Социальная возрастная периодизация

Возраст Годы жизни
Преддошкольный До 3 лет
Дошкольный 3 года—7(6) лет
Школьный младший средний  
7(6)—10 лет
11-14 лет
Подростковый 15-18 лет

После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, и происходит очень ин­тенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и ин­теллектуальное развитие ребенка. Максимальный в постнатальном этапе темп физического развития приходится на 2—4-й месяцы жизни. Такой темп роста обеспечивается высоким уров­нем обмена веществ с преобладанием анаболических процес­сов. Для того чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. В то же время в функциональном отношении орга­ны пищеварения еще недостаточно зрелы. Совершенствуются моторные функции — от полной двигательной беспомощнос­ти новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуля­ций с игрушками к годовалому возрасту.

Грудной ребенок после 2—3 мес теряет пассивный иммуни­тет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а форми­рование собственных систем иммунитета происходит сравнитель­но медленно, и в результате этого заболеваемость детей груд­ного возраста оказывается довольно высокой. При постоянном контакте грудного ребенка со взрослыми в виде словесного об­щения происходит его нервно-психическое развитие.

Преддошкольный (старший ясельный) период. Этот период характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физио­логических систем. Мышечная масса ребенка интенсивно уве­личивается. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов. Идет интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) с часто возникаю­щей их гиперплазией. Развивается типичный морфологический тип со свойственной ему картиной пропорций тела, цилиндрическими туловищем и конечностями, округлыми очертани­ями лица и неглубоким его рельефом. Двигательные возмож­ности расширяются крайне стремительно — от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Двигательная активность огромна, а кон­троль за активностью, адекватностью движений и поступков еще минимальный, поэтому резко возрастает опасность трав­матизма. В познании окружающего мира участвуют всевозмож­ные анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости. Дети берут в рот мелкие предметы, что становится причиной высокой частоты случаев аспирации инородных тел, отравлений. Это возраст быстрого совершенствования речи. Многие дети к концу 3-го года жизни говорят длинными фра­зами с хорошим грамматическим управлением, аргументиро­ванно рассуждают. С 3 лет ребенок начинает говорить «я», в то время как до этого он говорил от 3-го лица. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить ха­рактер истерических бурь, доходить до аффективных припад­ков. Наблюдаются проявления капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги отмечают, что это пе­риод «упущенных возможностей», имея в виду неправильные приемы воспитания. Поэтому воспитание постепенно становит­ся главным элементом ухода за детьми.

Дошкольный период(от 3 до 7 лет). В этот период дети посе­щают детский сад. Характерно первое физиологическое вытя­жение, нарастание массы тела несколько замедляется, отчет­ливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет дифференцировка стро­ения различных внутренних органов. Иммунная защита уже достигает зрелости. В этот период интенсивно развивается интел­лект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 го­дам дети уже свободно говорят на родном языке, правильно употребляя склонение и спряжение. Значительно улучшается память. Дети уже могут некоторое время сосредоточивать вни­мание на одном предмете, одном занятии. В конце дошколь­ного периода дети становятся способными к восприятию сис­тематических знаний при обучении в школе. Игры приобрета­ют абстрактный характер. Совершенствуются тонкие коорди­нированные движения, что хорошо видно по развитию навы­ков рисования. Тонус сгибателей преобладает над тонусом раз­гибателей, поэтому при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются ин­дивидуальные интересы и увлечения. У девочек в игре появля­ется заботливость, а у мальчиков — подвижность и сила. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрос­лыми, формируется самолюбие. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее.

В младшем школьном возрасте(7—11 лет) происходит заме­на молочных зубов на постоянные, наблюдается четкий поло­вой диморфизм физического развития. Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. Быс­тро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. К 9—10 го­дам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигаю­щей к этому времени в среднем 1300 г. В этот период кора головного мозга начинает все больше доминировать над под­корковой областью с ее вегетативными центрами. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисципли­нирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества; расширяется круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Снижается время, проводимое на воз­духе; часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

Старший школьный возраст(с 12 до 17—18 лет) иногда называют отрочеством. Он характеризуется резким изменени­ем функции эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, харак­терных для пола. Это самый трудный период психологическо­го развития, формирования воли, сознательности, нравствен­ности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родите­лям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние сужде­ния, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Здоровье определяется не только отсутствием каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличием хо­рошего уровня функций различных систем, а также гармонич­ностью физического развития. Однако недостаточно знать, каково физическое (морфологическое) развитие, имеются или отсутствуют хронические заболевания, а необходимо детально установить функциональные способности ребенка к обучению, спорту, труду.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определе­нием: «Здоровье — такое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Это определе­ние характеризует также и степень приспособленности орга­низма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Академик РАМН Ю.Е.Вельтищев дает более развернутое определение здоровья: «Здоровье — это состояние жизнедеятель­ности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гар­моничного единства физических и интеллектуальных характери­стик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Оценку состояния здоровья детского населения, характеристику критериев, обусловливающих его здоровье, дают с уче­том так называемых определяющих признаков здоровья:

• отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту развитие (фи­зическое и психическое);

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем рас­пределения ее на «группы здоровья». Дети на основании результатов медицинских осмотров рас­пределяются на 5 групп:

I — здоровые, нормально развивающиеся, без функцио­нальных отклонений;

II— здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями:

III— больные в компенсированном состоянии;

IV— больные в субкомпенсированном состоянии;
V — больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа — это лица, у которых отсутствуют хрони­ческие заболевания; лица, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствую­щее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здо­ровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдаю­щие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также ча­сто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа объединяет детей с хроническими заболева­ниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хрони­ческого заболевания, без выраженного нарушения общего со­стояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

К четвертой группе относятся лица с хроническими забо­леваниями, врожденными пороками развития в состоянии суб­компенсации, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

В пятую группу включают больных с тяжелыми хронически­ми заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значитель­но сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и не проходят массовых осмотров.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Наши рекомендации