Психопатологические синдромы в детском и подростковом возрасте
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Астенические | Отсутствуют | Рудиментарные и атипичные астенические реакции | Рудиментарные и атипичные астенические реакции | Развернутые проявления в виде раздражительной слабости, повышенной истощаемости, вегетативной недостаточности | Синдром эндогенной юношеской астенической несостоятельности |
Невропатические | Нарушения ритма и глубины сна, первичные нарушения аппетита, избирательность в пище, срыгивания | Повышенная реакция на внешние раздражители, иногда аффектогенные судороги, сноговорение, ночные страхи, капризность | Не характерны | Не характерны | Не характерны |
Навязчивых состояний | Навязчивые тики (с 3х месяцев) | Навязчивые тики. Навязчивые ритуалы умывания, одевания и т.п. (с 2х лет) | Навязчивые тики. Навязчивые ритуалы умывания, одевания и т.п. | Навязчивые действия в сочетании с навязчивыми страхами и опасениями | Развернутые проявления |
Ипохондрические | Отсутствуют | Отсутствуют | Псевдоалгические и сенестопатические расстройства, сочетающиеся со сверхценными страхами ипохондрического содержания | Появление ипохондрических переживаний с болезненной фиксацией внимания на состоянии здоровья | Развернутый астено-ипохондрический синдром |
Истерические | Аффект-респираторные приступы (с 6 месяцев до 3 лет) | Рудиментарные проявления с 1 года (падение навзничь, изгибание дугой, плавательные движения) | Соматовегетативные расстройства (головные боли, боли в сердце, рвота, нарушения глотания) | Элективный мутизм, разнообразные сенсорные нарушения в виде гипер- и гип-естезии | Развернутые истероневротические состояния с полиморфной симптоматикой |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Деперсонализационно-дереализационные | Отсутствуют | Отсутствуют | Замена собственного «Я» иным «Я», игровое перевоплощение, утрата осознания собственного пола | Рудиментарные проявления. Чаще возникает чувственная соматопсихическая деперсонализация с ощущением существования рук, ног отдельно от тела | Развернутые проявления в виде аутодеперсонализации, соматодеперсонализации и дереализации |
Депрессивные | Анаклитическая депрессия. Возникает вследствие плохой заботы о ребенке или пренебрежении его основными нуждами. Проявляется адинамией, нарушением спонтанной активности. Дети выглядят несчастными, страдающими | Меланхолическая депрессия. Безучастность, вялость, бездеятельность, снижение настроения. Поведение характеризуется нытьем, длительным плачем, лицо имеет страдальческое выражение, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком | Адинамические депрессии с явлениями элективного мутизма, астенические депрессии, тревожные депрессии, депрессии с дисфорией | Депрессии с деперсонализационными расстройствами. Депрессии с переживаниями скуки, вины, самоосуждения | Депрессии со страхом и тревогой (тревожно-депрессивный синдром), депрессивно-параноидный синдром, депрессивно-ипохондрический синдром, астено-апатическая депрессия, делинквентный эквивалент депрессии |
Маниакальные | Отсутствуют | Отсутствуют | Мании с недоуменностью и кататоническими симптомами с 3-5-летнего возраста | Гипоманиакальные состояния, характеризующиеся длительной эйфорией с грубыми нарушениями поведения и импульсивностью | Развернутые проявления в виде типичной («веселой») мании, параноидной мании, гневливой мании, спутанной мании, делинквентного эквивалента маниакальных состояний |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Тревожные | Страхи чужих взрослых и разлуки с близкими («страхи 8-го месяца жизни») | Сверхценные невротические страхи темноты, одиночества, животных. У детей отмечаются особая боязливость, тревожные опасения, чувство отвращения | Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте | Генерализованное тревожное расстройство детского возраста | Развернутые тревожные проявления в рамках неврозов, эндогенных тревожных депрессий, шизоаффективного психоза |
