ТЕМА: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Дата______________

Практическое занятие № ____________

Задание 1.Дайте определения понятий:

Аспирация – это___________________________________________________

Асфиксия – это____________________________________________________

Астма – это_______________________________________________________

Аналептики – это___________________________________________________

Бронхолитики - это__________________________________________________

Муколитики – это______________________________________________________

Бронхорелаксация – это________________________________________________

Бронходилятация – это_______________________________________________

Миотропное действие – это___________________________________________

Бронхообструктивный синдром –это ____________________________________

Задание 2.Завершите логическую цепочку

Тонус гладкой мускулатуры бронхов регулируется вегетативной нервной системой, в частности симпатический отдел тонус бронхов понижает, парасимпатический наоборот повышает. Значит для устранения бронхоспазма, для бронходилятации и бронхорелаксации необходимо воздействовать либо на тонус гладкомышечных волокон бронхов - препараты миотропного действия, либо на симпатическую и парасимпатическую иннервацию а именно…………………………………………………………………..

Задание 3.Решите задачи письменно:

1. Натрия цитрат образует с ионами Са соль, таким образом уменьшается количество ионов Са, что приводит к торможению процесса свертывания крови. В организм натрия цитрат не вводят, т.к. резкое падение концентрации ионов Са в крови вызовет нарушение функций сердца и ЦНС. (кальций возбуждает сердечную деятельность и успокаивает ЦНС). Используют натрия цитрат только для консервации донорской крови в количестве 10 мл 4% раствора на каждые 100 мл крови. Посчитайте дозу натрия гидрацитрата в граммах и назовите эту дозу долями грамма.

P.S. Для успешного решения задачи необходимо вспомнить, что такое процентная концентрация, таблицу долей грамма, правила составления и решения пропорций.

2. У больного приступ бронхиальной астмы. В Вашем распоряжении бемегрид, эуфиллин и кордиамин. Что Вы выберете в данном случае и почему?

3. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание - гипертоническая болезнь. В Вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид и платифиллина гидротартрат. Что Вы выберете в данном случае и почему?

4. У больного приступ бронхиальной астмы, страдает сахарным диабетом. В Вашем распоряжении адреналина гидрохлорид и атропина сульфат. Что Вы выберете в этой ситуации и почему?

Задание 4. Выпишите рецепты. Данные занесите в таблицу.

Название препарата Фармакологическая группа Показания к применению Рецепт
ЛИБЕКСИН      
ГЛАУЦИН      
ТУСУПРЕКС      
КАЛИЯ ЙОДИД      
ТРИПСИН      
АЦЕТИЛ ЦИСТЕИН      
БРОМГЕКСИН      
АМБРОКСОЛ      
САЛЬБУТАМОЛ      
ЭУФИЛЛИН      
КЕТОТИФЕН      


ТЕМА: «АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА»

Дата______________

Практическое занятие № ____________

Задание 1.Заполнить таблицу.

Препараты I ряда

β – адреноблока-торы Блокаторы кальциевых каналов Мочегонные Ингибиторы АПФ
       

Препараты II ряда

Средства, применяемые при гипертонической болезни
Средства, снижающие тонус симпатической иннервации
Препараты центрального действия Ганглиблокаторы Миотропные, сосудорасширяющие Симпатолити-ки α - адреноблокаторы
         

.

Препараты центрального действия Ганглиблокаторы β – адреноблокаторы Антагонисты Са ++ Миотропные сосудорасш-иряющие Мочегонные Ингибиторы АПФ

Задание 2.Выписать в рецептах:

1. Эгилок – тб. Rp.: 2. Тенорик – тб. Rp.:
3. Коринфар – др. Rp.: 4. Назвать синоним препарата коринфар.
5. Амлодипин – тб. Rp.: 6. Индопамид – тб. Rp.:
7. Назвать синоним препарата индопамид. 8. Атенолол – тб. Rp.:
9. Раствор магния сульфата – амп. Rp.: 10. Энап – тб. Rp.:
11. Диротон – тб. Rp.:

ТЕМА: «СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИБС»

Дата______________

Практическое занятие № ____________

Задание 1.Заполнить таблицу.

