В патопсихологическом симптомокомплексе при шизофрении выделяются три группы нарушений.
Первый кластер, включающий признаки снижения обобщения и отвлечения, нарушения внимания, дефицитарность некоторых других психических функций, отражает нарастающий дефект психики. По некоторым формальным признакам он схож с фактором снижения интеллекта, выделенным при органическом поражении головного мозга. Вместе с тем имеются и качественные различия, связанные с иной природой болезненного процесса. При органическом поражении головного мозга снижение сопровождается эмоциональной окрашенностью ассоциаций, проекцией собственных переживаний в материал заданий. При шизофрении имеет место формальность или выхолощенность ассоциаций, актуализация несущественных свойств объектов при обобщении, что отражает нарушения селективности познавательной деятельности, связанные с нарушениями смысловой сферы больных.
Следующий, второй, кластер презентирует фактор, определяющий качественные нарушения мышления в структуре шизофренического симптомокомплекса: операциональные (разноплановость и др.) и мотивационные (некритичность, резонерство, искаженное объяснение условного смысла).
Третий кластер, включающий соскальзывания, паралогичность, непоследовательность суждений, выделяет фактор нарушения логики мышления при шизофрении.
Патопсихологический симптомокомплекс, свойственный психопатическим личностям, также состоит из трех кластеров.
Первый кластер отражает особенности операциональной сферы мышления, имеющие эмоциональную, аффективную природу (аффективный фактор).
Второй кластер включает претенциозность суждений, оценочные комментарии, склонность к рассуждательству. Он выделяет фактор, стоящий за аффективной логикой суждений психопатов.
Третья группа расстройств объединяет в себе нарушение процесса обобщения вследствие актуализации латентных признаков объектов, искаженное объяснение условного смысла, неадекватность ассоциаций и использование личностных субъективных предпочтений при обобщениях. В основе этого кластера лежит фактор своеобразия протекания смысловых процессов у психопатических личностей. В отличие от шизофрении нарушения мышления у них наиболее отчетливо развиваются, во-первых, в состояниях эмоциональной напряженности (а не в любых условиях, как при шизофрении), во-вторых, в ответ на аффективно и личностно значимые стимулы экспериментального материала (а не нейтральные, как при шизофрении), в-третьих, при психопатиях нарушается только смысловой компонент понятий (но не происходит распада значений, как при шизофрении).
Все три психопатических кластера в совокупности отражают один более общий фактор — лабильность смысловой сферы и ее недостаточную структурированность у психопатических личностей.
В связи с преобладанием в экспертном материале смешанных или (и) стертых форм психической патологии нередко патопсихологические симптомокомплексы приобретают фрагментарный или полиморфный характер. В этих случаях при дифференцировании нозологических групп необходимо дополнительно учитывать диагностическую информативность патопсихологических показателей.
Представленные в виде диагностических таблиц результаты расчетов позволяют оценить результаты патопсихологического исследования не только с точки зрения соответствия—несоответствия тому или иному патопсихологическому симптомокомплек-су, но и раскрывает внутреннюю количественную структуру самого симптомокомплекса применительно к конкретному виду диагностики. Это дает возможность преодолеть недостатки традиционной патопсихологической диагностики, заключающиеся в недоучете количественного измерения данных экспериментально- психологического исследования. Сравнительный анализ результатов показал, что данные экспериментально-психологического исследования наиболее информативны при дифференциальной диагностике между шизофренией и органическим поражением головного мозга, и наименее — при разграничении шизофрении и психопатии.
Проведенное динамическое сопоставление повторных психиатрических нозологических и патопсихологических синдромальных диагнозов выявило высокую степень их соответствия, подтвердив диагностическую надежность и информативность патопсихологических симптомокомплексов. На основании полученных результатов можно утверждать, что патопсихологические синдромы, подобно симптомокомплексам в психопатологии и нейропсихологии, являются необходимым промежуточным этапом на пути восхождения к синтезу высшего порядка — нозологическому и функциональному диагнозу.
Трудности использования результатов патопсихологического эксперимента для целей КСППЭ во многом связаны со сложностями интерпретации полученных данных в условиях экспертной практики. Это в свою очередь определяется видоизменяющим влиянием ряда ситуационных факторов (причин). В их числе следует назвать, во-первых, постоянное психотравмирующее воздействие, определяющее ту или иную степень эмоционального напряжения, вплоть до явлений дезорганизации психической деятельности подэкспертных. Во-вторых, это различные проявления установочного поведения (аггравационные, симулятивные, диссимулятивные). В-третьих, преобладание смешанных (имеющих признаки различных психических заболеваний) и "стертых" (маловыраженных, неразвитых) форм психической патологии. В-четвертых, искажающее воздействие фактора социальной желательности, влияния сознательных или бессознательных защитных механизмов.
