Туберкулез как медико-соц проблема. Сист мероприятий по борьбе с Т.
Среди социальных болезней туберкулез занимает особое место. Самые низкие показатели первичной заболеваемости туберкулезом в России были отмечены в 1991 г.: 34,0 на 100 тыс., а смертности - в 1989 г.: 7,4 на 100 тыс. С начала 90-х годов ХХ в. заболеваемость и смертность от туберкулеза в большинстве стран мира стали стремительно возрастать.
С начала 90-х годов заболеваемость населения России от туберкулеза возросли в среднем в 2,5 раза, смертность в отдельных регионах – в 8 раз. Самые высокие за последние десятилетия уровни заболеваемости и смертности от туберкулеза были зарегистрированы в 2000 г.: заболеваемость - 90,4, а смертность - 20,6 на 100 тыс. населения. Среди умерших 75% составили лица трудоспособного возраста.
Особенно неблагополучно обстоит дело с туберкулезом в пенитенциарных учреждениях, где показатель заболеваемости превышает средний по стране в 39 раз. Только 60% лиц, освобожденных из мест лишения свободы и больных туберкулезом, обращаются в учреждения здравоохранения для продолжения лечения.
Рост заболеваемости туберкулезом связан со всеми тремя звеньями эпидемической цепочки: источник заболевания, пути передачи инфекции и восприимчивый коллектив.
На долю аэрозольного пути приходится 95% всех случаев инфицирования. Росту заболеваемости туберкулезом способствует целый комплекс социальных факторов: неполноценное питание, рост алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекция, ухудшение жилищных условий, рост числа лиц БОМЖ и др.
Для современного периода характерен рост числа впервые выявленных больных, выделяющих МБТ. Ежегодно в России выявляется около 60 тыс. таких больных, еще более 60 тыс. больных с хроническими формами заболевания выделяют микобактерии туберкулеза уже в течение длительного времени. Таким образом, в стране имеется огромный резервуар туберкулезной инфекции. Один больной в течение года в среднем может заразить 5-10 человек, а при определенных условиях могут возникать эпидемические вспышки с заражением до 100 человек и более.
Существует несколько путей выявления больных туберкулезом. Основное место занимает (80% всех выявленных больных) выявление при обращении больных за медицинской помощью. Здесь велика роль врачей поликлиник, туда, как правило, обращается заболевший. Определенную роль играют целевые профилактические медицинские осмотры. Незначительное место занимает наблюдение контактов и данные патологоанатомических исследований. Последний метод свидетельствует о недостатках в работе лечебно-профилактических учреждений по туберкулезу.
Для современного туберкулеза характерным является то, что он вызывается МБТ, имеющей высокую устойчивость к противотуберкулезным препаратам. В настоящее время более 10% впервые выявленных больных «открытой» формой туберкулеза выделяют лекарственно-устойчивые микобактерии. Поэтому ВОЗ разработала специальную стратегию лечения больных туберкулезом - стратегию DOTS (лечение краткосрочными курсами под непосредственным наблюдением медицинских работников), которая по мнению экспертов, является экономически эффективной и позволяющей достичь высоких результатов при лечении больных. К 1995 г. 80 стран мира (в том числе Россия) внедрили или начали внедрять эту стратегию.Профилактика: своевременное выявление – флюорогр, бактериологические исслед-я диагностич материала, профилактич осмотры. Особое внимание на группы повышенного риска заболевания: алкоголики, токсикоманы, лица БОМЖ, осужденные недавно освободившиеся, лица с хр неспециф заболеваниями легких, СД, псих расстройствами, ЯБЖ. Создание специф противоТ иммунитета: БЦЖ и БЦЖ-М. Соц профилактика: улучшение усл и образа жизни, стабилизация уклада жизни.
Способствуют росту Т соц факторы: неполноценное питание, рост алк, наркомании, ВИЧ-инф, ухудш жилщных усл, рост числа лиц БОМЖ и др.
Туб-з вызывается МБТ устойчивыми к противо Т препаратам, поэтому лечить стали краткосроными курсами. Это экономически эффективно и дает хор рез-ты при лечении.
26.Гр. факторов риска и основные моменты их оценки при важн соц знач заб-й (на примере серд-сосуд).
Факторы риска: А. 1.Первичные, или внешние (курение, злоупотребление алкоголем, нерацион питвние, употр наркотиков, гиподинамия, психоэмоц стресс); 2.вторичные, или внутренние (СД, АГ, гиперхолестеринемия, аллергия, иммунодефицит). Б. 1.факторы образа жизни (курение, неправ питание, избыт масса тела, низкая физ акт-ть, алкоголь и наркотики); 2.биологические факторы (высокое АД, высокий уровень холестерина в крови, СД); 3.психо-социальные ф-ры (стресс, усталость на работе, соц незащищенность и тд). Группы:-соц-эконом50%;соц-биол20%; эколог и природ-климат20%; организационные или медицинские10%!
