Иммунопрофилактика туберкулеза
Проводится живой вакциной бцж
Календарь вакцинации:
На 3-5 день в роддоме для поддержания иммунитета, повторная вакцинация в 7-14 лет, детям которые имеют отрицательную реакцию на манту в\к на границе верхней и средней трети плеча
Проба манту -оценимвается выраженность противотуберкулезного иммунитета
Бцж – дозы антигена в 2 раза меньше для недоношенных
Вакцина полимеилита – жидкий вид по 2 мл 10 доз внутрь. Календарь вакцинации делится в 3 месяца
Иммунопрофилактика коклюша дифтерии и столбняка
Ревакцинация однократно через 19 мес после окончания последней вакцинации
Календарь – в 3 мес 3 прививки с интервалом 1,5 мес
Иммунопрофилактика кори
Живая вакцина, п\к 0,5 мл под лопатку или в плечо
Календарь – однократно в 12 мес повторно в 7 лет
Гепатит В – рекомбинантная вакцина
Вводят новорожденным после рождения в первые 24 часа и потом в 1 мес и в 6 мес
Краснуха – на 2 году жизни и после 6 лет
Типы вакцинации - живые вакцины – живой ослабленный вирус – корь, грипп, паротит, нестойкий иммунитет.
Анатоксины – столбнячный, дифтерийный
Химические вакцины – из отдельных фракций менингококковых
Рекомбинантные – встраивается субьединица в дрожжевые клетки
20.Нервно психическое развитие
1 месяц
Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. В положении на животе поворачивает голову в стороны, чаще к источнику света. На раздражитель реагирует общей двигательной активностью. На животе - приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии. К концу первого месяца (а иногда и раньше) умеет сосредотачиваться на предмете и прослеживать движущийся объект одними глазами, без участия головы. Издает гортанные звуки.
2 месяц
Увеличивается количество активных движений. Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок, поворачивает голову в сторону. На животе - удерживает голову по средней линии более продолжительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно, голова «болтается». Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Движения глазных яблок становятся плавными, координированными. Ребенок улыбается на ласковое обращение к нему, гулит.
3 месяц
Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечах. Ребенок удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. В положении на животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом. Хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спины на бок. Сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. За предметом иногда следит не только глазами, но и поворотом головы. Поворачивает голову на голос мамы, пристально смотрит на лица, делает попытки рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет и в положении лежа, на животе. Улыбается, иногда смеется в голос. Улыбка сопровождается двигательной активностью, общим оживлением. В конце третьего месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется. Видит игрушку, тянется к ней и хватает ее.
4 месяц
Хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке, хватает ее. Ощупывает предметы руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок. При потягивании за руки садится. С поддержкой сидит. Лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. Внимательно следит за движущимся предметом. Различает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные.
5-6 месяц
Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно. Поворачивается со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони. Начинает хватать предметы, к которым прикоснулся не только внутренней, но и тыльной стороной кисти. Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую. Лежа на спине, играет стопами.
7-8 месяц
Самостоятельно уверенно сидит, сохраняет равновесие. Встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину. Пытается сесть самостоятельно из положения на спине, при поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Хлопает в ладоши.
9-10 месяц
Встает на колени, держась за барьер, передвигается, держась за опору. Стоит с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Подражает движениям взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами, собирает разбросанные игрушки, достает их из ящика, следит за падением предметов. Говорит отдельные слова: «папа», «мама», «дядя», «баба». Выполняет простые просьбы взрослых, понимает запреты.
11-12 месяц
Ребенок ходит с поддержкой за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчивая, малыш часто падает. Свободно манипулирует предметами. Приседает, чтобы поднять упавшую игрушку. Знает части тела, «помогает» при одевании. Ест самостоятельно ложкой, выполняет большое количество «инструкций». Любит детей. Знает всех в семье.
22 Рациональное питание
Первый принцип рационального питания — умеренность.
Второй принцип рационального питания — разнообразие.
Третий принцип рационального питания — режим приема пищи.
Во-первых, нужно помнить, что переходить к взрослому питанию нужно производить постепенно – от жидких к полужидким блюдам, жидких становится все меньше в пользу более плотных. Плотные и твердые блюда тренируют жевательный аппарат крошки.
Во-вторых, стоит подавать ребенку блюда последовательно, не выставляя сразу все блюда на столе. Следующую порцию нужно давать, когда ребенок скушал предыдущее.
