Система физического воспитания школьников

I. Виды физического обучения
Основное Дополнительное Факультативное Самостоятельное  
II. Формы физического воспитания  
Урок   Занятие   Физкультурно-оздоровительные занятия   Физкультурно-спортивные за­нятия Спор­тивная трени­ровка   Лечебно-оздо- ровительные занятия Инди­видуаль­ные занятия   Массо­вые занятия  
Система физического воспитания школьников - student2.ru III.Средства физического воспитания  
Физические упражнения   Природные факторы   Массаж   Естественные локомоции   Личная гигиена  
IV. Цель физического воспитания
Укрепление здоровья, гармоничное развитие, социальная дееспособность  
                       

Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую основное, дополнительное, факульта­тивное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания (схема). Значительную часть физического обучения проводят по единым государствен­ным программам.

Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры, дополнительное — должно быть представлено физ­культурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями (гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, игры на переменах, «спортивный час» в режиме групп продленного дня, спортивные праздники, «дни здоровья» и др.). Основной и дополнительный виды обучения являются обяза­тельными для режима дня детей и подростков, воспитываю­щихся и обучающихся в образовательных учреждениях, и осу­ществляются дифференцированно в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.

Факультативное обучение является не обязательным с точ­ки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке' Данный вид обучения должен быть представлен внеклассны­ми и внешкольными занятиями в спортивных секциях и круж­ках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).

Самостоятельное обучение включает индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания.

В образовательных учреждениях разного типа используют как основную форму занятий урок физической культуры.

Самостоятельное обучение включает подвижные игры с ро­дителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родите­лями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:

• оптимальный двигательный режим с учетом биологичес-­
кой потребности растущего организма в движениях и его
функциональных возможностей;

• дифференцированное применение средств и форм физи-­
ческого воспитания в зависимости от возраста, пола, со­
стояния здоровья и физической подготовленности детей
и подростков;

• систематичность занятий, постепенное увеличение нагру-­
зок и комплексное использование разнообразных средств
и форм физического воспитания;

• создание гигиенически полноценных условий внешней
среды во время занятий физической культурой.

Основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Организация физического воспитания учащихся в общеоб­разовательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицин­ской группе, и другими документами. Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1—4, 5—9, 10—11-х классов. Программы для 10—11-х классов составлены с учетом пола.

В режиме учебного дня должны предусматриваться не менее 2 уроков по физической культуре продолжительностью 45 мин в неделю, утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физкуль­турный час в режиме групп продленного дня. Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортив­ных секциях.

Уроки (занятия) физической культурой имеют научно обо­снованную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяют три части — вводную, основную, заключи­тельную.

Задача вводной части урока — создать у детей и подростков эмоциональное настроение, активизировать их внимание, по­степенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. В этой части урока должны быть постро­ение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упраж­нения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Продолжительность ввод­ной части 5—10 мин.

Задача основной части урока — обучение основным двига­тельным навыкам и их закрепление, развитие физических ка­честв, тренировка различных мышечных групп и совершенство­вание физиологических функций организма. В основную часть урока, помимо общеразвивающих упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических сна­рядов, мячей и другого спортивного инвентаря, должна вхо­дить спортивная игра, что особенно важно для младших школь­ников. Основная часть урока длится 25—30 мин.

Задача заключительной части занятия физической культу­рой — обеспечить постепенный переход от повышенной мы­шечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуж­дение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Обяза­тельными элементами заключительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3—5 мин.

Важным фактором является достаточность нагрузок для де­тей, которая может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжитель­ности занятий, в процентах) и должна составлять 60—80 %.

Функциональное состояние организма, в частности физио­логическая кривая ЧСС, должно соответствовать структуре урока с постепенным нарастанием и максимальными парамет­рами в конце основной части урока. Соответствие нагрузки функциональным возможностям школьника определяется по приросту пульса во время урока и его восстановлением после окончания урока. Рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части урока — 25—30 %, основной — 80—100 % при его воз­вращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятия) после окончания урока или на 3—4-й минуте восстановительного периода (перемены). Здоровым школьникам в основной части урока рекомендуются нагрузки со средней ЧСС 160—180 ударов в минуту.

На занятиях физической культурой должны использовать­ся современное, исправное оборудование и спортивный ин­вентарь.

Наши рекомендации