Препараты тиреоидных гормонов

Левотироксин натрия (Levothyroxine sodium, L-Thyroxinum, Euthyrox 100) Представляет собой полученный синтетическим путем тироксин.

МД: После введения в организм левотироксин проникает через мембрану клеток-мишеней и подвергается периферическому дейодированию. Под влиянием D1 и D2-типов дейодаз из него образуется Т3. Далее, часть Т3 связывается цитоплазматическим тироксинсвязывающим белком (ТСБ) и образует т.н. стабильный внутриклеточный пул (депо) Т3. Другая часть Т3 взаимодействует с тиреоидными рецепторами (TR), которые располагаются на мембране клетки, в митохондриях и ядре.

Тиреоидные рецепторы относятся ко второму классу цитозольных рецепторов (гетеродимерным рецепторам). В покое они связаны с белком теплового шока hsp90, который удерживает их в «свернутом» (неактивном) состоянии. Т3 связывается с активным центром рецептора и выталкивает hsp90 белок. Затем, под влиянием конформационных изменений рецептор открывает свои функциональные группировки и переходит в активную форму. После этого, комплекс Т3-TR присоединяет RXR-ретиноевый рецептор, связанный с 9-цис-ретиноевой кислотой, и образуется полноценный конгломерат из 2 рецепторов Т3-TR/RXR-RA, который способен передавать сигнал на эффекторные системы клетки:

Мембранные рецепторы. Активируют транспортеры глюкозы и аминокислот, которые обеспечивают транспорт этих веществ в клетку, активируют Na+/K+-АТФазу клетки и обеспечивают тем самым поддержание мембранного потенциала, его восстановление после деполяризации.

Митохондриальные рецепторы. Активируют синтез в митохондриях белков-ферментов дыхательной цепи, обеспечивают синтез и работу Н+-АТФазы, которая необходима для синтеза АТФ. В высоких дозах вызывают разобщение процессов окисления и фосфорилирования (так как синтез ферментов цепи переноса электронов гормон усиливает больше, чем синтез АТФаз).

Ядерные рецепторы. Работа данной группы рецепторов самая сложная. В покое TR ядра связаны с рецепторным участком ДНК – последовательностью AGGTCA, повторенной 4 раза. При этом, в отсутствие Т3 рецептор вызывает репрессию транскрипции генов. Как только рецептор активируется Т3 и образуется гетеродимерный комплекс «тиреодный рецептор – рецептор ретиноевой кислоты» (Т3-TR/RXR-RA) вблизи этого комплекса к ДНК присоединяется еще один белок – т.н. «проксимальный промотор» (РР). В результате активированный Т3 тиреоидный рецептор вместе с РР-белком инициируют транскрипцию ряда генов:

Генов транспортных АТФаз: Na+/K+-АТФазы, Са2+-АТФазы и др;

Рецепторных генов: b-адренорецепторов, рецепторов к ЛПНП;

Генов лабильных белков клетки: легких цепей миозина, ферментов гликолиза и липолиза.

В настоящее время описано 3 изоформы тиреоидных рецепторов: TRa, TRb1, TRb2.

TRa – в равной степени активируется Т3 и Т4 (т.е. способен работать и без конверсии Т4 в Т3). Локализуется в митохондриях и мембранах клеток органов-мишеней.
TRb1 в 10 раз более чувствителен к Т3, чем к Т4 (т.е. требует обязательной конверсии Т4 в Т3). Локализуется в ядре органов-мишеней, которые высокочувствительны к действию гормонов щитовидной железы: печень, почки, миокард, скелетные мышцы, легкие и кишечник.
TRb2 в 10 раз более чувствителен к Т3, чем к Т4. Локализуются в ядре органов-мишеней, которые умеренно чувствительны к действию гормонов щитовидной железы: ткани головного мозга. Отвечают за регуляцию синтеза и секреции ТТГ по принципу обратной связи.

