категории вуза и профиля подготовки
53. Организационная структура гражданской обороны в РБ

Схема

руководства гражданской обороной
Республики Беларусь

Последовательность работы командира формирования после получения приказа на ведение спасительных и других неотложных работ - student2.ru

Гражданская оборона является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение комплекса специальных мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства в ЧС мирного и военного времени.

Гражданская оборона представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности населения РБ при возникновении различных ЧС в мирное время, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.

Основными задачами гражданской обороны являются: защита населения от последствий ЧС различного характера в мирное время и применения средств поражения в военное время; повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства (ОНХ) в условиях ЧС мирного и военного времени; организация и проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; обучение различных категорий населения способам защиты от ЧС.

Гражданская оборона организуется в соответствии со следующими основными принципами:

а) территориально производственный принцип. Это значит, ГО формируется в границах административного деления республики (ГО республики, области, города, района), а реализация через производственные объединения, учреждения, ведомства, учебные заведения и т.д.;

б) общенародность. ГО опирается на материальные и людские резервы всей республики;

в) тесное взаимодействие между органами ГО и органами Министерства обороны республики.

Для руководства подготовкой и проведением мероприятий гражданской обороны создаются штатные органы управления: в областях, категорированных городах и городских районах, сельских районах – управления, отделы, секторы по ГО соответственно при главах исполнительных органов власти, а на предприятиях, в учреждениях – отделы или штабы ГО.

Опираясь на изложенные принципы, гражданская оборона Республики Беларусь имеет следующую организационную структуру. Общее руководство гражданской обороной осуществляет начальник гражданской обороны республики, которым является Премьер-министр Республики Беларусь. Органом, посредством которого начальник гражданской обороны Республики Беларусь осуществляет управление гражданской обороной республики, является Штаб гражданской обороны Республики Беларусь.

Заместителем Начальника гражданской обороны Республики Беларусь является Министр внутренних дел Республики Беларусь – начальник Штаба гражданской обороны Республики Беларусь. Функции этого Штаба выполняет Главное управление Командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Повседневное руководство гражданской обороной Республики Беларусь осуществляет Начальник штаба гражданской обороны Республики Беларусь через Штаб гражданской обороны Республики Беларусь. Руководство гражданской обороной в областях, городах, районах осуществляют соответствующие исполнительные и распорядительные органы, а на территории поселковых и сельских Советов – соответствующие местные Советы депутатов. Начальниками гражданской обороны областей, городов, районов, являются руководители соответствующих исполнительных и распорядительных органов, а на территории поселковых и сельских Советов – председатели соответствующих Советов депутатов. Начальниками ГО промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений являются их руководители.

Весь комплекс мероприятий по защите рабочих и служащих, членов их семей, по обеспечению устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях, по мобилизации сил и средств, а также организации и проведению спасательных работ выполняется на объектах народного хозяйства.

К объектам народного хозяйства относят самостоятельные организации, такие как: заводы, фабрики, колхозы, совхозы, учебные заведения и др.

Начальником ГО ОНХ является руководитель объекта. Он подчиняется вышестоящим начальникам гражданской обороны по месту расположения объекта и по производственному признаку. Начальник ГО объекта несет ответственность за организацию и состояние гражданской обороны.

На крупных объектах назначаются заместители начальника ГО: по эвакуации, инженерно-технической части, материально-техническому снабжению. На всех объектах создаются штабы ГО. На крупных предприятиях штабы комплектуются освобожденными работниками, на небольших – лицами, не освобожденными от своих обязанностей. В состав штаба входят: начальник штаба, его заместители (помощники) по оперативным вопросам, боевой подготовке и другие должностные лица. Штаб ГО объекта является органом управления начальника гражданской обороны объекта. На него возлагается вся организационная работа. ля организации и проведения специальных мероприятий ГО на базе имеющихся отделов ОНХ создаются службы гражданской обороны для выполнения специальных мероприятий. Начальником службы является руководитель подразделения объекта. Такими службами могут быть: служба оповещения и связи, медицинская служба, служба охраны общественного порядка, противопожарная служба и др
54.Характеристика очага химического поражения. Параметры зоны химического заражения.

