Спасатель – водолаз 3 класса
Примерный учебно-тематический план
№ темы | Наименование темы | 3 класса | |
№ занятия | Количество часов | ||
Введение | |||
Водолазное снаряжение и оборудование | 17-25 | ||
Единые правила безопасности труда на водолазных работах | 6-9 | ||
Физические и физиологические особенности водолазного труда. Профессиональные заболевания водолазов, их профилактика | 7-10 | ||
Основы медицинского обеспечения водолазных работ | 3-4 | ||
Водолазные работы | 7-12 | ||
Спасательные средства и их применение | 3-5 | ||
Такелажное дело | 4-5 | ||
Основы законодательства | |||
Подводные трубопроводы | |||
Подводное бетонирование | 1-2 | ||
Подводная электродуговая сварка и резка | 1-2 | ||
Аварийные судовые работы | |||
Квалификационные испытания | - | ||
Итого |
Тематический расчет часов практических занятий
№ темы | Наименование темы и занятия | Глубина погружения, метр | № занятия | Кол-во часов |
Разборка, сборка, ремонт, устранение неисправностей водолазного снаряжения и оборудования | - | 7-11 | ||
Работа с установкой РКУ-2 по ремонту и проверке аппарата АВМ-5. Разборка и сборка аппарата АВМ-5 | - | |||
Обнаружение и устранение неисправности снаряжения | - | |||
Включение телефона ВТУС-70/2. Подготовка и работа различных телефонов. Крепление телефонного кабеля к шлангу. Устранение неисправностей телефонных установок | - | |||
Подготовка кислородного насоса к работе. Присоединение транспортных и малолитражных баллонов к насосу. Перекачка воздуха из транспортных баллонов в рабочие | - | |||
Подготовка, пуск и остановка компрессоров высокого давления ДК-200, ЭК-2-150,компрессоров различных, в т.ч. импортных. Забивка баллонов воздухом. Зарядка фильтров. Анализ воздуха | - | |||
Практические спуски под воду в водолазном снаряжении. Выполнение водолазных и спасательных работ | - | 24-41 | ||
А. Спуск в аппарате АВМ-5 в автономном варианте | ||||
Осмотр подводной части корпуса судна | - | |||
Движение по грунту с ходовым концом | ||||
Спуск под воду на течении | ||||
Спуск под воду в усложненных условиях с ходовым концом(в темное время суток, в отсеки затонувшего судна и т.п.) | ||||
Спуск под воду и отработка сигналов | ||||
Осмотр акватории с использованием подводных средств движения | ||||
Спасение плавающих на воде с вертолета | ||||
Выполнение работ на ГТС и судах. Снятие размеров с пробоин и изготовление шаблонов (контурных и объемных), выполнение сложных замеров при обследовании, управлении телевизионными установками, разметка мест под водой на объекте. Постановка пластыря на пробоину, устранение водотечности | - | |||
Выполнение работ по сварке, резке под водой | - | |||
Выполнение спусков в необорудованных и труднодоступных местах. Приводнение с парашютом. Работа при десантировании с ПСН и надувных лодок | - | |||
Руководство водолазной станцией при выполнении водолазных работ | - | |||
Подготовка и рабочая проверка водолазного снаряжения АВМ-5 | ||||
Спуск под воду на глубину 5 м, надевание маски под водой и удаление из-под нее воды | ||||
Включение и выключение аппарата АВМ-5 под водой | ||||
Поиск и остропка предметов в аппарате АВМ-5 | ||||
Сверление отверстия в металле ручной дрелью в аппарате АВМ-5 в шланговом варианте | ||||
Осмотр подводной части корпуса судна в аппарате АВМ-5 в шланговом варианте | ||||
Поиск и остропка предметов в аппарате АВМ-5 шланговом варианте | ||||
В. Спуск в вентилируемом снаряжении | ||||
Приемы спасения | - | 5-8 | ||
Ныряние в длину с доставанием предметов с грунта в ластах и маске (ныряние в глубину с доставанием предметов с грунта в ластах и маске) | ||||
Прыжки с высоты 2, 3, 5 метров ногами и головой вниз | ||||
Способы приближения пловца к тонущему и приемы буксировки вплавь пострадавшего или уставшего пловца | 2-5 | |||
Способы освобождения от захватов тонущего: за кисти рук, через шею спереди за шею сзади, за туловище через руки и под руки, за ноги | 2-5 | |||
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде. | - | |||
Тренировка в освоении способов искусственного дыхания "изо рта в рот", "изо рта в нос". Обогрев пострадавшего | - | |||
Такелажное дело | - | - | - | |
Применение технических средств при выполнении подводных работ | - | - | - | |
Аварийные ситуации с водолазами | - | - | - | |
Рекомпрессионная камера | - | 1-2 | ||
Ознакомление с рекомпрессионной камерой | - | |||
Работа в камере. Знание таблицы рекомпрессии | - | |||
Практическая подготовка водолаза 1 класса для работы на компрессоре | - | - | - | |
Итого | - | - |
Общие положения
Подготовка спасателей проводится в объеме профессиональных знаний, отвечающих требованиям квалификационной характеристики водолазов 1-й, 2-й групп и 3-й группы специализации водолазных работ, за исключением строительных работ. При составлении программы учитывалась специфика выполнения спасательных работ. За основу при разработке программы взяты требования “Единых правил по безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90” и типовые программы подготовки водолазов.
