Завершающий этап (терминация)
Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психотерапии.
Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и определяться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особенности, если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынужденная терминация может быть связана с различными факторами, такими как переход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтических отношений.
Существует, таким образом, множество самых разных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на сроки наступления терминации. Как отмечают Заро и соавторы (Zaro et el., 1977), «начинающие психотерапевты предполагают, что психотерапевтический процесс завершится довольно гладко в некое идеально подходящее для этого время, когда клиент решит все свои проблемы и научится самостоятельно справляться с новыми возникающими в его жизни трудностями. К сожалению, это происходит довольно редко. Завершение психотерапии представляет собой компромисс между ожиданиями клиента и психотерапевта и теми ограничениями, которые связаны с недостаточной мотивацией к работе, переживанием психического дискомфорта, стоимостью психотерапевтических услуг и множеством других факторов» (р. 142).
Так или иначе, психотерапевт и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент терминации был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса в одностороннем порядке может нанести ему вред.
Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чувства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Необходимо также учесть, что сопровождающие терминацию сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психотерапевта, что диктует необходимость в адекватном выражении и анализе им своих переживаний.
Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтиче-ского процесса являются:
1. создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2. продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3. фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4. привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новым» трудностями и использованию новых моделей поведения.
Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много общего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы. Вместе с тем ему присущи некоторые особенности, связанные с тем, что характерные для терминации переживания клиента выражаются им в значительной мере посредством изобразительной деятельности. Поскольку эти переживания достаточно сильны, взаимодействие клиента с изобразительными материалами и ранее созданной художественной продукцией может приобретать драматический оттенок. Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На терминационном этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль деструктивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства. Как отмечают Пэтрик и Уиншип (Patrick & Winship, 1994), «деструкция изобразительной продукции, в отличие от ее сохранения, может отражать интернализацию: клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях, и ему нет необходимости "цепляться" за изобразительную продукцию» (р. 22).
Щаверьен (Schaverien, 1992) также рассматривает разрушение клиентом созданных им образов как положительное явление, указывающее на то, что клиент смог дистанцироваться от травматичного опыта, благодаря чему образ утрачивает способность оказывать на клиента какое-либо влияние.
Осознание клиентом психологического содержания созданных им образов ведет к их «депотенцированию», благодаря чему у него возникает к ним новое отношение: иногда — холодно-равнодушное, иногда — агрессивное. Так или иначе, теперь клиент является «хозяином» своих чувств и способен контролировать их проявление.
Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапевтического процесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые характерны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последнем случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о его неспособности удерживать аффекты и принять их в себе. В связи с этим Шаверьен (Schaverien, 1992) пишет: «Когда образ теряет аффективную "заряженность", клиент может решить, что с ним делать. Изображение может быть взято клиентом с собой или оставлено в арт-терапевтическом кабинете. Клиент также может принять сознательное решение уничтожить свои работы. Когда он приходит к этому сознательно, согласуя свои действия с психотерапевтом, это может быть важным показателем его готовности завершить психотерапию» (р. 115).
Как бы то ни было, уничтожение клиентом своих работ может вызвать у психотерапевта сильные переживания, включая чувства гнева, беспомощности, опустошенности, сожаления, отчаяния и т. д. Все эти чувства могут многое сказать психотерапевту о состоянии клиента, но требуют дополнительного прояснения мотивов его деструктивных действий и того, какой смысл клиент в них вкладывает. Давая клиенту возможность выразить связанные с терминацией сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психотерапевт в то же время сохраняет с клиентом обратную связь. Психотерапевт не должен ни препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом, ни оставлять его действия без внимания и обсуждения. Столь же непродуктивным следует признать директивные попытки некоторых психотерапевтов «навязать» клиенту уничтожение некоторых его работ в надежде, что это само по себе поможет ему освободиться от травматичного опыта.
Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тераиии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психотерапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом или продолжение арт-терапевтической работы. Большинство клиентов, однако, делают это в связи с произошедшей интериоризацией опыта арт-терапевтической работы и появлением у них спокойного отношения к своей изобразительной продукции. В некоторых случаях клиенту, может быть, попросту негде бывает ее хранить.
Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Winnicolt, 1980), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает ему дистанцироваться от психотерапевта и достичь самодостаточности.
Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.
Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им изобразительную продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на завершающем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.
Весьма полезным может быть использование особых «терминационных ритуа-лов», которые в арт-тераневтической работе могут совершаться посредством изобразительной деятельности, драматизации, игр и других форм творческой деятельности. Как пишет Т. Глаттхори (2000), «терминационные ритуалы имеют индивидуальный характер и, метафорически выражая основные "уроки" психотерапии, утверждают ее положительную роль в жизни клиента» (с. 39). Кроме того, поскольку при создании и использовании терминационных ритуалов, как правило, применяются визуальные метафоры, они позволяют создать более «безопасные» условия для отреагирования сложных, связанных с завершающим этапом, чувств, затронуть неосознаваемые переживания клиента и дольше сохранить в памяти клиента опыт его участия в психотерапии, обеспечивая более продолжительное сохранение достигнутых эффектов. Совместное же планирование терминационного этапа клиентом и психотерапевтом, создание ими ритуалов терминации дают клиенту ощущение большего контроля над своими переживаниями и собственных возможностей и способствует осознанию дальнейших перспектив (Kramer, 1990).
В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет использоваться в дальнейшем. Во избежание нежелательных последствий для клиента, связанных с ненадлежащим хранением и использованием его изобразительной продукции или ее уничтожением, правила обращения с ней специально оговариваются в этических кодексах арт-терапевтов. Так, пункт 2.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994) гласит: «На всей создаваемой клиентом в ходе арт-терапевтических сессий избразителыгой продукции должны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция должна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжителен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, однако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевтом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процесса». Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтической работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразительную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследований, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интересов клиентам (пункт 1.9).
Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
1. дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи, как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаблением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и созданием новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукцией и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему психотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического пространствам клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой);
2. прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связано с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психотерапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы);
3. поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для исследования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потребностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смысла дальнейшей арт-терапевтической работы);
4. достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).
Заключение
Из вышеизложенного очевидно,чтоарт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии и психотерапевтических отношений.
Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использования различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые различные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости исследователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве», но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса.
Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения комплекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах.