Мысль как источник болезней и здоровья
Не обязательно обращаться к научным исследованиям, чтобы доказать власть разума над здоровьем и болезнью. Ежедневный опыт демонстрирует этот факт достаточно наглядно. Врачами были собраны и изданы сотни ярких и любопытных случаев, но нам достаточно будет нескольких.
Например, кто-то умирает от «шока». Что это значит? Просто какая-то внезапная мощная мысль так сильно вывела из строя организм, что он просто перестал функционировать. Боязнь, а точнее, мвгслв о страхе, нарушила работу сердца. Возбуждение заставило его биться так сильно, что в голове лопнули сосуды.
Или у кого-то умирает возлюбленный, и мысль об этом горе препятствует приему пищи, восстановлению сил и работе любой другой функции организма, зависящей от нормального психического состояния. Человек слабеет и умирает оттого, что ослабленное тело не смогло сопротивляться даже не болезни, а болезненной тоске, заполнившей все мысли.
Как-то раз в Лондоне оборвался трамвайный провод и упал на мостовую, разбрызгивая искры. Юная девушка, на вид ничем не отличающаяся от других, как раз собиралась сесть в автомобиль, но, увидев, что произошло, упала замертво. Ей ничего не угрожало. Ей не причинили ни малейшего вреда. Она просто подумала, что она в опасности, и представила это так ярко, что какая-то сила нашла лазейку и вырвала ее душу из тела. Будь она не настолько впечатлительна и более собранна, она осталась бы в живых.
Красивая молодая женщина получила в лицо удар клюшкой для гольфа. Челюсть была сломана, но все прошло за несколько недель. Однако на лице остался шрам, навсегда погубивший ее красоту.
Мысль о собственной уродливости настолько укоренилась в ее сознании, что она стала избегать людей, а меланхолия стала обычным ее состоянием. Поездка в Европу и дорогое лечение у лучших специалистов не дало никакого результата. Мысль о том, что она навсегда превратилась в урода, лишила ее покоя и отняла все силы. Скоро она уже не могла встать с постели. При этом и один врач не смог обнаружить какое-либо органическое заболевание.
Это, конечно, странные истории, но каждая показывает, какие недуги может вызвать негативная мысль, долев совершенно здоровый организм.
Страх и горе заставляли людей поседеть за несколько дней, а то и часов. Людовик Баварский, Мария Ан-анетта, Чарльз I Английский, Герцог Брэнсвикский — исторические примеры, и каждую минуту нечто подоб-*ое происходит в наше время.
Предположительно это происходит потому, что ильная эмоция вызывает образование химического ве-ества, возможно серы, которое изменяет цвет волос, тот химический процесс становится реакцией на ысль, а не на постепенное старение организма. С дру-ой стороны, известно, что болезни часто отступали пе-д любой позитивной мыслью — восторгом, смятени-радостью.
Когда Бенвенуто Челлини, итальянский скульптор XVI века, собирался отливать свою знаменитую статую Персея, которая сейчас находится во Флоренции, его внезапно скосила лихорадка, и ему пришлось отправиться домой и лечь. В какой-то момент к нему примчался один из его рабочих, крича:
— Ах, Бенвенуто, ваша статуя погибла, нет никакой надежды спасти ее!
Торопливо одевшись, он бросился к домне и обнаружил, что металл «запекся». Он приказал принести дубовые поленья, разжег печь, яростно работая под проливным дождем, и спас свой металл. Описывая этот случай, Челлини говорил:
— Когда все закончилось, я повернулся к тарелке салата, стоявшей прямо там, на скамье, и с аппетитом поел и выпил вместе со всей бригадой. Позже я вернулся в кровать, здоровый и счастливый, где-то за два часа до рассвета, и спал так сладко, словно и не было никакой болезни.
Всепоглощающая мысль о необходимости спасти статую не только вырвала из его сознания память о болезни, но и вернула здоровье.
Эта история из жизни Мулея Молука, мавританского лидера. Когда он был болен, практически истощен неизлечимой болезнью, между его отрядами и португальцами произошло сражение. Положение было критическое, и он, видя это, поднялся со своих носилок, поднял армию, привел ее к победе, после чего мгновенно упал без сил и умер.
