Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 18. Право на охрану здоровья

Статья 19. Право на медицинскую помощь

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

30. Государственная система здравоохранения на примере Национальной службы здравоохранения и особенности деятельности врачей общей практики в великобритании

Национальная служба здравоохранения (англ. NationalHealthService — NHS) является общим названием для четырех государственных медицинских систем в Соединенном Королевстве. Система в основном финансируется за счёт общих налоговых поступлений, а не системы медицинского страхования. Служба здравоохранения предоставляет широкий спектр услуг в области медицины, подавляющее большинство из которых являются бесплатными для жителей Великобритании. Путешественники из ЕС, ЕЭЗ и Швейцарии в случае чрезвычайной ситуации также имеют право на бесплатную медицинскую помощь.[1]

Служба была учреждена 5 июля 1948 года.[2]

Национальная служба здравоохранения Великобритании Состоит из четырех государственных медицинских систем:

Национальная служба здравоохранения Англии.

Служба здравоохранения и социального обеспечения в Северной Ирландии (HSENI).

Национальная служба здравоохранения Шотландии.

Национальная служба здравоохранения Уэльса.

Каждая из четырех систем работает независимо друг от друга и политическую ответственность за её работу несет правительство той административно-политической части Великобритании, на территории которой находится служба здравоохранения.

В действующей сегодня системе национального здравоохранения Великобритании принято делить медицинские услуги на первичные и вторичные

Обе группы услуг оказываются соответствующими местными подразделениями НСЗ, именуемыми трастами, которые непосредственно подчиняются региональным стратегическим управлениям здравоохранения.

Первичное здравоохранение предусматривает рутинную медицинскую помощь, оказываемую в кабинетах врачей общей практики, амбулаторных хирургических отделениях, стоматологических и офтальмологических лечебницах. Вторичными именуются специализированные медицинские услуги в госпиталях, амбулаториях, а также работа психологов и психиатров.

В зависимости от специфики предоставляемых услуг трасты подразделяются на несколько групп. Основной среди них считаются трасты первичного звена, занимающиеся оказанием первичной медицинской помощи и организацией общественного здравоохранения.

В структуре службы общественного здравоохранения Великобритании содержится 3 составляющих: общественное здоровье, общая практика и госпитальная практика.

В системе общественного здоровья вся деятельность осуществляется различными категориями сестринского персонала, предоставляющего уход за больными, проводящего профилактические мероприятия и выполняющего специальные назначения врачей. Заслуживает особого внимания, что сестринская служба является вполне самостоятельной, работающей в тесном сотрудничестве с врачами на принципах партнёрства. О таком использовании сестринского персонала, позволяющего в полной мере реализовать его назначение и квалификацию, остаётся мечтать многим странам, в том числе и России.

К службе общей практики, относится амбулаторное обслуживание, включая стоматологическую, офтальмологическую и физиотерапевтическую помощь. Общая врачебная помощь в Великобритании превратилась в независимую, хорошо развитую медицинскую дисциплину, интегрированную с другими медицинскими специальностями. Структурно она представлена тремя организациями: Ассоциацией врачей общей практики(ОП), Колледжем врачей общей практики и общим медицинским советом. Ассоциация врачей ОП ведёт все переговоры с Правительством и страховыми организациями по вопросам финансового обеспечения службы. Колледж занимается подготовкой врачей общей практики, развитием её как дисциплины, разработкой стандартов медицинской помощи и созданием системы управления качеством. Общий медицинский совет проводит медицинскую аккредитацию и осуществляет контроль за профессиональной дисциплиной. Эта структура наделена юридическими полномочиями исключать врачей из государственного реестра в случае совершения ими поступков, несовместимых с врачебной этикой и правом.

Врач общей практики - ведущая фигура в системе национального здравоохранения Великобритании. Численность обслуживаемого населения одним врач ОП 1200-1250 человек. В настоящее время около 80% врачей ОП объединены в небольшие производственные группы, что позволяет им на льготных условиях арендовать помещения, приобретать оборудование и специализироваться на обслуживании отдельных контингентов пациентов : пожилого населения и детей. Практика объединения врачей ОП в группы, размеры которых достигают 5-6 врачей, стимулировалась в финансовом отношении и существует мнение, что позиции врачей общей практики во многом укрепились в стране благодаря этому факту. Интересно отметить, что внутри группы происходит специализация по отдельным направлениям медицинской практики, т.е. развитие идёт в направлении создания некоего подобия маленькой поликлиники. Основной контингент обслуживаемого населения больные с хроническими неинфекционными заболеваниями. Значительный объём выполняемой врачами ОП работы касается профилактического обслуживания населения. Обслуживание на дому составляет существенный объём оказываемой помощи. Следует отметить, что обследование на дому граждан пожилого возраста в Великобритании осуществляется главным образом сестринским персоналом. Врачи общей практики работают в тесном контакте с больницами. Для дополнительного обследования пациентов им предоставляется возможность пользоваться больничной лечебно-диагностической аппаратурой. Кроме того, они наделены правом направлять больных на консультации к специалистам и решать вопрос о госпитализации.

Заработная плата врачей ОП зависит от количества приписанных на обслуживание пациентов. При определении её размеров учитывается доля населения старше 60 лет, количество профилактических осмотров и случаев оказания неотложной и скорой помощи. По официальным данным опубликованным в 2006 году средне годовая заработная плата врача ОП составляла 100 тыс. фунтов стерлингов в год ( 4800000 руб.). При таком уровне оплаты труда дефицита врачебных кадров Великобритания не испытывает. В стране трудится 36000 врачей общей практики и 19500 врачей специалистов.

Врач общей практики осуществляет в среднем 8000 консультаций в год. При этом 85% из них проводится в кабинете, 5% на дому и 10% по телефону. Около 70% времени врач затрачивает на оказание медицинской помощи и 20% на выполнение административных функций.

Врачи ОП в Великобритании являются частными предпринимателями, работающими по контракту, заключаемому с государством. При этом им дано право обслуживать пациентов за плату, если такая возможность предоставляется. Подобные возможности возникают редко, ибо все граждане страны пользуются бесплатным медицинским обслуживанием. Не составляют исключения и иностранцы, получающие временный вид на жительство. Платные услуги оказываются через страховые компании.

31. Понятие о застрахованных лицах и страхователях

1. Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

1) застрахованные лица;

2) страхователи;

3) Федеральный фонд.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 390-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие);

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

5) неработающие граждане:

а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;

в) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;

д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

1. Страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Наши рекомендации