И начала изобразительной деятельности клиента
Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.
Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит также от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отношения клиента к психотерапии и его личности, специалист может гибко менять используемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.
Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального резонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Многие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и позиций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средством поддержки его хрупкого «Я». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.
Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей клиента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивности, эмоциональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Как было отмечено, многие арт-терапевты, в особенности, если речь идет о работе с клиентами с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со стороны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выражению своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента может вызвать у него негативную реакцию. «В целом, — отмечает Фицджеральд, — чем более серьезны проблемы пациента, тем в большей поддержке он нуждается» (2001, с. 87). Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточна, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходимый для клиента уровень директивности и эмоциональной поддержки. Фицджеральд, в частности, предлагает принять во внимание:
1. степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
2. характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
3. способы его психологической защиты;
4. выраженность интраспективных черт личности.
Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.
Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-терапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблюдателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-терапевтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербальной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их отношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к психотерапевту.
Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом кабинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее, дополнительное разъяснение психотерапевтом особенностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции*, и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопротивлением.
Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процесса также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной работе очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, потребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразительными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и поведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфликтами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их разрешения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятельность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психотерапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным» и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на поведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а также фасилитации им выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это достигается за счет «эмоционального присоединениям, к клиенту, включения психотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом игровой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомого», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и в случае необходимости оказания ему «технической» помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или неоднократном повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с перенесенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами переживаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения» клиента (в частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограничения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, задавая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента, и т. д.).
В качестве иллюстрации начального этапа арт-терапевтического процесса можно привести следующий эпизод, отражающий один из моментов третьей сессии. Данный эпизод приводится в статье Б. Болл (2001, все права защищены; публикуется с разрешения автора).
Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла — семилетняя девочка афроамериканского происхождения — входит в него, следуя за арт-терапевтом по имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к большому столу. Энн садится па стул с зеленой обивкой рядом со столом...
Шейла. Я хочу сегодня резать бумагу.
В голосе Шейлы звучит решительность. В этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне, что ей хочется делать. Она размахивает ножницами, которые выглядит в ее руках крупными и угрожающими.
Ш е й л а. Резать, я люблю резать.
Энн. Что ты хочешь резать? Бумагу?
Энн встает, для того чтобы взять бумагу из расположенной у окна стопки. Она берет довольно много листов, но протягивает Шейле всего один лист. Остальную бумагу она кладет себе на колени.
Шейла разрезает бумагу па четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается усеян кусочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн.
Шейла. Мне нужна еще бумага. Энн продолжает держать бумагу на коленях.
Энн . Что ты хочешь делать с бумагой, которую ты разрезала? Ты ее собираешься как-то использовать?
Шейла (обращаясь к Эпн). Мне нужна еще бумага. В ее голосе звучит раздражение.
Энн. Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала, Шейла. Вы начальница, а я — гений. В ее голосе звучит еще больше злости.
Э н н. Я начальница?
Шейла. Вы начальница, и вы меня пе слышите.
В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как своенравная начальница, а Энн — как ее секретарша, которая безропотно выполняет ее приказы и записывает то, что та диктует. Шейла часто строго отчитывает арт-терапевта.
На примере данного описания видно, что на начальном этапе арт-терапевтического процесса девочка испытывает определенные затруднения в переходе к изобразительной деятельности и отреагирует свои чувства в деструктивном манипулировании с ножницами и бумагой. При этом арт-терапевт использует различные приемы «ограничения» деструктивных проявлений и структурирования поведения девочки, задавая ей вопросы, направленные на выяснение целей ее действий, и ограничивая количество бумаги. Кроме того, стремясь «присоединиться» к девочке и оказать ей эмоциональную поддержку, она вступает с ней в ролевую игру и играет роль «ведомого» (секретарши). На этом этапе сессии внимание девочки и психотерапевта сфокусировано на их отношениях. Связанные с ними чувства девочки, а также те, которые отражают перенесенный его травматичный опыт, проявляются в основном в ее ролевом взаимодействии с психотерапевтом.
Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапевтического процесса заключаются в следующем:
· в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотерапевта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
· в структурировании и организации поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;
· в фасилитации эмоциональной экспрессия путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
· в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обмене с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.
Помимо решения всех этих задач, в значительной мере связанных с особыми условиями арт-терапевтической работы, на данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использующих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические гипотезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодействуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез и в случае необходимости их скорректировать или вовсе от них отказаться. Большое значение при этом принадлежит способности и желанию психотерапевта видеть в поведении и высказываниях клиента как можно больше и обращать внимание на самые разные аспекты его психической феноменологии — а не только то, что он «хочет* в клиенте видеть или то, что соответствует тем или иным жестким теоретическим конструктам.
Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
1. формирование системы психотерапевтических отношений, включающей в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформационного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями — как напрямую, так к посредством художественной экспрессии);
2. структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внешних и внутренних границ и началом ее функционирования, направленногона достижение пели (что связано с поддержанием пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвижением и проверкой правильности диагностических гипотез, а также постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);
3. формирование системы динамического равновесия, являющегося предпосылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенного напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психической феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством» сложных переживаний, а не ев обход» их, а также с методологической «воздержанностью» психотерапевта и недирективностью его позиции).