Галлюцинозы | Отсутствуют | Изолированные одиночные зрительные галлюцинации наблюдаются на 2-3-м году жизни | Отмечаются зрительные и тактильные галлюцинации, возникающие чаще при засыпании. Они могут усложняться интерпретативным компонентом. Встречаются также «галлюцинации воображения», возникающие непосредственно из образов фантазии | Отмечаются зрительные и тактильные галлюцинации, возникающие чаще при засыпании. Они могут усложняться интерпретативным компонентом. Встречаются также «галлюцинации воображения», возникающие непосредственно из образов фантазии | Более частыми и яркими, чем у взрослых, бывают галлюцинаторные переживания, связанные с нарушением восприятия собственного тела, а также обонятельные галлюцинации |
Синдром психического автоматизма (Кандинского-Клерамбо) | Отсутствует | Отсутствует | Одиночные элементарные зрительные псевдогаллюцинации возникают около 3-4 лет | Сновидные псевдогаллюцинации напоминают сновидения и выступают в виде панорамических зрительных образов | Проявления синдрома Кандинского-Клерамбо у подростков такие же, как у взрослых |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Синдром чувственного бреда | Отсутствует | Отсутствует | Не характерен | Не характерен | Возникает в пубертатном возрасте, включает бредовое настроение, аффект тревоги, напряженности, беспокойства, сочетается с сенестопатиями, нарушениями сенсорного синтеза, эпизодическими иллюзиями, галлюцинациями, проявлениями психического автоматизма |
Синдром бреда воображения | Отсутствует | Отсутствует | Не характерен | В возрасте 7-9 лет бред воображения носит политематический характер. Интерпретативный бред преследования сочетается с конфабуляциями в виде феномена воспоминания пережитого ранее и потом забытого | Наблюдается в структуре шизоаффективного психоза. Отмечается выраженность бредоподобного фантазирования и галлюцинаций воображения |
Синдром бредоподобного фантазирования | Отсутствует | Проявляется в виде игрового перевоплощения (рудиментарное проявление деперсонализации). Ребенок перевоплощается в животное, | В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте фантазирование носит образный характер. Характерны визуализированные | Фантазирование приобретает все более отвлеченный характер. Дети, особенно мальчики, придумывают страны, названия городов. | Иногда фантазии приобретают садистическое содержание: представляются катастрофы, тонущие и горящие люди, сцены насилия. |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
персонаж из сказки, имитируя поведение объекта. Состояние длится от нескольких дней до нескольких недель | представления, достигающие выраженности чувственного компонента | Назначают себя правителями и т.д. Иногда фантазии связаны с военной тематикой. В отличие от фантазий здоровых детей, больной ребенок целиком погружается в мир своих представлений, забрасывает учебу, перестает общаться со сверстниками. | Нередки фантазии в форме оговоров и самооговоров. Подростки называют себя членами банды или заявляют, что они контактируют с агентами иностранных разведок | ||
Паранойяльные синдромы | Отсутствуют | Отсутствуют | Не характерны | Ипохондрические бредовые идеи с фрагментарной, незавершенной бредовой фабулой | Отмечаются бредовые построения с возрастной спецификой содержания |
Параноидные синдромы | Отсутствуют | Отсутствуют | Немотивированные состояния с тревожно-боязливым аффектом, напряженностью, подозрительностью, двигательным беспокойством | Рудименты параноидного бреда с чувством присутствия постороннего, со страхом, тревогой, изменением поведения. Встречаются бред «чужих родителей», дисморфоманический бред | Параноидный бред, по сравнению со взрослыми, менее систематизирован, беден логическими построениями. Тесно связан с нарушениями чувственного познания, сочетается с синдромом психического автоматизма. Своеобразным вариантом является «бред переделки», характеризующийся переживаниями «переделки в девочку», «в старика» и т.д. |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Парафренные синдромы | Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют | Не характерны | Выделяют два варианта парафренного бреда воображения у подростков: один обусловлен бредовой трансформацией фантазий высокого происхождения, второй характеризуется сочетанием бредовых идей преследования, величия, конфабуляций и автоматизмов |
