Врачебная комиссия и медико-социальная экспертная комиссия, состав, функции.
Врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам. Врачебная комиссия создается руководителем медицинской организации. Врачебная комиссия состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, членов комиссии (врачей-специалистов) и секретаря. Председателем врачебной комиссии является руководитель медицинской организации или его заместитель, имеющие высшее медицинское образование. Секретарем врачебной комиссии является медицинский работник, имеющий высшее или среднее медицинское образование, обеспечивающий выполнение секретарских функций. Членами врачебной комиссии являются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа наиболее опытных штатных работников медицинской организации.
Функции врачебной комиссии:
1) продление листков нетрудоспособности сроком более 30 дней;
2) принятие решения о назначении лекарственных средств, входящих в раздел "XXX. Лекарственные средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения";
3) принятие решения о назначении психотропных веществ списков II и III Перечня наркотических средств;
4) принятие решения о назначении наркотических средств списка II Перечня больным, не страдающим онкологическим (гематологическим) заболеванием;
5) принятие решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
6) принятие решения о назначении лекарственных средств в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости;
7) решение наиболее сложных и конфликтных вопросов, относящихся к компетенции подкомиссий врачебной комиссии медицинской организации;
8) оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
9) осуществление медицинского отбора больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения, в том числе в специализированные санатории (отделения);
11) участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам медико-социальной помощи, организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения;
12) анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями;
13) участие в проведении анализа причин заболеваемости матерей и новорожденных внутрибольничными инфекциями, разработке и реализации мероприятий по ее профилактике;
Врачебная комиссия проводит заседания на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации, но, как правило, не реже 1 раза в неделю.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите. МСЭК располагаются на базе крупных ЛПУ, однако находятся в ведении Министерства социальной защиты. МСЭК классифицируют на первичные и высшие, Первичные и высшие в свою очередь бывают общего профиля и специализированные, к первичным МСЭК относятся районные, межрайонные, городские МСЭК. К высшим относятся МСЭК г. Москвы и Санкт-Петербурга, областные, республиканские МСЭК.
Задачи первичных МСЭК:
1) установление группы инвалидности впервые или при переосвидетельствовании;
2) определение причины инвалидности;
3) определение времени фактического наступления инвалидности;
4) установление стойкой утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве (в %);
5) санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности свыше 10 или 12 мес;
6) определение трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих использовать остаточную трудоспособность;
7) направление на переобучение или переквалификацию.
Состав МСЭК общего профиля: три врача (терапевт, хирург, невропатолог), представитель отдела соцзащиты населения, представитель профсоюзной орг-ции и мед регистратор. Терапевт назначается председателем. Состав специализированной МСЭК: два врача соответствующей специальности (один из них- председатель) и врач смежной профессии. Состав МСЭК высшего уровня: терапевт, хирург, невропатолог, врач организатор-методист. Председатель- главный эксперт города, области, края либо республики.
Понятие о медико-экономическом контроле, медико-экономичской экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи согласно Федеральному Закону №326 – ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ»
Глава 9. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи По обязательному медицинскому страхованию. Статья 40. Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
3. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
4. Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
5. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
6. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.
7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.
12. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке, установленном Федеральным фондом, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.