Психопатологические синдромы в детском и подростковом возрасте

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Астенические Отсутствуют   Рудиментарные и атипичные астенические реакции Рудиментарные и атипичные астенические реакции Развернутые проявления в виде раздражительной слабости, повышенной истощаемости, вегетативной недостаточности Синдром эндогенной юношеской астенической несостоятельности
Невропатические Нарушения ритма и глубины сна, первичные нарушения аппетита, избирательность в пище, срыгивания Повышенная реакция на внешние раздражители, иногда аффектогенные судороги, сноговорение, ночные страхи, капризность Не характерны Не характерны Не характерны
Навязчивых состояний Навязчивые тики (с 3х месяцев) Навязчивые тики. Навязчивые ритуалы умывания, одевания и т.п. (с 2х лет) Навязчивые тики. Навязчивые ритуалы умывания, одевания и т.п. Навязчивые действия в сочетании с навязчивыми страхами и опасениями Развернутые проявления
Ипохондрические Отсутствуют   Отсутствуют   Псевдоалгические и сенестопатические расстройства, сочетающиеся со сверхценными страхами ипохондрического содержания Появление ипохондрических переживаний с болезненной фиксацией внимания на состоянии здоровья Развернутый астено-ипохондрический синдром
Истерические Аффект-респираторные приступы (с 6 месяцев до 3 лет) Рудиментарные проявления с 1 года (падение навзничь, изгибание дугой, плавательные движения) Соматовегетативные расстройства (головные боли, боли в сердце, рвота, нарушения глотания) Элективный мутизм, разнообразные сенсорные нарушения в виде гипер- и гип-естезии Развернутые истероневротические состояния с полиморфной симптоматикой

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Деперсонализационно-дереализационные Отсутствуют Отсутствуют Замена собственного «Я» иным «Я», игровое перевоплощение, утрата осознания собственного пола Рудиментарные проявления. Чаще возникает чувственная соматопсихическая деперсонализация с ощущением существования рук, ног отдельно от тела Развернутые проявления в виде аутодеперсонализации, соматодеперсонализации и дереализации
Депрессивные Анаклитическая депрессия. Возникает вследствие плохой заботы о ребенке или пренебрежении его основными нуждами. Проявляется адинамией, нарушением спонтанной активности. Дети выглядят несчастными, страдающими Меланхолическая депрессия. Безучастность, вялость, бездеятельность, снижение настроения. Поведение характеризуется нытьем, длительным плачем, лицо имеет страдальческое выражение, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком Адинамические депрессии с явлениями элективного мутизма, астенические депрессии, тревожные депрессии, депрессии с дисфорией Депрессии с деперсонализационными расстройствами. Депрессии с переживаниями скуки, вины, самоосуждения Депрессии со страхом и тревогой (тревожно-депрессивный синдром), депрессивно-параноидный синдром, депрессивно-ипохондрический синдром, астено-апатическая депрессия, делинквентный эквивалент депрессии
Маниакальные Отсутствуют Отсутствуют Мании с недоуменностью и кататоническими симптомами с 3-5-летнего возраста Гипоманиакальные состояния, характеризующиеся длительной эйфорией с грубыми нарушениями поведения и импульсивностью Развернутые проявления в виде типичной («веселой») мании, параноидной мании, гневливой мании, спутанной мании, делинквентного эквивалента маниакальных состояний



Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Тревожные Страхи чужих взрослых и разлуки с близкими («страхи 8-го месяца жизни») Сверхценные невротические страхи темноты, одиночества, животных. У детей отмечаются особая боязливость, тревожные опасения, чувство отвращения Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте Генерализованное тревожное расстройство детского возраста Развернутые тревожные проявления в рамках неврозов, эндогенных тревожных депрессий, шизоаффективного психоза
Галлюцинозы Отсутствуют Изолированные одиночные зрительные галлюцинации наблюдаются на 2-3-м году жизни Отмечаются зрительные и тактильные галлюцинации, возникающие чаще при засыпании. Они могут усложняться интерпретативным компонентом. Встречаются также «галлюцинации воображения», возникающие непосредственно из образов фантазии Отмечаются зрительные и тактильные галлюцинации, возникающие чаще при засыпании. Они могут усложняться интерпретативным компонентом. Встречаются также «галлюцинации воображения», возникающие непосредственно из образов фантазии Более частыми и яркими, чем у взрослых, бывают галлюцинаторные переживания, связанные с нарушением восприятия собственного тела, а также обонятельные галлюцинации
Синдром психического автоматизма (Кандинского-Клерамбо) Отсутствует Отсутствует Одиночные элементарные зрительные псевдогаллюцинации возникают около 3-4 лет Сновидные псевдогаллюцинации напоминают сновидения и выступают в виде панорамических зрительных образов Проявления синдрома Кандинского-Клерамбо у подростков такие же, как у взрослых



Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Синдром чувственного бреда Отсутствует Отсутствует Не характерен Не характерен Возникает в пубертатном возрасте, включает бредовое настроение, аффект тревоги, напряженности, беспокойства, сочетается с сенестопатиями, нарушениями сенсорного синтеза, эпизодическими иллюзиями, галлюцинациями, проявлениями психического автоматизма
Синдром бреда воображения Отсутствует Отсутствует Не характерен В возрасте 7-9 лет бред воображения носит политематический характер. Интерпретативный бред преследования сочетается с конфабуляциями в виде феномена воспоминания пережитого ранее и потом забытого Наблюдается в структуре шизоаффективного психоза. Отмечается выраженность бредоподобного фантазирования и галлюцинаций воображения
Синдром бредоподобного фантазирования Отсутствует Проявляется в виде игрового перевоплощения (рудиментарное проявление деперсонализации). Ребенок перевоплощается в животное, В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте фантазирование носит образный характер. Характерны визуализированные Фантазирование приобретает все более отвлеченный характер. Дети, особенно мальчики, придумывают страны, названия городов. Иногда фантазии приобретают садистическое содержание: представляются катастрофы, тонущие и горящие люди, сцены насилия.

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
    персонаж из сказки, имитируя поведение объекта. Состояние длится от нескольких дней до нескольких недель представления, достигающие выраженности чувственного компонента Назначают себя правителями и т.д. Иногда фантазии связаны с военной тематикой. В отличие от фантазий здоровых детей, больной ребенок целиком погружается в мир своих представлений, забрасывает учебу, перестает общаться со сверстниками. Нередки фантазии в форме оговоров и самооговоров. Подростки называют себя членами банды или заявляют, что они контактируют с агентами иностранных разведок
Паранойяльные синдромы Отсутствуют Отсутствуют Не характерны Ипохондрические бредовые идеи с фрагментарной, незавершенной бредовой фабулой Отмечаются бредовые построения с возрастной спецификой содержания
Параноидные синдромы Отсутствуют Отсутствуют Немотивированные состояния с тревожно-боязливым аффектом, напряженностью, подозрительностью, двигательным беспокойством Рудименты параноидного бреда с чувством присутствия постороннего, со страхом, тревогой, изменением поведения. Встречаются бред «чужих родителей», дисморфоманический бред Параноидный бред, по сравнению со взрослыми, менее систематизирован, беден логическими построениями. Тесно связан с нарушениями чувственного познания, сочетается с синдромом психического автоматизма. Своеобразным вариантом является «бред переделки», характеризующийся переживаниями «переделки в девочку», «в старика» и т.д.

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Парафренные синдромы Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют Не характерны Выделяют два варианта парафренного бреда воображения у подростков: один обусловлен бредовой трансформацией фантазий высокого происхождения, второй характеризуется сочетанием бредовых идей преследования, величия, конфабуляций и автоматизмов
Кататонические синдромы Отдельные кататоноподобные проявления Состояния бесцельного возбуждения и акинезии Сочетание моторного возбуждения с идеаторным. Речь с потоком слов, слогов, не связанных между собой по смыслу. Двигательные расстройства выражаются в атетозоподобных движениях пальцев рук, прыжках на носках, ползании. Кататонический симптомокомплекс сопровождается явлениями оцепенения, мышечного напряжения. Кататоно-гебефренный симптомокомплекс выражается в моторном прерывистом возбуждении, повышенном настроении с дурашливостью Как и у взрослых, синдром проявляется в виде возбуждения и ступора. Однако явления ступора кратковременны и постоянно перемежаются с рудиментарными проявлениями возбуждения. При ступоре отмечается изменчивость мышечного тонуса и отсутствие мышечного напряжения, что исключает возникновение истинной каталепсии Развернутые проявления, чаще в виде гебефренокататонического синдрома
Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Аментивные синдромы Отсутствуют Не характерны Проявляются кратковременными эпизодами неглубокой психической спутанности, недостаточной последовательности и связности психических процессов Проявляются кратковременными эпизодами неглубокой психической спутанности, недостаточной последовательности и связности психических процессов Типичные картины с бессвязностью мышления, двигательным возбуждением в пределах постели, отрывочными обманами восприятия
Делириозный синдром Отсутствует Отсутствует В структуре делириозного синдрома наряду со зрительными отмечаются тактильные галлюцинации. Дети испытывают тревогу, прячутся от «волшебников», «свиней» и т.д. характерны делириозные и делириозно-онирические синдромы Инфекционный делирий протекает в виде кратковременных эпизодов, повторяющихся в вечернее и ночное время. Развернутые проявления делирия с сохранением воспоминаний о болезненных переживаниях
Онейроидный синдром Отсутствует Отсутствует Инициальные онейроидные проявления Симптомы онейроида фрагментарны, отрывочны. Двигательное беспокойство, растерянность, тревога, эпизодические зрительные иллюзии, ложные узнавания Развернутые онейроидные проявления. Часто онейроидное помрачение сознания сочетается с кататоническим ступором

