Тема№10. Психосоматические взаимоотношения.
Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека. Психогении. Соматогении. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции. Психологические теории: Данбар, Александера, Фрейда, Дженкинса. Физиологические теории. Нейрогуморальные теории. Алекситимия. Поведенческие типы. Психосоматические болезни: определение, классификация. Изменение личности при хронических соматических заболеваниях. Механизмы влияния соматической болезни на психику. Возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях.
Тема№11. Стресс и психологическая защита.
Стресс как общий адаптационный синдром. Фазы стресса. Основные понятия в теории стресса: стрессор, стресс, дисгресс, эустресс. Фрустрация. Психонейроиммунологические исследования и влияние дистресса на общее состояние здоровья. Дистресс и иммунные системы психологические агрессоры и уязвимость. Механистический подход. Стрессор как заменитель микроба. Вероятность заболеваемости и психосоциальная уязвимость. Профилактика дистресса. Психодиагностика групп повышенного риска. Ограниченность возможностей современного общества в профилактике дистресса. Психологическая защита организма. Ее саногенное и патогенное значение. Классификация психологических защитных механизмов. Механизмы интрапсихической защиты: вытеснение, отрицание, подавление, рационализация, интеллектуализация, проекция, регрессия, сублимация и др. Копинг-поведение. Цели копинг-поведения. Формы копинг-поведения. Понятие о конструктивных и –неконструктивных механизмах. Психотерапевтическая тактика в отношении механизмов психологической защиты и копинг-поведения.
Тема№12. Основы психотерапии и реабилитации.
Психотерапия и психологическая коррекция: разграничение понятий. Понятие о методе, технике и направлении в психотерапии. Основные модели психотерапии. Классификации методов психотерапии. Показания и противопоказания к психотерапевтическому лечению. Основные направления в психотерапии. Выбор метода. Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности. Задачи и стратегия психоаналитической терапии Цель бихевиоральной терапии и способы достижения этой цели Цель, стратегия и методы гуманистической терапии. Психотерапия при неврозах и психосоматических заболеваниях. Психологические аспекты реабилитации психических и соматических больных.
Тема№13. Психологические основы психопрофилактики и психогигиены.
Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Методы проведения и организация санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Двуединая задача здравоохранения: лечение больных и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Влияние социальных и общественно-экономических условий.
Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации.
РАЗДЕЛ №. 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Тема 14. Предмет и задачи педагогики. Методы исследования. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача
Педагогические составляющие процесса врачевания. Обучение больных, медицинского персонала. Уровень готовности медика к педагогической деятельности. Нравственно-психологический образ педагога. Педагогические знания и умения. Овладение моделью педагогической деятельности. Стиль обучения. Знание сильных и слабых сторон своей педагогической деятельности.
Способность к саморегуляции как профессионально значимая характеристика личности медика.