Откуда берутся силы, позволяющие хрупкой, болезненной женщине, инвалиду, которая не в состоянии ухаживать за собой, которой едва хватает на то, чтобы пройтись по этажу, броситься вверх по лестнице, чтобы вынести из горящего дома спящих детей? Откуда берутся силы, позволяющие этому субтильному созданию вытащить из полыхающего здания мебель и постельные принадлежности? Конечно, ни в ее мышцах, ни в крови не появилось никакой новой силы, но все же она сумела сделать то, что в обычных обстоятельствах для нее было бы невыполнимо. В критическом положении она забыла о своей слабости, она видела только это критическое положение. Она лицом к лицу столкнулась с опасностью потерять детей и дом, и это повлекло за собой измененное состояние сознания, что и дало ей необходимую энергию. В мышцах всегда присутствует определенная сила, но изначально требуется осознание необходимости сделать что-либо. Пожар, опасность, возбуждение, необходимость спасти жизнь и имущество, временное беспамятство о ее предполагаемой слабости — все эти условия были нужны, чтобы привести сознание в соответствующее состояние.
Реальность власти разума над телом стала во многих отношениях очевидна для нас. Удивительно, но гуманитарные науки, и в частности медицина, очень долго не признавали этот факт, и до сих пор не решен вопрос о его принятии.
Например, один из самых влиятельных авторитетов в медицине, доктор Вильям Осиер, вызванный королем Эдуардом VII из университета Джона Хопкинса, чтобы стать придворным профессором медицины в Оксфордском университете, написал в «Американской энциклопедии»: «Психический метод всегда играл важную, хоть в значительной степени непризнанную, роль в терапии. Именно вера, поддерживающая на плаву дух, заставляет кровь течь свободно, а нервы спокойно выполнять свои функции, что является значимой составляющей успешного лечения. Отчаяние или недостаток веры зачастую утягивают пациентов на порог смерти. Вера позволяет ложке воды, куску хлеба творить чудеса исцеления, тогда как лучшие лекарства могут не дать никакого результата. В основе эффективности любого лечения лежит вера во врача, в прописанные им лекарства и его методы».
В то же время, доктор Смит Эли Джеллифф из Колумбийского университета написал в той же энциклопедии: «Бесспорно, самый старый и, тем не менее, самый молодой терапевтический метод — убеждение. Способность веры исцелять недуги не принадлежит к какому-либо разделу или классу и не является неотъемлемой частью какой-либо системы. Вера в богов и богинь, молитвы деревянным, каменным или бесплотным идолам, вера во врача, вера в себя рождается внутри нас и вокруг нас, и все это имеет большое значение в процессе лечения, поскольку состояние сознания непосредственно влияет на состояние физической оболочки человека. Эта вера не сможет сдвинуть горы, не сможет вылечить туберкулез, она не заставит срастись сломанную ногу, не вылечит паралич; но убеждение, в различных своих формах, может быть одним из самых действенных подспорий для всех терапевтических мер. Злоупотребление убеждением провоцирует появление гипнотизеров, шантажистов, ясновидцев и прочей пестрой толпы паразитов, на перечисление которых не хватит ни одной энциклопедии. Человеческий ум доверчив: он верит в то, во что хочет, или во что ему нравится верить, и поэтому использование убеждения в терапии — достаточно мощная власть, способная привести как к хорошему результату, так и к плохому».
В этом заявлении доктор Джеллифф показал себя крайне консервативным, иначе ему пришлось бы признать, что заживление сломанной кости напрямую зависит от состояния сознания пациента, которое имеет отношение ко всем функциям организма: дыханию, пищеварению, усвоению и экскреции (выведению из организма продуктов жизнедеятельности). И твердая решимость, вкупе с надлежащими климатическими условиями и гигиеной, помогает вернуть туберкулез на более раннюю стадию развития.
Давным-давно сэр Джеймс Симпсон сказал, что «врач не знает и не практикует целую область своего искусства, пренебрегая изумительным влиянием разума на тело».
Сейчас мы уже знакомы с определенным эффектом, который мысли могут производить на наши эмоции, наши страсти, а также мы полностью приняли, изучили и ввели в нашу медицинскую практику или личную жизнь те воздействия, которые мысль может оказать на болезни (или их происхождение), здоровье (его восстановление) или смерть (ее причина). Как только мы полностью поймем и примем важность влияния мысли на здоровье и болезни в жизни и медицинской практике, мы сможем расти с невообразимой интенсивностью — как личности и как цивилизация.