           
Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Синдромы умственной отсталости Отставание в психомоторном развитии, замедленное и искаженное становление зрительных и слуховых условных рефлексов, недостаточность эмоциональных реакций Замедленное развитие речи, запаздывание появления первых слов, отсутствие фразовой речи, выраженные дефекты произношения, затруднение освоения навыков самообслуживания. Отмечается нарушение игровой деятельности в виде бессодержательного манипулирования предметами Затруднение формирования познавательных интересов. Дети практически не задают вопросов «Кто?», «Что?», «Почему?», не играют в познавательные игры. игровая деятельность носит характер нецеленаправленности, незавершенности. Эмоции мало дифференцированы На первый план выступает недостаточность абстрактного мышления, его конкретно-ситуационный характер. Невозможность осмыслить услышанное на уроке, отличить главное от второстепенного делают невозможным обучение по программе массовой школы Интеллектуальные нарушения осложняются психопатоподобными расстройствами, среди которых наиболее характерны аффективно-возбудимый, астенический, неустойчивый, дисфорический и перверзный типы
Пароксизмальные состояния Доброкачественные судороги новорожденных (клонические или апноэтические припадки, возникающие на 5-м дне жизни); синдром Уэста (инфантильные спазмы, задержка психомоторного развития, гипсаритмия), в большинстве случаев начинается между 4-7 месяцами жизни; ранняя миоклоническая энцефалопатия (начало на 3-м месяце жизни); ранняя младенческая эпилептическая энцефалопатия с подавлением Синдром Леннокса-Гасто (припадки тонико-аксиальные, атонические и абсансы) Детская абсансэпилепсия (пикнолепсия), пик проявлений в 6-7 лет; эпилепсия с миоклоническими абсансами (абсансы с билатеральными ритмическими клоническими подергиваниями); эпилепсия с миоклонически-астатическими припадками; приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) Доброкачественная детская эпилепсия с центральновисочными пиками (простые парциальные, гемипарциальные моторные припадки с соматосенсорными симптомами), пик проявляемости в 9-10 лет Ювенильная абсансэпилепсия (появление генерализованных тонико-клонических судорог до начала абсансов); ювенильная миоклоническая эпилепсия

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
  биоэлектрической активности на ЭЭГ (синдром Отахара), возникает в первые месяцы жизни        
Психоорганические синдромы Отсутствуют Незначительная задержка речевого развития, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоциональных и вегетативных реакций, поверхностный сон, плохой аппетит Возбудимость, импульсивность, назойливость, отсутствие чувства дистанции, колебания настроения, двигательная расторможенность, слабость активного внимания Психоорганические синдромы: с нарушением школьных навыков, с дефектом эмоционально-волевых свойств личности, апатические и эйфорические На первый план выступают неврозоподобные и психопатоподобные расстройства
           

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
Синдром детского аутизма (синдром Каннера) Отсутствие «комплекса оживления». Отсутствие встречного движения при взятии на руки, отсутствие реакции на приход и уход матери, иногда негативистические реакции (ребенок пытается оттолкнуть мать рукой), отсутствие глазного контакта. Задержка развития предречевых вокализаций – гуления, лепета, псевдослов, отсутствие интонационной выразительности крика-плача. задержка появления первой улыбки. двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы и т.д. Неспецифические нарушения, связанные с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью: сокращение продолжительности сна, стойкие нарушения аппетита, отсутствие чувства голода, беспричинный плач. Полная индифферентность или появление страха в присутствии детей. запаздывание появления первых слов и фраз, преобладание эхолалических речевых форм. Слабое эмоциональное реагирование в процессе общения . одновременное появление навыков бега и ходьбы. Искажение двигательной активности: ходьба при Избирательность общения с детьми, нередки агрессивные действия по отношению к сверстникам. Нарушение экспрессивной речи в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм (говорение о себе в третьем лице), использование речевых форм кататонической природы: эхолалий, стереотипий, вербигераций, интонационных нарушений (скандирования, растянутого или ускоренного звукопроизношения, говорения фальцетом). Эмоциональные нарушения проявляются в беспокойстве при попытке изменить существующий Дисгармоничность развития познавательных навыков. По методике Векслера выявляются неравномерность показателей вербально-интеллектуальной функции. Ниже возрастной нормы общий объем знаний, понимание общественного уклада, способность оперировать числами. Активный запас слов и механическая память нередко выше нормы. Средний уровень невербальных показателей соответствует таковому при олигофрении. Нередка склонность к запоминанию латинских обозначений, различных схем, составления маршрутов и т.д. Эволютивная динамика раннего детского аутизма неравномерна. Чаще прогноз неблагоприятен и связан с формированием олигофреноподобного дефекта. Стойко сохраняются лишь нарушения общения приверженность к рутинному образу жизни, эмоциональная индифферентность. У подростков с возрастом углубляется отрешенность, появляется неприязнь к окружающим, склонность проводить время в бездействии или заниматься деятельностью аутистического содержания: собирание камней, пластинок, сочинение стереотипных текстов).