Нивелирование этих искажений достигалась следующими способами:
— компоновкой батареи психодиагностических методик по принципу взаимодополнения и взаимоконтроля;
— соотнесением результатов тестирования с независимыми источниками информации, т.е. проверкой достоверности тестовых данных путем сопоставления их с материалами уголовного дела, анамнестическими сведениями;
— сопоставлением и перепроверкой информации, полученной из указанных выше источников, с результатами направленной беседы и психологического наблюдения за подэкспертным.
Однако наиболее эффективным диагностическим приемом, применяемым для повышения надежности результатов патопсихологических методик при проведении КСППЭ, является использование особых экспериментальных тактик и специальных дополнительных правил интерпретации результатов психологического исследования, позволяющих отграничить психические нарушения, детерминированные болезненной сущностью основного психического расстройства, от проявлений дополнительной психической патологии (сопутствующей болезни), ситуационных динамических психогенных наслоений или сознательных установочных искажений.
Наиболее информативным было сравнение: уровня и качества выполнения вербальных и наглядных методик; уровня и качества выполнения различных заданий с их объективной сложностью; качества ответов в эмоционально нагруженном и "нейтральном" материале; результатов методик, направленных на исследование преимущественно операциональной стороны мыслительной деятельности, с данными заданий, ориентированных главным образом на раскрытие семантических и смысловых связей, ассоциативных процессов. Учет этих экспериментальных и ситуационных переменных — необходимая предпосылка достаточно обоснованной патогенетической квалификации патопсихологической симптоматики.
Наибольшее значение в судебной экспертной практике имеет учет влияния эмоционального фактора на экспериментальную деятельность лиц с пограничными психопатологическими состояниями. В силу специфических ситуационных обстоятельств и личностных особенностей исследуемых результаты воздействия этой переменной здесь проявляются особенно резко. У акцентуированных и психопатических личностей это нередко выражается в возникновении признаков противоречивости и непоследовательности мыслительной деятельности, нарушения логики оперирования заданными методикой (стимульными) объектами. При необходимости отграничения такого рода решений от расстройств мышления, характерных для процессуального заболевания, самым информативным является сопоставление ответов, исследуемых при предъявлении им эмоционально нагруженного и эмоционально нейтрального стимульного материала (методик) в экспериментально смоделированной ситуации стресса, неуспеха, дискредитации работы и в состоянии относительной эмоциональной релаксации (ненапряженности).
Таким образом, во всех случаях КСППЭ феноменология патопсихологического эксперимента должна быть дополнена и верифицирована психологическим анализом особенностей генеза патопсихологического признака психического расстройства. Толькотакой методический прием позволяет определить нозологическую специфику внешне сходных явлений, например отграничить истинные нарушения памяти при сосудистом болезненном процессе от динамических мотивационно обусловленных нарушений запоминания у некоторых больных шизофренией.
Критичность является одним из важнейших личностных качеств, определяющих уровень социальной адаптации человека и обеспечивающих регуляцию поведения.
Основываясь на положениях о системном строении психики и уровневом строении деятельности, можно выделить следующие уровни организации критики и критичности.
Высший уровень — мотивационный. На этом уровне оценка конкретной деятельности производится по субъективному критерию — соответствия ситуационного актуального мотива деятельности высшим устойчивым мотивационным образованиям, главным смыслам и ценностям личности и по объективному критерию — соответствия ситуационного мотива принятым социальным нормам поведения, нравственным правилам.
На следующем — целевом — уровнеоценка дается по критерию соответствия цели ситуационному мотиву (личностный смысл) и содержательной логике самого предмета действия (значение).
Последний уровень — операционального контроля, на котором оценка выполняется по критерию соответствия операционального состава деятельности целям действий (субъективному критерию) и объективным условиям его реализации (объективному критерию).
Мера вовлеченности выделенных уровней в процесс критики определяется видом ведущей деятельности. Наибольшую важность для КСППЭ имеет экспертное изучение критичности при реализации социальных отношений, особенно в ситуации проблемного выбора, когда в оценку вовлекается ядро личности — ее нравственно-ценностные ориентации. Социальная деятельность человека требует обязательного участия высшего уровня критичности.
Критика— сложная психическая функция, опосредованная рефлексивным сознанием, основная предпосылка и один из внутренних механизмов волевого поведения, свободы выбора. В связи с этим уровень критичности наиболее полно характеризует меру способности подэкспертного "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими", т.е. дает наиболее ценную информацию о его отражательных, рефлексивных и регулятивных возможностях. Обобщение данных патопсихологической и клинической практики позволяет учитывать при экспертной оценке критичности подэкспертных такие их личностные качества, как устойчивость, адекватность, точность, широта и дифференцированность применяемых оценок и самооценок, правильность предвидения последствий своего поведения, эффективность использования прошлого опыта и др. Полнота критики определяется мерой рефлексии, степенью осознанности оснований и широтой проводимых перспективных, ретроспективных и актуальных оценок, обосновывающих личностный выбор, глубина — пониманием, правильным осознанием их иерархии, верностью отражения временно-пространственной личностной перспективы, степенью дифференцированности проводимых сопоставлений.
При реализации значимого для права поведения уровень личностной критичности во многом определяет качество центрального звена его регуляции — звена оценки.