!ФЭ: Тиреоидные гормоны[5] отвечают за рост и развитие организма, основной обмен, выполнение специфических функций в отдельных органах и тканях.

А. Влияние на рост и развитие организма. В эмбриональном периоде тиреоидные гормоны обеспечивают правильное формирование легких и конечностей. Играют критическую роль в развитии нервной системы:

Активируют гены синтеза ламинина – белка межклеточного матрикса. Ламинин обеспечивает процесс миграции нейронов в определенные поля головного и спинного мозга.

Обеспечивают синаптогенез (формирование синапсов между отдельными клетками нервной системы).

Обеспечивают процесс миелинизации нервных волокон.

После рождения ребенка тиреоидные гормоны обеспечивают формирование скелета, энхондральный рост костей (рост кости в длину), развитие и дифференцировку мышечных волокон в скелетных мышцах.

В. Влияние на основной обмен. Тиреоидные гормоны вмешиваются во все виды обмена веществ и в термогенез:

Обмен липидов. Под влиянием тиреоидных гормонов увеличивается синтез b3-адренорецепторов в жировой ткани, которые активируют периферические липазы и обеспечивают липолиз жиров до глицерина и жирных кислот. За счет влияния на рецепторы митохондрий Т3 стимулирует b-окисление жирных кислот. Т3 ускоряет все фазы метаболизма холестерина и стимулирует его трансформацию в желчные кислоты. Под действие тиреоидных гормонов повышается синтез рецепторов для ЛПНП на поверхности гепатоцитов и увиличивается захват ЛПНП из крови в клетки печени. В конечном итоге, тиреоидные гормоны вызывают снижение массы тела за счет активного липолиза, понижают уровень общего холестерина и холестерина в ЛПНП (антиатерогенный эффект).

Обмен углеводов. Под влиянием тиреоидных гормонов увеличивается синтез ферментов гликогенолиза и глюконеогенеза в печени. Это приводит к повышению уровня глюкозы в крови. В то же самое время под влиянием Т3 облегчается поступление глюкозы в клетку и ее окисление.

Обмен белков. Небольшие (физиологические) дозы тиреоидных гормонов увеличивают синтез т.н. «лабильных белков» и тормозят синтез мукополисахаридов (протеогликанов) в соединительной ткани. Потеря протеогликанов снижает способность соединительной ткани удерживать воду (1 молекула протеогликана имеет гидратную оболочку в 10 раз превосходящую ее размеры) и наблюдается своеобразное «усыхание» - дегидратация тканей на фоне роста мышечной массы. При введении в организм больших (супрафизиологических) доз тиреоидных гормонов наблюдается распад белков вначале лабильного, а затем и стабильного пула.

Термогенез. Под влиянием тиреоидных гормонов повышается основной обмен и увеличивается теплопродукция. В больших дозах тиреоидные гормоны вызывают разобщение фосфорилирования и окисления в результате чего энергия окисления питательных веществ выделяется в виде тепла. Потребление кислорода и продукция тепла под влиянием гормонов щитовидной железы возрастают во всех тканях, за исключением головного мозга, половых желез, селезенки, тимуса и кожи.

С. Выполнение тканями и органами специфических функций.

Тиреоидные гормоны усиливают моторную функцию ЖКТ.

Под влиянием тиреоидных гормонов увеличивается сила сердечных сокращений, почечный кровоток и клубочковая фильтрация (т.к. возрастает число b1-адренорецепторов в миокарде и b2-адренорецепторов в сосудах почек и повышается их чувствительность к катехоламинам). Это приводит к повышению систолического артериального давления, ЧСС и возрастанию диуреза.

Увеличивается выделение эритропоэтина почками и стимулируется кроветворение.

Стимулируется синтез сурфактанта в тканях легких.

Виды терапии левотироксином и показания к ее применению. Существует 2 вида терапии тиреоидными гормонами.