Синдромы Возраст
младенчество (0-1год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет) школьный возраст (7-12 лет) пубертатный период (12-18 лет)
    отсутствии сгибания ног, стереотипное перемещение с застываниями, бег на цыпочках, угловатость, неуклюжесть движений порядок: расположить предметы по-новому, предложить новый вид пищи (симптом тождества). Игровая деятельность проявляется либо в полном игнорировании игрушек, либо в манипулировании предметами обихода (гайками, ключами и т.п.)   Реже аутистические нарушения с годами компенсируются: деятельность становится более целенаправленной, удаются игры с двумя-тремя партнерами, подростки усваивают программу массовой школы при индивидуальном педагогическом подходе
Амнестические синдромы Отсутствуют Отсутствуют Замедленное запоминание стихов, песен, сказок, затруднение в воспроизведении неоднократно прочитанных рассказов Сочетание ослабления способности к запоминанию с нарушением сохранения и воспроизведения материала памяти. Часто встречаются конфабуляции в связи с интенсивной деятельностью воображения в младшем школьном возрасте Развернутый амнестический синдром
Гебоидный синдром Отсутствует Отсутствует Рудиментарные гебоидные проявления: нелепре упрямство, склонность противоречить взрослым, отсутствие жалости Расстройство влечений, потребность делать все назло близким, причинять боль окружающим. Отсутствие брезгливости Расторможенность сексуального влечения, цинизм, отсутствие моральных ограничений, агрессивность

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

1. Букановская, Т. И. Психопатологическая пропедевтика : учеб. пособие / Т. И. Букановская. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 96 с.

2. Бухановский, А. О. Общая психопатология : пособие для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 416 с.

3. Бухановский, А. О. Несоблюдение основных положений методологии диагностического процесса и гиподиагностика шизофрении // Методологические и деонтологические вопросы неврологии и психиатрии : тез. докл. науч.-практ. конф. – Москва; Кемерово, 1983. – С. 28-30.

4. Гиляровский, В. А. Учение о галлюцинациях / В. А. Гиляровский. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 240 с.

5. Глоссарий психопатологических синдромов и состояний / под ред. В. С. Ястребова, А. К. Ануфриева. – М. : Всесоюзный научный центр ПЗ АМН СССР, 1990. – 112 с.

6. Жариков, Н. М. Психиатрия : учебник / Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. – М. : Медицина, 2000. – 539 с.

7. Коркина, М. В. Психиатрия : учебник / М. В. Коркина и др. – М. : МЕДпресс-информ, 2002. – 574 с.

8. Кутявин, Ю. А. Основные положения методологии диагноза в психиатрии и этапы диагностического процесса // Методологические и деонтологические вопросы неврологии и психиатрии : тез. докл. науч.-практ. конф. – Москва; Кемерово, 1983. – С. 38-40.

9. Марилов, В. В. Общая психопатология : учеб. пособие / В. В. Марилов. – М. : Академия, 2002. – 224 с.

10. Международная классификация болезней (МКБ-10). Психические расстройства и расстройства поведения (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). – М., 1998. – 282 с.

11. Менделевич, В. Д. Психиатрическая пропедевтика / В. Д. Менделевич. – М. : Техлит : Медицина, 1997. – 496 с.

12. Незнанов, Н. Г. Психиатрия : учебник Н.Г. Незнанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 495 с.

13. Нуллер, Ю. Л. Новая парадигма в психиатрии: понятие регистров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – №1. – С. 29-38.

14. Портнов, А. А. Общая психопатология : учеб. пособие / А. А. Портнов. – М. : Медицина, 2004. – 272 с.

15. Психиатрия и наркология : учебник / Н. Н. Иванец и др. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2006. – 832 с.

16. Руководство по психиатрии : в 2-х т. : т. 1 / под ред. А. С. Тиганова. – М. : Медицина, 1999. – 709 с.

17. Рустанович, А. В. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках : справ. пособие / А. В. Рустанович, В. К. Шамрей. – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2001. – 203 с.

18. Цыганков, Б. Д. Психиатрия : учебник / Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 382 с.

Психопатологические синдромы в детском и подростковом возрасте - student2.ru

Наши рекомендации