Этапы проведения рандомизируемых контролируемых испытаний
Рис. 6. Схема этапов рандомизированного контролируемого испытания
Так же как и любое эпидемиологическое исследование, рандомизированные контролируемые исследования начинаются с подготовительного этапа, который в частности включает четкое формулирование конечной и промежуточных целей, основанное на тщательном обзоре литературы по изучаемой проблеме. При этом предпочтении отдается систематическим обзорам, особенно результатам мета - анализа, а не отдельным публикациям которые могут отражать субъективное мнение их авторов.
На подготовительном этапе определяются признаки популяции включаемой в эксперимент, т.е. конкретные признаки включения/исключения, по которым отдельные лица могут участвовать в исследовании. Общее требование – изучаемая популяция, должна представлять совокупность лиц с однотипным состоянием здоровья и, насколько это возможно, одинаковыми признаками, влияющими на возникновение, развитие и исход заболевания. При этом в клинических испытаниях популяция, состоит из больных, а в полевых – из здоровых лиц.
Обычно к критериям включения относятся пол, возраст, клинический диагноз и наличие сопутствующих заболеваний; критерии исключения часто применяются в целях обеспечения безопасности вмешательства. Число таких критериев может достигать нескольких десятков.. Поскольку набор участников происходит до рандомизации, критерии включения не влияют на достоверность результатов РКИ, но могут сказаться на их обобщаемости. Несмотря на важность критериев включения, информация о них часто представлена неправильно. Например, по данным американских авторов в среднем в 25 % отчетах о проведенных РКИ вообще отсутствовала информация об этом разделе исследования..
Следующий этап – формирование выборки. Репрезентативность выборки, можно достичь даже в отдельномполевом испытании, прежде всего из-за возможности сформировать опытную и контрольную группы большой численности, что при соблюдении всего дизайна, обеспечит надежные выводы. В единичных клинических испытаниях выборка чаще всего не отвечает в полной мере требованиям репрезентативности, так как выполнение требований включения/исключения лиц из испытания нередко связано с трудностями или невозможностью формирования групп сравнения необходимой численности.
Далее из выборки формируют опытную и контрольную группы. При этом следует строго придерживаться случайного распределения лиц в группы сравнения. Как уже указывалось, процесс случайного распределения называется рандомизацией, которая была введена для того, чтобы обеспечить беспристрастность, исключить любую необъективность в формировании групп и минимизировать смещение оценки результатов исследования.
«По поводу рандомизации в своей известной книге «Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций» Дж. Флейс приводит цитату Хилла (Hill, 1962): «Рандомизация обеспечивает три вещи: она гарантирует, что наши наклонности и предпочтения не повлияют на формирование групп с различными обработками; она предотвращает опасность, связанную с выбором на основе личных суждений, – считая, что наши суждения могут быть пристрастными, мы стараемся учесть и устранить пристрастность и при этом можем перестараться, ударяясь в другую крайность и приходя к противоположным смещениям; наконец, при случайном распределении обработок самый строгий критик не сможет сказать, что группы рассматривались по-разному вследствие наших предпочтений или нашей глупости». Источник http://www.health-ua.com».
Рандомизация должна разделить выборку на опытную и контрольную группы так, чтобы в какую группу попадет тот или иной исследуемый не могло быть предсказано заранее.
При этом положительной чертой рандомизации является то, что возможно достичь того, что группы сравнения будут в одинаковой степени различаться, как по известным, так и неизвестным факторам, которые могут повлиять на результаты испытания. В случае достаточно большой выборки, рандомизация обеспечивает сопоставимость опытной и контрольной групп по всем признакам, применявшимся при формировании общей выборки. Это в свою очередь позволяет рассматривать возможные ошибки формирования групп как случайные, а не возникшие в результате преднамеренных неправильных действий исследователей. Следовательно, такие ошибки не могут существенно повлиять на надежность выводов.
Несмотря на признанную необходимость рандомизации, ее нередко извращают. Вместо действительного случайного деления участников эксперимента на опытную и контрольную группы, используют произвольное разделение выборки по первой букве фамилии или имени, дате поступления в стационар, номеру страхового полиса и т.д., что приводит к ошибочным выводам исследования. К настоящему времени разработаны различные методы истинной рандомизации основанные на использовании случайных чисел выбранных из таблиц или генерированных с помощью компьютера.
Важнейшим этапом рандомизированных контролируемых испытаний применение ослепления (маскирования),или, так называемого, слепого метода. Этими терминами обозначают сохранение в тайне информации о принадлежности участников испытания к опытной и контрольной группе, как от самих участников, так и от исследователей, которые осуществляют запланированное воздействие и оценивают состояние здоровья испытуемых. Всей информацией владеет только руководитель испытания. Маскирование предотвращает целый ряд систематических ошибок, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Такие исследования получили названия двойные слепые.
Опытную группу подвергают экспериментальному вмешательству (лекарство, вакцина, способ диагностики и т.д.), контрольную - сравниваемому вмешательству (обычные схемы лечения, плацебо и др.).
Опытную и контрольную группы наблюдают в течение выбранного периода, отмечая наблюдаемые исходы – выздоровление, смерть, изменение клинической картины болезни и т.д. Полученные результаты (улучшение - есть/нет, или другие позитивные эффекты) подлежат статистической обработке. В настоящее время рекомендуется «ослеплять» и специалиста по статистической обработке данных исследования - он не должен знать, какие данные относятся к опытной, а какие к контрольной группе. Эти исследования чаще называют тройными слепыми, или полностью ослепленными.
Более подробно о методах и значении рандомизации и ослепления (маскирования) исследований излагается в следующих разделах этой главы.
Даже при проведении исследований современного дизайна возможны случайные и систематические ошибки, которые негативно влияют на результат исследования.
Большинство врачей не участвуют в проведении экспериментальных исследований. Вместе с тем, в медицинской литературе и в Интернете доля сообщений о результатах проведения таких исследований весьма значительна и постоянно увеличивается. При этом нередко, особенно в русскоязычном ресурсе Интернета, появляются весьма ненадежные сообщения. Поэтому каждый врач должен уметь оценить выводы экспериментов, а не принимать все «на веру».