В-третьих, нужно привлекать малыша к помощи – накрывать на стол, класть приборы, салфетки. Один из приемов пищи постарайтесь совместить в общесемейным временем.
В-четвертых, пищу ребенку давайте разнообразную, она должна быть вкусной и приятной на вид. Это важно потому, что от вида пищи увеличивается отделение пищеварительных соков, даже от привлекательного вида и запаха еды, а не только попадания ее в пищеварение.
Когда организуется питание малыша после годика, нужно учесть возрастающие потребности малыша в питательных веществах, энергии и витаминах с минералами.
Но переход на взрослые рационы должен происходить плавно и постепенно, все менее и менее протертые. В рацион постепенно добавляются блюда с использованием муки - оладушки, блинчики, запеканки, выпечку. До трех лет энергию ребенок расходует очень интенсивно, особенно важен полноценный белок и углеводы для работы мозга. После года в рационе детей возрастет роль молока и молочных продуктов на его основе, причем они начинают занимать в питании детей значительное место – от 400 до 600 мл питания в сутки заменяется на молочную продукцию. Если ребенок плохо переносит цельное коровье молоко, можно давать малышу особые промышленного производства молочные смеси для детей старше годика или можно давать малышам специальное детское молочко. Можно заменять молоко на кисломолочные продукты – биолакт, йогурт, кефир. Очень важным продуктом детишек старше годика является творог, но его объем не должен превышать 100 г в сутки. Хороши тушеные и вареные овощи, салаты из свежих овощей с заправками маслом или сметаной, фрукты лучше давать свежими или в десертах. Полезны и соки – овощные и фруктовые, но лучше давать их разбавленными наполовину.
23. Преддошкольный период
Постепенное совершение всего организма. Изменяются пропорции тела. К началу года есть 8 зубов. к 2 годам – формирование молочного прикуса. Происходит развитие памяти мышления. Осваевается ходьба, ориентация в пространстве, движения. Снижается функция сальных желез, снижается количество и выражение кожных складок. Отмечается значительный рост бровей и ресниц. Костно-мышечная система продолжается рост позвоночника. Окружность головы увеличивается. В костях много хрящевой ткани. Увеличивается развитие мышц. Дыхательная система к 2 годам смешанная. К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. Пищеварительная система резко повышается ферментативная функция, двигательная. К 2 годам развиты смешанные железы. Стул до 3 лет 2 раза в сутки. Улучшается функция печени. Повышается анатомическая зрелость почек. Начинается формирование социальной связи, любознательные основная форма развития игра. Развиваются двигательные навыки, эмоции, увеличивается рост,, изменяются пропорции тела, формируется осанка, своды стоп. Особенности заболеваний: ОРВИ, рахит, сколеоз, ожирение, перегревание, дерматиты, минингиты.
24. Подготовка к поступлению в ДДУ.
Адаптация 3 степени:
Легкая адаптация – у ребенка временные нарушения эмоционального и функционального состояния в течении месяца приспосабливается.
Средняя адаптация – привыкание к новым условиям. Ребенок может заболеть простудным заболеванием.
Тяжелая адаптация – заболевает в первые 10 дней в течении года.
Дети с проблемой адаптации:
Раннее поступление в дду
Позднее поступление
Дети с хроническим заболеванием
Дети с нарушением социальным анамнезом.
Группы адаптации:
Физиологическая адаптация – ребенок не болеет
Патологическая адаптация – ОРЗ осложнения
Подготовка к дду:
Создать для ребенка условия приближенные к дду
Отрегулировать питание
Формирование навыков самообслуживания
Устранение дефектов воспитания
Психологический настрой
Здоровый ребенок
Прививки
Увеличение времени прибывания в дду
25. Дошкольный период
С 3-7 лет
К 7 годам коа утолщается строение дермы как у взрослого человека. К 5-7 годам в полостях организма появляется жир. Увеличивается развитие мелких мышцю форма позвоночника как у взрослого. С 5-6 лет смена молочных зубовю к 7 годам завершение формирования грудной клетки. Развивается дыхательная мускулатура. Повышается потребность в кислороде. Чдд – 23-25, ССС – повышается работоспособность и выносливость. Жкт – растет увеличивается диаметр пищевода, увеличиваются все внутренние органы. Частота опорожнения 1-2 раза в сутки. Почки увеличиваются. Состав крови меняется. Увеличивается щитовидная железа. Мозг растет. Совершенствуются проводящие пути, нейроглинные окончания. увеличиваются размеры глазных яблок. Обоняние возрастает словарный запас – 2000. улучшается острота слуха, зрения.
