Раздел viii «анатомия головы и шеи»

Задача № 1.

Вы предполагаете, что у больного поврежден лицевой нерв после

выхода его из канала лицевого нерва?

1. Как можно убедиться в правильности этого предположения?

Дайте анатомическое обоснование.

2. Укажите ветви лицевого нерва после выхода его из

шилососцевидного отверстия.

Задача № 2.

У больного в ходе операции на щитовидной железе нарушились

голосообразование и чувствительность слизистой гортани.

1. Каков наиболее вероятный механизм этого осложнения? Дайте

анатомическое обоснование.

2. Укажите ход возвратного гортанного нерва.

Задача № 3.

В клинику поступил больной с оскольчатым переломом нижней че-

люсти и симптомами нарушения чувствительной иннервации передних

2/3 языка на одной его стороне. При этом отсутствует только общая

чувствительность (болевая, температурная и тактильная) при сохранении

вкусовой.

1. Объясните анатомически данную клиническую картину.

2. Какие нервы участвуют в обеспечении вкусовой

чувствительности?

Задача № 4.

У больного отсутствует вкусовая чувствительность передних 2/3

языка на одной его стороне.

1. О поражении какого нерва необходимо подумать?

2. Какие еще нервы участвуют в обеспечении вкусовой

чувствительности других отделов?

Задача № 5.

У больного после перенесенной травмы выявлены нарушения

чувствительной иннервации передних отделов слизистой языка, нижних

зубов и десен, слизистой оболочки щеки, а также нарушение жевательных

движений.

1. Травмой какого нерва можно анатомически объяснить эту

ситуацию?

2. Укажите волоконный состав и топографию этого нерва.

Задача № 6.

При обследовании больного с переломом основания черепа

выявлены: утрата вкусовой и общей чувствительности слизистой задней

трети и корня языка, нарушение чувствительности в области зева, глотки,

расстройства глотания.

1. О повреждении каких нервов должен подумать врач?

2. Назовите ядра этих черепных нервов и их локализацию.

Задача № 7.

У больного нарушена речевая артикуляция (голосообразование).

При его обследовании выявлено: при сохранности вкусовой, тактильной и

температурной чувствительности языка есть нарушения его формы

(уплощение), симметрии и движений. Симптомы какого-либо поражения

центральной нервной системы не обнаружены, значит, речь может идти о

периферических расстройствах.

1. Патологию какого нерва можно предположить?

2. Укажите топографию данного нерва.

Задача № 8 .

У больного диагностирована опухоль (невринома) внутричерепной

части VIII пары черепных нервов - преддверно-улиткового.

1. Какие другие нервы могут при этом пострадать? Дайте

анатомическое обоснование.

2. Укажите локализацию ядер преддверно-улиткового нерва.

Задача № 9 .

Этот нерв отходит от верхнечелюстного нерва в крыловидно-

небной ямке. Проникает в глазницу через нижнюю глазничную щель. В

глазнице отдает соединительную ветвь, содержащую постганглионарные

парасимпатические волокна, от крылонебного узла к слезному нерву для

секреторной иннервации слезной железы. Затем входит в

скулоглазничное отверстие скуловой кости.

1. О каком нерве идет речь?

2. Какие еще ветви отдает нерв и укажите области их иннервации.

Задача № 10.

Этот нерв является прямым продолжением верхнечелюстного

нерва. Через нижнюю глазничную щель проникает в глазницу, проходит в

подглазничной борозде и входит в подглазничный канал верхней

челюсти. Выйдя из канала через подглазничное отверстие на переднюю

поверхность тела верхней челюсти, делится на несколько ветвей.

1. О каком нерве идет речь?

2. Проиннервируйте зубы верхней челюсти.

Задача № 11.

Это самая крупная ветвь нижнечелюстного нерва. Содержит

чувствительные и двигательные волокна. Нерв входит в нижнечелюстной

канал и, пройдя по каналу, выходит из него через подбородочное

отверстие и продолжается далее как подбородочный нерв.

1. О каком нерве идет речь?

2. Проиннервируйте зубы нижней челюсти.

Задача № 12.

У пациента повреждена внечерепная часть добавочного нерва (XI

пара).

1. Почему у больного регистрируется паралич грудино-ключично-

сосцевидной мышцы и лишь частичный паралич трапециевидной, хотя

обе мышцы иннервируются этим нервом?

2. Укажите топографию добавочного нерва.

Задача № 13.

У больного выявлен паралич всех мышц глазного яблока, за

исключением латеральной прямой и верхней косой.

1. Поражение какого нерва можно предположить?

2. Какие еще волокна, кроме двигательных входят в состав этого

нерва?

3. Какие еще возможны симптомы поражения? Дайте

анатомическое обоснование.

Задача № 14.