А. Заместительная терапия. Проводится с целью восполнить дефицит тиреоидных гормонов в организме. Показаниями к ее применению являются:

Гипотиреоидные состояния. Различают врожденный гипотиреоз – кретинизм и приобретенный гипотиреоз – микседему. Причинами микседемы могут быть хирургическое удаление щитовидной железы, ее лучевое поражение или аутоиммунное повреждение ткани железы (зоб Хашимото) – т.н. первичный гипотиреоз, возможет вторичный гипотиреоз, вызванный поражением гипофиза и прекращением синтеза ТТГ.

Лечение кретинизма следует начинать как можно раньше. Доказано, что если лечение начато в первые 2 недели после рождения ребенка, развитие его нервной системы не страдает. Промедление с лечением в течение 5-6 месяцев грозит появлением неустранимых аномалий функционирования нервной системы у ребенка. Лечение начинают с введения левотироксина в дозе 6-8 мкг/кг веса (25-50 мкг/сут) 1 раз в день. В последующем левотироксин назначают по 100-150 мкг/м2.

У взрослых лечение начинают с введения минимальной дозы левотироксина 25 мкг/сут (при наличии патологии сердечно-сосдуистой системы – аритмий, ИБС – 12,5 мкг/сут). В последующем каждые 3-4 недели (при патологии сердечно-сосудистой системы каждые 6-8 недель) дозу увеличивают на 12,5-25 мкг до достижения оптимальной компенсации микседемы. Как правило, средние эффективные дозы составляют 125-250 мкг/сут.

При лечении левотироксином следует помнить, что его действие проявляется только через 24-48 ч (это связано с необходимостью насыщения транспортных белков крови и дейодирования в периферических тканях). Однако, вследствие такого же медленного метаболизма и наличия плазменного депо эффект левотироксина сохраняется 2-3 недели после прекращения его применения.

Лечение микседематозной комы. Микседематозная кома – состояние которое обусловлено резким дефицитом тиреоидных гормонов в организме. Возникает у пациентов с длительно недиагностируемым гипотиреозом. Ключевыми признаками комы являются:

Глубокая гипотермия (температура тела может понижаться до 34°С);

Угнетение дыхания, брадикардия;

Ослабление рефлексов, макроглоссия, сухая шершавая на ощупь кожа;

Отсутствие сознания

Микседематозная кома очень тяжелое состояние, даже при своевременно оказанной помощи летальность составляет »60%. Считается, что левотироксин менее подходящее средство для терапии комы, чем лиотиронин (Т3), но некоторые клиницисты рекомендуют использовать именно его, т.к. он реже вызывает осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы. Допускается 2 режима введения:

Внутривенное введение нагрузочной дозы 200-300 мкг с последующим введением 100 мкг внутривенно через 12 часов.

Введение через назогастральный зонд или клизму в дозе 500 мкг.

В. Супрессивная терапия. Основная цель этой терапии заключается в подавлении синтеза ТТГ под влиянием низких доз левотироксина (75-150 мкг/сут) по принципу обратной связи. Показаниями к ее применению является:

Эндемический эутиреоидный зоб. Эндемический зоб обусловлен дефицитом поступления йода в организм с пищей и водой в определенных географических регионах (одним из таких регионов является территория Беларуси). Недостаток йода приводит к нарушению синтеза тиреоидных гормонов и по принципу обратной связи в гипофизе начинает вырабатываться большое количество ТТГ, который стимулирует эндокринные клетки щитовидной железы, вызывает рост сосудов и фолликулов. В итоге, размер железы увеличивается и появляется зоб. Малые дозы экзогенного Т4 не влияют значительно на процесс обмена веществ, но достаточны для того, чтобы активировать рецепторы гипофиза и прекратить синтез ТТГ. Поэтому на фоне применения левотироксина рост железы у таких пациентов прекращается. Однако, следует отметить, что супрессивная терапия левотироксином способна замедлить рост зоба, но не влияет на его причину, поэтому такие пациенты все равно нуждаются в заместительной терапии препаратами йода.