Водолазная подготовка проводится в специализированных центрах (организациях) на договорной основе, а также в период проведения региональных сборов в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке. Особое внимание уделяется обучению спасателей технике безопасности при ведении водолазных работ.
Учебно-методические сборы спасателей-водолазов проводятся не реже одного раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводятся не реже одного раза в полгода.
В группы по подготовке спасателей-водолазов принимаются спасатели (аттестованные) не моложе 18 лет, признанные при медицинском освидетельствовании годными к водолазным спускам и работам.
Для обучения организуется группа из 8-12 человек. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются инженерно-технические работники, водолазные специалисты и врачи-физиологи, имеющие опыт работы по организации проведения водолазных спусков. Они же должны вести журнал учета теоретических и практических занятий.
Программа обучения предусматривает изучение новых видов работ, новой техники, технологии.
Все учебные спуски должны проводиться в присутствии врача-физиолога, водолазного специалиста и инструкторов-водолазов, при наличии подготовленной к действию рекомпрессионной камеры.
В программу могут быть внесены изменения и дополнения (сокращения), которые должны рассматриваться на учебно-методическом совете и утверждаться руководителем предприятия (отряда).
Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства. Для проведения практических занятий учебная группа делится на подгруппы, в каждой из которых создаются водолазные станции из 3-4 слушателей. Распределение слушателей по подгруппам и по водолазным станциям производится в начале обучения и сохраняется до конца подготовки. Состав подгрупп и водолазных станций может быть изменен только водолазным специалистом с обоснованием причин.
Темы программы подготовки спасателей-водолазов состоят из учебных вопросов, изучаемых на теоретических и практических занятиях. Общее время, отведенное программой на практические занятия, уменьшению не подлежит. После изучения теоретической части программы слушатели сдают зачеты по темам с оформлением допуска к выполнению учебных спусков под воду.
Закончившие полный курс обучения сдают квалификационные экзамены, которые предусматривают выполнение пробных практических работ и проверку теоретических знаний. Прием экзаменов в учебной группе проводится в два этапа. На первом этапе проверяются знания по теоретическим вопросам, на втором этапе проводятся квалификационные водолазные спуски. Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программе 3, 2 и 1 классов и успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца и личные книжки водолазов (при первичной подготовке водолаза 3 класса), присваивается соответствующая квалификация, кроме того, спасатель-водолаз 3 класса к началу обучения должен иметь водолазной практики не менее 200 часов пребывания под водой, а спасатель-водолаз 2 класса - 600 часов пребывания под водой.
Задачи обучения
Спасатель-водолаз 2 класса должен:
знать организацию работы водолазной станции на глубине до 45 м; методику и способы обучения подчиненного водолазного состава новым приемам выполнения работ под водой; правила применения рабочих водолазных таблиц и использования декомпрессионных камер, ведения всех видов документации по водолазному делу и отчетности; способы выявления неисправности и приемы проведения предупредительного (текущего) ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков (кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых специалистами); правила и сроки дезинфекции водолазного снаряжения; способы оказания первой помощи при водолазных заболеваниях; основы электротехники, конструкций корпусов судов и различных ГТС; приемы и способы обследования подводной части ГТС; все виды опасных морских животных и способы защиты от них; приемы и способы балансировки грузов, подъема затонувшей техники, контроля выполненной работы; приемы обследования внутренних помещений затонувших судов и перекатов; способы промывки траншей и туннелей, заводки проводников при судоподъеме; приемы и способы проведения испытаний новых образцов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
уметь руководить работой водолазной станции; оказывать первую медицинскую помощь при профессиональных заболеваниях водолазов, пользоваться декомпрессионной камерой, проводить декомпрессию и рекомпрессию; оказывать первую помощь пострадавшим; проводить занятия и тренировки с водолазами станции; производить зарядку водолазных аппаратов от компрессора, производить ремонт водолазного снаряжения; производить водолазные спуски с вертолета; использовать в работе подводные средства движения, использовать снаряжение иностранных фирм; выполнять все виды водолазных работ, оговоренных в квалификационных требованиях.