Заболеваемость болезнями системы крообращения имеет возрастно0половые особенности. Уровень заболеваемости у женщ по данным обращаемости в 1,4 раза выше, чем у муж. С увеличением возраста забол-ть растет. Однако в последние годы наблюдается омоложение этой патологии.Болезни сист кровообращения наносят значительный экономический ущерб гос-ву за счет заболеваемости, инвалидизации и смертности. По данным экспертоной оценки, экономический ущерб только от АГ, ИБС и цереброваскулярных болезней ежегодно составляет около 30 млрд руб. Сегодня каждые 2 чел из 3х имеют один и более факторов риска. В России 30% населения имеют повышенное АД. У лиц с повыш АД в 3 – 4 раза чаще развив-ся ИБС и в 7 раз чаще – инсульт. Снижение смертности в ряде регионов мира связано с тем, что население этих стран изменило свой неправильный образ жизни и приобрело навыки здорового образа жизни. Из этого следует, что внимание в области ЗО должно быть уделено снижению факторов риска. Работа по профилактике должна проводиться в двух направлениях: профилактика ориентированная на все население, и профил-ка, ориентированная на на лиц с высоким риском формирования болезней системы кровообращения
27. Система страховой медицины на примере Германии, Франции
(модель Бисмарка) распространена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Основополагающие принципы заложены в конце XIX в. в Германии канцлером Бисмарком. были созданы три отрасли соц страхования социальной защиты: страхование по старости и инвалидности, страхование по болезни и страхование от несчастных случаев на производстве
В течении столетий социальная защита в Европе организовывалась гильдиями и ассоциациями рабочих, формировавших страховые фонды по профессии.
^ В Германии сохранилась структура страховых фондов: по профессии, территориальные и эрзац-кассы. Еще в 1838 году небольшие фонды на предприятиях сливались в более устойчивые, объединяя рабочих в регионе. В 1883 году законом Бисмарка об обязательном страховании наряду со страховыми компаниями по профессии были организованы страховые фонды. После второй Мировой Войны обязательное страхование распространилось на фермеров, сельскохозяйственных рабочих, шахтеров, моряков и пр. Помимо основных фондов они создавали дополнительные фонды называемые «эрзац кассами ».В 1990-е годы наибольшее число подписчиков (44,1%) относились к территориальным кассам; 34,3% - к эрзац кассам; 11,6% - к кассам «на рабочих местах»; 5,1 – к профессиональным кассам; 2,1% - к сельским кассам; 2,8% - к двум братствам. С ростом числа менеджеров, служащих и интеллигенции возрастает роль эрзац касс, имеющих меньший размер страховых взносов и больший выбор медицинских услуг. Эрзац кассы не могут претендовать на сверх прибыль, отказывать хроническим больным и обязаны перечислять средства в другие фонды.Правительствами земель по согласованию с федеральным правительством устанавливаются предельные размеры взносов в страховые кассы. Усиливается контроль за расходованием средств. В законодательном порядке устанавливаются общенациональные стандарты медицинской помощи. Одновременно развивается частная система страхования. Около 8% населения Германии получают частные полисы наряду с социально - страховыми взносами. Стоимость частного страхового полиса достаточно высокая. Это делает их доступными только для предпринимателей и высокооплачиваемых служащих.
В Германии традиционно функционируют службы здоровья, имеющие обширную систему социальной помощи и охраны здоровья на высоком уровне. Задачи общественной системы здравоохранения в Германии:
1) – выявление, предотвращение и контроль за инфекционными заболеваниями, включая заболевания, передаваемые половым путем;
2) – внедрение гигиенических мер;
3) – представление интересов по охране здоровья в организациях по защите окружающей среды и защите от радиации;
4) - оказание помощи матерям и детьми грудного возраста;
5) – организация консультаций по вопросам здоровья для инвалидов;
6) – помощь лицам с психическими заболеваниями;
7) – оказание помощи туберкулёзным больным.
Службы здоровья и социальные службы в Германии являются самостоятельными и раздельными институтами.
^ Во Франции в 19 веке было более 5 тыс. обществ взаимопомощи, помогающих в случаях потери работы, болезни или выхода на пенсию. Некоторые общества содержали центры здоровья, нанимали врачей, но чаще возмещали расходы пациента после независимого врача. В 1928 году фонды взаимопомощи преобразованы в страховые компании. Но из-за небольшого количества подписчиков они были малоэффективны.
В 1948 году реформой образованы многочисленные кассы, находящиеся под правительственным контролем и построенные по профессиональному принципу. После некоторых реорганизаций была установлена единая иерархия касс, согласно которой первичная касса в страховании здоровья подчиняется региональному учреждению, которое в свою очередь координируется Национальный страховой организацией, которая подчиняется Министерству социального обеспечения и труда.
Фермеры сохранили свои страховые компании, но они подчиняются правительственному регламенту.
Помимо вышеперечисленных учреждений во Франции функционируют многочисленные общества взаимопомощи, осуществляющие дополнительные к обязательному виды страхования, например, компенсацию личных расходов в кассах общего режима, объем которых составляет около 30 %, а так же оплату лекарственной, зубоврачебной помощи и т.п. В настоящее время сохраняется исторически сложившийся принцип организации этих обществ. Национальное общество взаимопомощи работников системы образования имеет собственную сеть психиатрических клиник. Общества взаимопомощи участвуют в оплате счетов своих подписчиков первичным страховым кассам. Общества предлагают своим подписчикам помощь по уходу за престарелыми. Деятельность всех обществ взаимопомощи координируется Национальной федерацией.
Обязательным страхованием во Франции охвачено 78,4 %. Более половины застрахованных состоят в 57 обществах, имеющих свыше 100 тыс. подписчиков. Франция имеет развитую сеть частных страховых компаний. Около сотни компаний специализируется на страховании жизни, здоровья в полном объеме и осуществляет дополнительное страхование, в том числе на случай потери трудоспособности, автокатастрофы и т.д.
28.Статья 29. Организация охраны здоровья
1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:
1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;
2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;
3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;
4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
3. Государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
(в ред. Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
29. Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.