Кататонические синдромы | Отдельные кататоноподобные проявления | Состояния бесцельного возбуждения и акинезии | Сочетание моторного возбуждения с идеаторным. Речь с потоком слов, слогов, не связанных между собой по смыслу. Двигательные расстройства выражаются в атетозоподобных движениях пальцев рук, прыжках на носках, ползании. Кататонический симптомокомплекс сопровождается явлениями оцепенения, мышечного напряжения. Кататоно-гебефренный симптомокомплекс выражается в моторном прерывистом возбуждении, повышенном настроении с дурашливостью | Как и у взрослых, синдром проявляется в виде возбуждения и ступора. Однако явления ступора кратковременны и постоянно перемежаются с рудиментарными проявлениями возбуждения. При ступоре отмечается изменчивость мышечного тонуса и отсутствие мышечного напряжения, что исключает возникновение истинной каталепсии | Развернутые проявления, чаще в виде гебефренокататонического синдрома |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Аментивные синдромы | Отсутствуют | Не характерны | Проявляются кратковременными эпизодами неглубокой психической спутанности, недостаточной последовательности и связности психических процессов | Проявляются кратковременными эпизодами неглубокой психической спутанности, недостаточной последовательности и связности психических процессов | Типичные картины с бессвязностью мышления, двигательным возбуждением в пределах постели, отрывочными обманами восприятия |
Делириозный синдром | Отсутствует | Отсутствует | В структуре делириозного синдрома наряду со зрительными отмечаются тактильные галлюцинации. Дети испытывают тревогу, прячутся от «волшебников», «свиней» и т.д. характерны делириозные и делириозно-онирические синдромы | Инфекционный делирий протекает в виде кратковременных эпизодов, повторяющихся в вечернее и ночное время. | Развернутые проявления делирия с сохранением воспоминаний о болезненных переживаниях |
Онейроидный синдром | Отсутствует | Отсутствует | Инициальные онейроидные проявления | Симптомы онейроида фрагментарны, отрывочны. Двигательное беспокойство, растерянность, тревога, эпизодические зрительные иллюзии, ложные узнавания | Развернутые онейроидные проявления. Часто онейроидное помрачение сознания сочетается с кататоническим ступором |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Синдромы умственной отсталости | Отставание в психомоторном развитии, замедленное и искаженное становление зрительных и слуховых условных рефлексов, недостаточность эмоциональных реакций | Замедленное развитие речи, запаздывание появления первых слов, отсутствие фразовой речи, выраженные дефекты произношения, затруднение освоения навыков самообслуживания. Отмечается нарушение игровой деятельности в виде бессодержательного манипулирования предметами | Затруднение формирования познавательных интересов. Дети практически не задают вопросов «Кто?», «Что?», «Почему?», не играют в познавательные игры. игровая деятельность носит характер нецеленаправленности, незавершенности. Эмоции мало дифференцированы | На первый план выступает недостаточность абстрактного мышления, его конкретно-ситуационный характер. Невозможность осмыслить услышанное на уроке, отличить главное от второстепенного делают невозможным обучение по программе массовой школы | Интеллектуальные нарушения осложняются психопатоподобными расстройствами, среди которых наиболее характерны аффективно-возбудимый, астенический, неустойчивый, дисфорический и перверзный типы |
Пароксизмальные состояния | Доброкачественные судороги новорожденных (клонические или апноэтические припадки, возникающие на 5-м дне жизни); синдром Уэста (инфантильные спазмы, задержка психомоторного развития, гипсаритмия), в большинстве случаев начинается между 4-7 месяцами жизни; ранняя миоклоническая энцефалопатия (начало на 3-м месяце жизни); ранняя младенческая эпилептическая энцефалопатия с подавлением | Синдром Леннокса-Гасто (припадки тонико-аксиальные, атонические и абсансы) | Детская абсансэпилепсия (пикнолепсия), пик проявлений в 6-7 лет; эпилепсия с миоклоническими абсансами (абсансы с билатеральными ритмическими клоническими подергиваниями); эпилепсия с миоклонически-астатическими припадками; приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) | Доброкачественная детская эпилепсия с центральновисочными пиками (простые парциальные, гемипарциальные моторные припадки с соматосенсорными симптомами), пик проявляемости в 9-10 лет | Ювенильная абсансэпилепсия (появление генерализованных тонико-клонических судорог до начала абсансов); ювенильная миоклоническая эпилепсия |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
биоэлектрической активности на ЭЭГ (синдром Отахара), возникает в первые месяцы жизни | |||||
Психоорганические синдромы | Отсутствуют | Незначительная задержка речевого развития, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоциональных и вегетативных реакций, поверхностный сон, плохой аппетит | Возбудимость, импульсивность, назойливость, отсутствие чувства дистанции, колебания настроения, двигательная расторможенность, слабость активного внимания | Психоорганические синдромы: с нарушением школьных навыков, с дефектом эмоционально-волевых свойств личности, апатические и эйфорические | На первый план выступают неврозоподобные и психопатоподобные расстройства |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
Синдром детского аутизма (синдром Каннера) | Отсутствие «комплекса оживления». Отсутствие встречного движения при взятии на руки, отсутствие реакции на приход и уход матери, иногда негативистические реакции (ребенок пытается оттолкнуть мать рукой), отсутствие глазного контакта. Задержка развития предречевых вокализаций – гуления, лепета, псевдослов, отсутствие интонационной выразительности крика-плача. задержка появления первой улыбки. двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы и т.д. | Неспецифические нарушения, связанные с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью: сокращение продолжительности сна, стойкие нарушения аппетита, отсутствие чувства голода, беспричинный плач. Полная индифферентность или появление страха в присутствии детей. запаздывание появления первых слов и фраз, преобладание эхолалических речевых форм. Слабое эмоциональное реагирование в процессе общения . одновременное появление навыков бега и ходьбы. Искажение двигательной активности: ходьба при | Избирательность общения с детьми, нередки агрессивные действия по отношению к сверстникам. Нарушение экспрессивной речи в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм (говорение о себе в третьем лице), использование речевых форм кататонической природы: эхолалий, стереотипий, вербигераций, интонационных нарушений (скандирования, растянутого или ускоренного звукопроизношения, говорения фальцетом). Эмоциональные нарушения проявляются в беспокойстве при попытке изменить существующий | Дисгармоничность развития познавательных навыков. По методике Векслера выявляются неравномерность показателей вербально-интеллектуальной функции. Ниже возрастной нормы общий объем знаний, понимание общественного уклада, способность оперировать числами. Активный запас слов и механическая память нередко выше нормы. Средний уровень невербальных показателей соответствует таковому при олигофрении. Нередка склонность к запоминанию латинских обозначений, различных схем, составления маршрутов и т.д. | Эволютивная динамика раннего детского аутизма неравномерна. Чаще прогноз неблагоприятен и связан с формированием олигофреноподобного дефекта. Стойко сохраняются лишь нарушения общения приверженность к рутинному образу жизни, эмоциональная индифферентность. У подростков с возрастом углубляется отрешенность, появляется неприязнь к окружающим, склонность проводить время в бездействии или заниматься деятельностью аутистического содержания: собирание камней, пластинок, сочинение стереотипных текстов). |
Синдромы | Возраст | ||||
младенчество (0-1год) | раннее детство (1-3 года) | дошкольный возраст (3-7 лет) | школьный возраст (7-12 лет) | пубертатный период (12-18 лет) | |