Нитросодержащие препараты β - адреноблокаторы Блокаторы кальциевых каналов Препараты разных групп
Короткого действия Длительного действия
         

Задание 2.Неотложная помощь.

I. Перечислить средства для купирования приступа стенокардии.

II. Средства, применяемые для купирования боли при инфаркте миокарда.

Задание 3.Выписать в рецептах:

1. Нитроглицерин

а) тб. Rp.: б) масляный раствор в капсулах Rp.:
2. Эринит Rp.: 3. Нитросорбид Rp.:
4. Конкор в тб. Rp.: 5. Эгилок в тб. Rp.:
6. Атенолол в тб. Rp.: 7. Верапамил в тб. Rp.:
8. Верапамил в амп. Rp.: 9. Кардиомагнил в тб. Rp.:

Задание 4.Дописать предложение.

Инфаркт миокарда – это……………………………………………………………………………….

Механизм антиангинального действия нитроглицерина……………………………………………

Побочные эффекты нитроглицерина…………………………………………………………………

Стенокардия это……………………………………………………………………………………….

ТЕМА «СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ»

Дата_______

Практическое занятие №________

Задание №1.

Дайте определения понятиям:

Антиэметики – это_________________________________________________

Анорексигены – это_______________________________________________

Гиперацидность – это_______________________________________________

Гипоацидность – это______________________________________________

Холестаз – это___________________________________________________

Гастропротекторы – это___________________________________________

Helicobacter pilori – это____________________________________________

Рефлюкс-эзофагит – это___________________________________________

Холесекретики - это_______________________________________________

Холекинетики – это_______________________________________________

Гепатотоксичность – это___________________________________________

Холелитиаз – это_________________________________________________

Холецистит – это_________________________________________________

Холангит – это___________________________________________________

Дегельминтизация – это_____________________________________________

Диарея – это_____________________________________________________

Обстипация – это_________________________________________________

Протективное действие – это__________________________________________

Резистентность – это______________________________________________

Антацидные средства – это________________________________________

Регенерация – это_________________________________________________

Н2 рецепторы – это_________________________________________________

Протоновый насос или водородная помпа – это_______________________

_______________________________________________________________

Цитопротективное действие – это_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Гепатопротективное действие – это____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.

Заполните таблицу:

Фармакологические группы, используемые при ↑секреции желёз желудка Механизм действия Препараты (синонимы)
1.М-холиноблокаторы    
   
   
   
2.Гастропротекторы а) вяжущие средства    
   
   
   
б) обволакивающие средства    
   
   
   
   
в) препараты, создающие механическую защиту слизистых оболочек    
   
   
   
г) препараты, усиливающие защитную функцию слизистой желудка    
   
   
   
3. Блокаторы Н2-рецепторов    
   
   
   
4. Ингибиторы протонового насоса    
   
   
   
5. Антациды    
   
   
   
6. Средства, способствующие регенерации    
   
   
   
   

Задание №3.

1. Избыточная секреция желез желудка или избыточная секреция компонентов желудочного сока, таких как соляная кислота и пепсин, называется гиперацидность. Чрезмерное выделение соляной кислоты способствует раздражению слизистой оболочки желудка, ее «разъеданию». Поэтому гиперацидность может стать причиной таких заболеваний, как:

___________________________________________________________________

2. При хроническом панкреатите имеет место недостаточная секреция ферментов поджелудочной железы. Для лечения принимают ферментные препараты, которые восполняют имеющийся недостаток. Поэтому лечение хронического панкреатита проводится ________________

___________________________________________________________________

3. Ребенок проходит лечение по поводу гельминтоза. Антигельминтное средство в силу своего механизма действия парализует мускулатуру глиста, он теряет способность удерживаться на стенках кишечника, отрывается от них, лишается питания, погибает. У ребенка склонность к запорам, которые в данном случае могут привести к интоксикации продуктами распада гельминтов. Поэтому необходимо____________________________

Задание №4.

Заполните схему, где

1. классификационные группы

2. терапевтические эффекты

3. показания к применению

4. лекарственные препараты

4.
4.
3.
3.
2.
2.
1.
1.
Желчегонные средства

Задание №5Заполнить таблицу.