В рез-те аварий или воен. конфликтов на местности образуются зоны хим. заражения и очаги хим. поражения. Зоны хим. заражения представляют сосбой территорию, над которой распространилось облако с отравляющими (ядовитыми) веществами или рассеяны пары этих веществ с поражающими концентрациями. Границы зоны определяются значениями пороговых токсодоз СДЯВ или ОВ, т.е. такими концентрациями этих вещ-в, кот. вызывают нач. симптомы поражения.

Очаг хим. поражения – это тер-рия, участок зоны хим. заражения, в пределах кот. произошло массовое поражение людей, с\х животных, растений. В зависимости от кол-ва вылившегося СДЯВ, масштаба применения хим. оружия формируются разл. Размеров зоны заражения, в кот. могут быть 1 или неск-ко очагов поражения.

Зона заражения хар-ся видами СДЯВ или ОВ, степенью зараженности воздушной среды, их размерами по отношении к объектам народного хозяйства. Параметры зоны заражения: это глубина, ширина, площади очагов химического заражения, т.е. площади населенных пунктов. Очаг поражения опр-ся видом СДЯВ, их количеством, вертикальной устойчивостью приземных слоев атмосферы, характером растительности, рельефом местности, температурой окружающей среды. При повышении t испарение СДЯВ увеличивается, а продолжительность действия уменьшается. При сильном ветре облако быстрее рассеивается, и наоборот, при слабом ветре медленнее распространяется, сохраняя поражающие свойства длительное время на значительной глубине. Оценка химической обстановки включает определении параметров зоны заражения (глубина,. Ширина, площадь), определение времени подхода зараженного воздуха к объекту, определение продолжительности поражающего действия СДЯВ и оценку возможных потерь в очаге поражения.

Содержание, задачи и организационная структура гражданской обороны в РБ

ГО - комплекс мероприятий, направленных на защиту населения в ЧС в мирное и военное время.

Основными задачами являются :

1) защита населения в ЧС мирного и военного времени.

2) ведение спасательных и др. неотложных работ в очагах поражения.

3) участие в мероприятиях по повышению устойчивости работ промышленных объектов в военное время.

4) обучение населения.

Для успешного решения всех выше перечисленных задач предусматривается разработка необходимых документов, создание группировки сил ГО всех уровней, решение задач мат. и тех. обеспечения мероприятий по ГО.

В 1987 г. были созданы комиссии по ЧС, которые постоянно функционируют в области и республике и создаются на время ликвидации ЧС в районах и городах. На комиссии по ЧС возложены 3 задачи :

1) орг-ция работ по ликвидации последствий ЧС в интересах Мин-в(ведомств) на территории, где произошла ЧС.

2) контроль за работой руков. состава при ведении спасательных работ.

3) контроль за снижением мат.ущерба, имеющего место при ЧС.

ГО на территории РБ создаются по 4 принципам :

ГО организация на всей территории РБ. По тер.-произв. принадл.

1) ГО орг-ся исполн. Комитетами всех уровней.

2) Мероприятия по ГО орг-ся и план-ся во взаимодействии с Мин-вами обороны, МВД, здравоохранения, по ЧС (МЧС).

3) ГО явл-ся общенародной задачей и базируется на чел. и мат. ресурсах всей РБ.

Орг.-штатная структура ГО.

За организацию ответственность несёт председатель СовМина РБ. Решением ежедневных задач по ГО занимается штаб ГО РБ. В области ответ-ет за штаб ГО отвечает председатель штаба ГО области. В городе (районе) отвечает председатель гор.(районного) исполкома.Повседневными задачами занимаются начальники штабов ГО, произв. объектов ГО.

Штабы ГО от района до республики комплектуются кадровыми офицерами. На объектах – гражд. лицами. На крупных объектах гражд. лица освобождены от др. работ, а на мелких по совместительству.

На хоз.объектах создаются невоен.. форм-я ГО


Наши рекомендации