отсутствии сгибания ног, стереотипное перемещение с застываниями, бег на цыпочках, угловатость, неуклюжесть движений | порядок: расположить предметы по-новому, предложить новый вид пищи (симптом тождества). Игровая деятельность проявляется либо в полном игнорировании игрушек, либо в манипулировании предметами обихода (гайками, ключами и т.п.) | Реже аутистические нарушения с годами компенсируются: деятельность становится более целенаправленной, удаются игры с двумя-тремя партнерами, подростки усваивают программу массовой школы при индивидуальном педагогическом подходе | |||
Амнестические синдромы | Отсутствуют | Отсутствуют | Замедленное запоминание стихов, песен, сказок, затруднение в воспроизведении неоднократно прочитанных рассказов | Сочетание ослабления способности к запоминанию с нарушением сохранения и воспроизведения материала памяти. Часто встречаются конфабуляции в связи с интенсивной деятельностью воображения в младшем школьном возрасте | Развернутый амнестический синдром |
Гебоидный синдром | Отсутствует | Отсутствует | Рудиментарные гебоидные проявления: нелепре упрямство, склонность противоречить взрослым, отсутствие жалости | Расстройство влечений, потребность делать все назло близким, причинять боль окружающим. Отсутствие брезгливости | Расторможенность сексуального влечения, цинизм, отсутствие моральных ограничений, агрессивность |
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
1. Букановская, Т. И. Психопатологическая пропедевтика : учеб. пособие / Т. И. Букановская. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 96 с.
2. Бухановский, А. О. Общая психопатология : пособие для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 416 с.
3. Бухановский, А. О. Несоблюдение основных положений методологии диагностического процесса и гиподиагностика шизофрении // Методологические и деонтологические вопросы неврологии и психиатрии : тез. докл. науч.-практ. конф. – Москва; Кемерово, 1983. – С. 28-30.
4. Гиляровский, В. А. Учение о галлюцинациях / В. А. Гиляровский. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 240 с.
5. Глоссарий психопатологических синдромов и состояний / под ред. В. С. Ястребова, А. К. Ануфриева. – М. : Всесоюзный научный центр ПЗ АМН СССР, 1990. – 112 с.
6. Жариков, Н. М. Психиатрия : учебник / Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. – М. : Медицина, 2000. – 539 с.
7. Коркина, М. В. Психиатрия : учебник / М. В. Коркина и др. – М. : МЕДпресс-информ, 2002. – 574 с.
8. Кутявин, Ю. А. Основные положения методологии диагноза в психиатрии и этапы диагностического процесса // Методологические и деонтологические вопросы неврологии и психиатрии : тез. докл. науч.-практ. конф. – Москва; Кемерово, 1983. – С. 38-40.
9. Марилов, В. В. Общая психопатология : учеб. пособие / В. В. Марилов. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
10. Международная классификация болезней (МКБ-10). Психические расстройства и расстройства поведения (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). – М., 1998. – 282 с.
11. Менделевич, В. Д. Психиатрическая пропедевтика / В. Д. Менделевич. – М. : Техлит : Медицина, 1997. – 496 с.
12. Незнанов, Н. Г. Психиатрия : учебник Н.Г. Незнанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 495 с.
13. Нуллер, Ю. Л. Новая парадигма в психиатрии: понятие регистров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – №1. – С. 29-38.
14. Портнов, А. А. Общая психопатология : учеб. пособие / А. А. Портнов. – М. : Медицина, 2004. – 272 с.
15. Психиатрия и наркология : учебник / Н. Н. Иванец и др. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
16. Руководство по психиатрии : в 2-х т. : т. 1 / под ред. А. С. Тиганова. – М. : Медицина, 1999. – 709 с.
17. Рустанович, А. В. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках : справ. пособие / А. В. Рустанович, В. К. Шамрей. – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2001. – 203 с.
18. Цыганков, Б. Д. Психиатрия : учебник / Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 382 с.