Лечение узлового эутиреоидного зоба. Иногда в щитовидной железе появляется группа интенсивно растущих клеток, которая формирует узел. Под влиянием ТТГ этот узел непрерывно растет, т.к. гормон стимулирует клетки и провоцирует их деление. Малые дозы левотироксина подавляют выработку ТТГ и могут остановить рост узла.

В то же самое время, следует учитывать тот факт, что узловой зоб – потенциально предраковое заболевание (малигнизируется в 8-10% случаев) поэтому следует строго учитывать критерии отбора пациентов для консервативного лечения узлового зоба левотироксином:

Размер узла от 1,0 до 3,0 см в диаметре;

Клинических и цитологических признаков опухоли щитовидной железы нет;

Уровень ТТГ более 1,0 мЕД/мл[6].

Дозы левотироксина для супрессивной терапии подбирают индивидуально, с таким рассчетом, чтобы снизить уровень ТТГ до 0,1-0,5 мЕД/мл. Лечение считается эффективным, если за 6 месяцев рост узла составил менее 5 мм. Общая продолжительность лечения должна составлять 6-12 мес с последующим 6 мес перерывом. Если за время перерыва рост узла не возобновляется лечение прекращают, если же узел продолжает расти – цикл лечения повторяют.

Профилактика рецидива рака щитовидной железы после ее резекции по поводу папиллярной карциномы. Папиллярная карцинома – форма рака щитовидной железы, рост которой находится под контролем ТТГ. После резекции щитовидной железы (даже если выполнялась не полная, а субтотальная резекция) уровень тиреоидных гормонов резко снижается и гипофиз начинает вырабатывать повышенные количества ТТГ. Под влиянием избытка ТТГ могут активироваться «дремлющие» клетки карциномы в региональных лимфоузлах и вызвать рецидив рака. В связи с этим, введение левотироксина пациентам после резекции щитовидной железы по поводу папиллярной карциномы не только восполнение дефицита Т3 и Т4, но и профилактика рецидива рака.

НЭ:

У пациентов с ИБС возможно возникновение обострения заболевания – учащение приступов стенокардии, появление мерцательной аритмии. Данный эффект левотриксина связывают с усилением влияния симпатической системы на сердце при его применении.

За счет увеличения глюконеогенеза и гликогенолиза под влиянием левотироксина возможна провокация сахарного диабета у пациентов со скрытым течением инсулиновой недостаточности.

Передозировка левотироксина проявляется классической картиной гипертиреоза в виде сочетания 4 симптомокомплексов:

Нейрогенного: повышенная возбудимость, бессонница, колебания настроения, мелкий тремор рук;

Алиментарного: снижение массы тела на фоне повышенного аппетита;

Кардиального: тахикардия, мерцательная аритмия, повышенный уровень систолического давления при нормальном или сниженном диастолическом давлении.

Вегетативного: потливость, повышение температуры тела.

Важно отметить, что гипертиреоиз вызванный левотироксином никогда не сопровождается экзофтальмом, как гипертиреоз при диффузном токсическом зобе (болезни Грейвса).

ФВ: таблетки по 25, 50 и 100 мкг

Лиотиронин (Liothyronine, Triiodothyronine) Представляет собой полученный синтетическим путем Т3. По механизму действия аналогичен левотироксину. Он не требует периферического дейодирования и сразу активирует цитозольные рецепторы клетки-мишени. По своей активности в 3-4 раза превосходит левотироксин.

Фармакологические эффекты лиотиронина качественно полностью аналогичны эффектам левотироксина и отличаются от последних только количественной характеристикой. После введения лиотиронина эффект развивается уже через 4-8 часов, но сохраняется всего лишь 1 неделю, в отличие от эффектов левотироксина.