Особенности патологии:
Дерматит, нарушение осанки, заболевания органов дыхания, близорукость
Подбор обуви не на плоской подошве, приучение к самостоятельностиЮ купание 1 раз в неделю.
26. Подготовка к школе
Самостоятельно одеваться, умываться, убираться.
Слушать выделять звуки и слова
Письмо
Усовершенствовать речь
Учить читать и писать
3 аспекта:
Школьная зрелость – ступень нервно-психического и физиологического развития:
Интеллектуальная зрелось, эмоциональная зрелость, социальная зрелость, анатомическое мышление, потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам группы, выполнять роль ученика, психологическая способность к школьному обучению, способность овладению умениям, навыками мотивации.
Компоненты:
Личная готовность – готовность ребенка учиться, интерес к знаниям
Внутренняя позиция – потребность занять высокую позицию, развитие внимания.
Интеллектуальная готовность – должен обладать определенным заносом знаний – уметь обобщать предметы и явления
Уровень развития предпосылок учебной деятельности – внимательно слушать.
27. Младший школьный возраст
Увеличивается рост, вес, жел, выносливость.
Костная система – в стадии формирования, окостенение не завершено.
Цнс – происходит совершенствование мозга. Изменяются процессы между возбуждением и торможением.
Учебная деятельность – стимулирует развитие психических процессов познание мира. Воспринимают все яркое, а мелкие детали не очень. Развивается внимание.
Особенности внимания:
Слабость произвольного внимания
Ограниченность волевого регулирования
Особенности памяти:
Увеличивается смысловое запоминание
Склонны к восприятию материала
Воображение:
Совершенствуется воссознательное воображение
Творческое воображение – начинает развиваться
Мышление – основная фугкция
В конце школьного возраста индивидуальное различие при обучении: теоретики практики художники и т.д
Компоненты:
Личная готовность – готовность ребенка учиться, интерес к знаниям
Внутренняя позиция – потребность занять высокую позицию, развитие внимания.
Интеллектуальная готовность – должен обладать определенным заносом знаний – уметь обобщать предметы и явления
Уровень развития предпосылок учебной деятельности – внимательно слушать.
Самостоятельно одеваться, умываться, убираться.
Слушать выделять звуки и слова
Письмо
Усовершенствовать речь
Учить читать и писать
28. Принципы гигиенической организации
Закладывать гигиенические навыки ребенку необходимо с раннего детства. Ребенок должен понимать, для чего нужно мыть руки с мылом, чистить зубы два раза в день, принимать душ и т.д., и воспринимать эти процедуры не как повинность, а как необходимость, для того, чтобы сохранить свое здоровье. Сначала ребенку нужно показать, как правильно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру, например, чистить зубы, и какое - то время ребенок должен делать это под присмотром родителей. К шести годам гигиенические навыки у детей должны перейти в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развита тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Поэтому родителям следует постоянно следить за собой и аккуратно соблюдать те правила, выполнения которых требуют от ребенка. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.
К шести годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых, выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения.
Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.
29. Характеристика старшешкольного возраста
От 8-12 ллет
Характеристика:
Резкое увеличение размеров тела в длину
Скачек роста у девочек в 12 лет, у мальчиков в 14 лет
Потом идет замедление темпов роста
Прекращение роста у девочек в 17 лет, у мальчиков в 18 лет
После 15 лет у девочек – увеличение массы тела, у мальчиков увеличение мышечной массы
Снижение физической подготовки
Смещение сроков полового развития
Изменение пропорций тела – грудная клетка в ширь, руки ноги непропорциональны, неловкость и резкость движений
Уровень физического развития определяется – масса и рост, общее состояние организма биологический возраст.
Завершаются процессы морфофункциональных органов и систем.
Особенности цнс – функционирует из за перенапряжения гормональных всплесков
Завершается группировка нейронов
Повышается активность подкорковых структур
Неустойчивая вегетативная регуляция
Эндокринная система
Повышается функции гипоталамуса и гипофиза
Активизация мозгового вещества надпочечников
Повышается активность глюкокортикоидов и минералкортикоидов
Становление репродуктивной системы половое созревание.
Признаки полового созревания у девочек в 8 лет, у мальчиков в 10 лет