Глава 3. Группа заболеваний занимающие наибольший удельный вес в структуре заболеваемости среди детей
В кабинете здорового ребёнка за текущий 2010 год Наибольшей удельный вес заболеваемости среди детей занимают болезни органов дыхания. Согласно ВОЗ на 100000 детей 20 000 имеют заболевания данной патологии.
Болезни органов дыхания являются медико-социальной проблемой потому что:
-занимают 3 место в структуре смертности детей
-занимают 1 место в структуре распространённости среди детей
-занимают 1 место (60%) в структуре первичной заболеваемости у детей. Отмечается значительный рост в структуре данной заболеваемости:
-занимают 2 место в структуре инвалидности среди детей
-первостепенную роль в возникновении течении и исходах болезней органов дыхания играют факторы образа и условия жизни. А также развитие ребёнка в антенатальном и интранатальном периоде.
Факторы риска в возникновении болезней органов дыхания у детей
- Хронические заболевания и курение матери;
- активное медикаментозное лечение беременной в антенатальном периоде;
- частые ОРЗ ( 4 и более раз ) в период грудного вскармливания;
- проживание в неблагоустроенном жилье;
- отягощённый семейный анамнез (наследственность);
- отягощённый аллергический анамнез;
- острый простой бронхит и острая пневмония в период раннего возраста;
- частые ОРЗ в период дошкольного возраста;
Экономический ущёрб
Болезни органов дыхания ведут за собой тяжёлые последствия, которые в свою очередь приводят к большому числу инвалидности и даже смертности детского населения.
С целью восстановления больных страдающих болезнями органов дыхания деятельность кабинета здорового ребёнка не направлена, медицинский персонал работает только со здоровыми детьми.
Роль врача
Несомненно роль врача огромная как в обучении так и в воспитании пациентов с данной патологией. Но как известно в кабинете здорового ребёнка врач не работает он осуществляет контроль за персоналом. Что же касается фельдшеров или медицинских сестёр работающих в кабинете то и их роль очень большая. Их задачей является распростренение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей, привитие родителями гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здорового образа жизни, работа по формированию здорового образа жизни среди детей. Они должны выявить факторы риска, которые могут вызвать развитие данной патологии, обучить пациента и его родственников как повлиять на эти факторы, чтоб не допустить развития данного заболевания у детей а именно: как правильно пеленать детей чтобы им не было ни жарко не холодно, как правильно купать ребёнка и в чём, как проводить закаливающие процедуры, объяснить маме что грудное вскармливание наилучшая профилактика от заболеваний для малыша, ведь если здорова мама, то благодаря её молоку в котором содержиться большое количество антител, витаминов и питательных веществ малыш будет максимально защищён от внешних раздражителей и многое другое на что направлен кабинет здорового ребёнка. Убедить родителей маленького человечка в принятии решения об отказе от вредных привычек. Главная задача фельдшера сделать все возможное, чтобы у данного ребёнка не развилось данное заболевания, проводить разъяснительные беседы о изменении образа жизни семьи.
Глава 4. Оценка качества медицинской помощи в кабинете здорового ребёнка
Структурный подход
4.1.1 Материально-техническое оснащение:
- стол пеленальный;
- весы медицинские, ростомер;
- стол для проведения массажа;
- детский стол и стул для оформления игрового уголка;
- аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери;
- стенд "Гигиеническая ванна";
- кукла с набором одежды для новорожденного;
- стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни;
- стенд по режимам для детей первых трех лет жизни;
- шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни;
- стенд по организации питания детей 2-3 года жизни;
- стенд по массажу и гимнастике;
- стенд по закаливанию;
- два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни;
- стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни;
- шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни;
- игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни;
- стенд по гигиене полости рта;
- стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
4.1.2. Кадровый состав:
В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская
сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и
санитарно - просветительной работе с населением. Руководство работой кабинета осуществляется районным педиатром. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка работает под контролем старшей медицинской сестры поликлиники.
Процессуальный
- организация лечебно-профилактической помощи осуществляется в зависимости от форм заболевания, экстренности и других форм заболевания. Через кабинет здорового ребёнка проходит каждый родившийся ребёнок;
- охват предродовым патронажем 94%;
- регулярность наблюдения детей на 1 году жизни медсестрой 72%.
Результативный
-Распределние детей 1 года жизни по группам здоровья:
I группа 55;
II 50;
III 10.
-процент детей достигших одного года жизни, находившихся на грудном вскармливании до 4-х месяцев. 55%.