Средства, применяемые при недостаточной секреции желез желудка:

Стимулирующие секрецию Заместительная терапия
Желудочный сок и его компоненты Ферментные препараты
     

Средства, применяемые при избыточной секреции:

Антацидные средства Антисекреторные средства
Всасываю-щиеся Невсасываю- щиеся Неселективные Селективные Н2 – гистаминобло-каторы
        II III

Задание №6Дать рекомендации пациентам, принимающим альмагель.

Задание №7.Выписать в рецептах:

1. Драже «Мезим-форте» Rp.: 2. Креон в капс. Rp.:
3. Назвать заменители «Мезим-форте». 4.Раствор атропина сульфата в амп. Rp.:
1. Раствор платифиллина гидротартрата в амп. Rp.: 2. Альмагель Rp.:
3. Маалокс Rp.: 4. Гастал в тб. Rp.:
5. Ранитидин в тб. Rp.: 6. Квамател Rp.:
7. Назвать синонимы кваматела 8. Омепразол в капс. Rp.:
9. Назвать синонимы омепразола

Задание № 8Заполнить таблицу.

Желчегонные средства:

ХОЛЕРЕТИКИ
Препараты, содержащие желчь и желчные кислоты Синтетические препараты Растительные препараты
     

Задание № 9Выписать в рецептах:

1. Одестон в тб. 200 мг Rp.: 2. Одестон в тб. 400 мг Rp.:
3. Хофитол в тб. Rp.: 4.Гепабене в капс. Rp.:
1. Уросан в капс. Rp.:

Задание №10Неотложная помощь.

Средства, применяемые при коликах:

Спазмолитики Комбинированные препараты ненаркотические анальгетики и спазмолитики Наркотические анальгетики
М - холиноблокаторы Миотропные
       

Задание №11

Выписать в рецептах:

1. Но-шпа в тб. Rp.: 2.Но-шпа в амп. Rp.:
3. Папаверина гидрохлорид в амп. Rp.: 4.Атропина сульфат в амп. Rp.:
5.Дюспаталин в тб. Rp.: 6. Дюспаталин в амп. Rp.:
7. Платифиллина гидротатрат в амп. Rp.: 8. Аллохол в тб. Rp.:
     

Контрольные вопросы:

1. Лекарственные средства, применяемые при недостаточной секреции желез желудка.

2. Группы лекарственных препаратов, применяемых при избыточной секреции желез желудка и показания к их применению.

3. Препараты группы М-холиноблокаторов, их механизм действия.

4. Препараты группы блокаторов Н2 рецепторов, их механизм действия, возможные побочные эффекты.

5. Препараты группы блокаторов протонового насоса, другое название этой группы препаратов, механизм действия.

6. Препараты группы гастропротекторов, их механизм действия.

7. Препараты, стимулирующие процесс регенерации слизистых оболочек ЖКТ.

8. Химиотерапевтические средства и препараты, их содержащие, применяемые при язвах желудка и 12-ти перстной кишки, целесообразность их назначения.

9. Антацидные препараты, применяемые при гиперацидности, механизм их действия, показания к применению.

10. Осложнения, возможные при приёме в качестве антацидного средства соды?

11. Препараты антиэметиков, их синонимы, показания к применению.

12. Препараты, назначаемые при хроническом панкреатите в качестве заместительной терапии.

13. Классификация желчегонных средств, названия каждой из групп, показания к применению.

14. Препараты из группы холесекретиков, источники их получения (растения).

15. Препараты из группы холекинетиков, механизм их действия.

16. Понятие гепатопротекторов, показания к их применению, препараты, синонимы.

17. Классификация слабительных средств, механизм действия каждой из групп, препараты, показания к применению, возможные противопоказания.

18. Препараты, применяемые при диарее.

ТЕМА «ПРЕПАРАТЫ ВИТАМИНОВ»

Дата_______

Практическое занятие №________

Задание №1.