Наиболее значимые отличия лиотиронина и левотироксина связаны с их фармакокинетикой. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика фармакокинетических параметров лиотиронина и левотироксина.

Применение и режимы дозирования. Лиотиронин применяют как средство заместительной терапии у лиц моложе 55 лет, не страдающих патологией сердечно-сосудистой системы. Применение его у пожилых пациентов и людей с заболеваниями сердца часто сопряжено с возникновением серьезных нежелательных эффектов, риск которых значительно превышает ожидаемую пользу от применения лиотиронина.

Основным показанием для применения лиотиронина является оказание неотложной помощи при микседематозной коме. Это связано с тем, что после введения лиотиронина эффект развивается более быстро, чем при введении левотироксина. Пациенту с комой вводят лиотиронин внутривенно по 10-25 мкг каждые 8 часов, либо прибегают к внутрижелудочному введению через назогастральный зонд в тех же дозах. Использовать более высокие дозы (>75 мкг/сут) для лечения микседематозной комы не рекомендуется. В настоящее время четко установлено, что при введении более 75 мкг/сут лиотиронина число благоприятных исходов не увеличивается, а смертность достоверно повышается.

Для лечения гипотиреоза при кретинизме и микседеме лиотиронин применяют в дозе 5-10 мкг/сут, разделенной на 2-3 приема. Крайне осторожно (риск развития аритмий!) дозу лиотиронина постепенно увеличивают до оптимальной на 5-10 мкг каждые 2-3 недели. Как правило. Поддерживающая доза составляет 50-75 мкг/сут.

Как средство супрессивной терапии при лечении узлового зоба, профилактики рецидивов папиллярной карциномы щитовидной железы лиотиронин практически не используют, т.к. разница между супрессивными и тиреотоксическими дозами лиотиронина настолько мала, что практически невозможно вызвать подавление продукции ТТГ без создания тиреотоксикоза.

НЭ: Лиотиронин вызывает такие же осложнения, как и левотироксин.

ФВ: таблетки по 50 мкг.

Тиреотом (Thyreotom) Комбинированный препарат, содержит в каждой таблетке 40 мкг левотироксина и 10 мкг лиотиронина. Такое соотношение гормонов близко к физиологическому их соотношению в тиреоглобулине.

С клинической точки зрения он не имеет преимуществ перед чистыми моногормональными препаратами Т3 и Т4. Отличается от них лишь тем, что сочетает в себе быстрое начало действия (латентный период 8 часов) с большой продолжительностью эффекта (»2-3 недели).

Применяют по тем же показаниям, что и левотироксин. Обычно лечение начинают с ½-1 таблетки в день, после чего дозу увеличивают на ½ таблетки каждый месяц. Поддерживающая эффективная доза составляет от 2 до 6 таблеток в день.

ФВ: таблетки

Отдельно хотелось бы остановиться на препаратах высушенной щитовидной железы. Наибольшее распространение у нас получил Тиреоидин (Thyreoidinum), который получают из щитовидных желез убойного скота. Он содержит Т4 и Т3 в соотношении 2-4,5:1, а также тиреоглобулин и др. белки коллоида. Стандартизацию тиреоидина проводят по содержанию органически связанного йода (от 0,17 до 0,23% в препарате). В большинстве стран мира тиреоидин и подобные ему препараты уже не применяются вследствие 2 причин:

Невозможно точно стандартизировать содержание тиреоидных гормонов в разных партиях препарата, поэтому состояние пациента при переходе на новою упаковку препарата может колебаться от субклинического гипотиреоза до гипертиреоза.

Антигенные белки коллоида, входящие в состав тиреоидина могут вызвать сенсибилизацию организма к коллоиду собственной железы и спровоцировать развитие аутоиммунного тиреоидита.

Тиреоидин выпускается в таблетках по 50, 100 и 200 мг, а также в виде порошка.

Наши рекомендации