Найдите соответствие:

Название витаминов Фармакотерапевтический эффект
1. Ретинола ацетат А. Сосудорасширяющий
2. Эргокальциферол Б. Антиоксидант
3. Витамин К В. Противоанемический
4.Токоферола ацетат Г. Канцеропротектор
5. Никотиновая кислота Д. Антицинготный
6. Витамин В2 Е. Лечение Бери-Бери
7. Витамин В15 Ж. Противорахитический
8. Витамин В9 З. Синергист витамина С
9. Витамин В12 И. Противопеллагрический
10. Аскорбиновая кислота К. Антигеморрагический
11. Тиамина бромид Л. Геропротектор
12. Рутин М. Противоязвенный
13. Витамин В8 Н. Лечение «куриной» слепоты
14. Витамин U О. Регулирует проницаемость капилляров
15. Витамин В5 П. Предшественник АТФ
16.Витамин РР Р. Способствует нормальной беременности
17. Пиридоксина гидрохлорид С. Снижает токсичность противотуберкулёзных препаратов

Задание №2.

Вместо точек впишите соответствующие слова или определения.

1. Витамин……… синоним…………………………..в организме превращается к кокарбоксилазу, которая участвует в регуляции………….обмена и в освобождении из углеводов …............................................Участвует в синтезе медиатора нервной системы-…………………………………………..Авитаминоз приводит к заболеванию………………., которое протекает с поражением нервной системы. В лечебных целях назначают внутрь и парентерально:………………………………………………………………

2. Витамин В2, синоним….............., необходим для поддержания нормальной зрительной функции, для синтеза гемоглобина. Гипо- и авитаминозы сопровождаются хейлозами - ………………………………,

Глосситами - …………………………………………………………………,

Конъюктивитами - …………………………………………………………...

3. Витамин В3, синонимы: кислота…………………………..,витамин …,

ниацин. Авитаминоз приводит к заболеванию Пеллагра. Симптомы заболевания: диарея, дерматиты, деменция (психические расстройства, вплоть до слабоумия). Кислота…………………. обладает сосудорасширяющим действием, стимулирует сердечно-сосудистую деятельность.

4. Витамин В6, синоним ………………… Применяют при заболеваниях

…………………..системы. Витамин В6 уменьшает токсичность…………………………….. препаратов (тубазид, изониазид).

5. Витамин В12, синоним…………………………………..Это сложное соединение с атомом кобальта. Витамин необходим для нормального созревания эритроцитов. Больше всего витамина содержится в ……………

6. Витамин U, синоним………………………………………………………

Активное противо…………………….. средство. Название витамина происходит от слова «Ulcus», что в переводе с латинского языка……….

7. Витамин С, синоним……………………………………………………. Участвует в регуляции…………………………………………процессов. Авитаминоз приводит к заболеванию…………………………Главный симптом которого………………………………………..……., так как повышается проницаемость капилляров. Витамин С - активный антиоксидант, канцеропротектор…………………………………..……..

8. Витамин Р, синоним…………… Вместе с витамином……. регулирует нормальную проницаемость капилляров , то есть эти два витамина являются……………………………………………………………………

Задание №3.

Найдите соответствие названий:

1. Ретинола ацетат А) Витамин Е
2. Витамин D Б) Витамин В1
3. Витамин К В) Витамин Р
4. Токоферола ацетат Г) Витамин В2
5. Рибофлавин Д) А.М.Ф.
6. Ниацин Е) Пиридоксина гидрохлорид
7. Витамин В15 Ж) Ненасыщенные жирные кислоты
8. Витамин Н З) Витамин РР
9. Витамин В12 И) Витамин А
10. Фолиевая кислота К) Кальция пантотенат
11. Аскорбиновая кислота Л) Эргокальциферол
12. Тиамина бромид М) Филлохинон
13. Рутин Н) Кальция пангамат
14. Витамин В1 О) Витамин U
15. Витамин В6 П) Биотин
16.Витамин F Р) Витамин В9
17.Витамин В5 С) Витамин С
18.Метилметионинасульфония хлорид Т) Цианкобаламин

Задание на дом:

Подготовьтесь к контролю знаний по теме в соответствии с теоретическим минимумом.

1. Классификация витаминов.

2. Назовите витамины канцеро-, гепатопротекторы.

3. Назовите витамины, влияющие на проницаемость капилляров.

4. Назовите витамины-антиоксиданты.

5. Какой витамин является коагуляционным? Объясните механизм действия его действия.

6. Какие витамины отвечают за эритропоэз?

7. Какие витамины из группы В нельзя совмещать в одном шприце и почему?

8. Какой витамин снижает токсичность противотуберкулёзных препаратов?

9. Назовите поливитаминные препараты.

Наши рекомендации