У пациента выявлено нарушение чувствительности кожи лба и

волосистой части головы спереди, верхнего века, внутреннего угла глаза и

спинки носа.

1. О поражении какого нерва можно подумать?

2. Укажите основные ветви этого нерва и области иннервации.

Задача № 15.

Этот нерв образован преганглионарными парасимпатическими

волокнами, идущими от верхнего слюноотделительного ядра и

чувствительными (вкусовыми) волокнами, являющимися

периферическими отростками псевдоуниполярных клеток узла коленца.

1. О каком нерве идет речь?

2. Укажите входное и выходное отверстие канальца, в котором этот

нерв расположен.

3. Укажите области иннервации этого нерва.

Задача № 16.

У пациента отмечается одностороннее сужение зрачка и отсутствие

реакции зрачка на свет. Установлено, что не функционирует мышца,

расширяющая зрачок и указанные нарушения носят нейрогенный

характер.

1. Какой вид иннервации нарушен?

2. Укажите сплетения, участвующие в иннервации мышцы,

расширяющей зрачок.

Задача № 17.

В состав этого нерва входят волокна, проводящие общую

чувствительность (болевую, температурную, тактильную) от слизистой

оболочки передних 2/3 языка, слизистой оболочки нижней стенки полости

рта, небно-язычной дужки и небной миндалины. К этому нерву

присоединяются волокна барабанной струны.

1. О каком нерве идет речь?

2. Какие еще черепные нервы принимают участие в иннервации

языка.

Задача № 18.

В неврологической клинике на обследовании и лечении находятся

больные А. и Б. У больного А. выявлены нарушения иннервации (парез)

мимической мускулатуры. У больного Б. отмечается нарушение

иннервации (парез) мимической мускулатуры и тотальное нарушение

вкусовой чувствительности языка.

1. Какие нервы повреждены?

2. На каком уровне произошло повреждение в первом и втором

случаях? Дайте анатомическое обоснование.

Задача № 19.

Пациент жалуется на постоянную сухость во рту. Обследование

выявило нейрогенный характер поражения, а именно в области нижнего

слюноотделительного ядра.

1. Какому нерву принадлежит данное ядро?

2. Какая слюнная железа не функционирует?

3. Уточните локализацию нижнего слюноотделительного ядра и

топографию нервных волокон, обеспечивающих секреторную функцию

околоушной слюнной железы.

Задача № 20.

У пострадавшего в аварии обнаружено повреждение глазницы в

области верхней глазничной щели.

1. Какие нервы могли пострадать при такой травме? Дайте

анатомическое обоснование.

2. Укажите волоконный состав этих нервов.

Задача № 21.

Вы предполагаете у больного одностороннее повреждение одной из

ветвей лицевого нерва – барабанной струны.

1. Как можно убедиться в правильности этого предположения?

Дайте анатомическое обоснование.

2. Укажите топографию барабанной струны.

Задача № 22.

Этот нерв является ветвью нижнечелюстного нерва. Начинается

двумя корешками, которые охватывают среднюю менингеальную

артерию, а затем соединяются в один ствол. Пройдя по внутренней

поверхности венечного отростка нижней челюсти, нерв обходит сзади ее

шейку и поднимается кпереди от хряща наружного слухового прохода,

сопровождая поверхностную височную артерию.

1. О каком нерве идет речь?

2. Какие ветви отдает этот нерв?

Задача № 23.

У пострадавшего в аварии повреждено основание черепа в области

яремного отверстия.

1. Какие нервы могут быть при этом повреждены?

2. Укажите отделы блуждающего нерва.

Задача № 24.

Это сплетение образовано передними ветвями четырех верхних

спинномозговых нервов. Сплетение имеет соединения с добавочным и

подъязычным нервами.

1. О каком сплетении идет речь?

2. Укажите чувствительные нервы указанного сплетения.

Задача № 25.

У больного с переломом основания черепа, линия которого

проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние.

1. Дайте анатомическое обоснование указанной ситуации.

2. Укажите топографию обонятельных нервов.

Задача № 26.

У больного при обработке раны шеи, локализующейся вблизи

левого венозного угла, хирург обратил внимание на истечение прозрачной

бесцветной жидкости.

1. О вероятности повреждения какого образования должен подумать

хирург? 2. Возможна ли аналогичная картина ранения в области правого

венозного угла? Дайте анатомическое обоснование.

Задача № 27.

При травматическом повреждении языка в связи с сильным

кровотечением в качестве экстренной помощи возникла необходимость

наложения лигатуры на язычную артерию.

1. От какого крупного сосуда и на каком уровне ответвляется

язычная артерия?

2. В каком топографическом образовании шеи можно обнаружить

язычную артерию?

3. Какими структурами это топографическое образование

ограничено?

Задача № 28.

Этот сосуд является ветвью нижнечелюстной части

верхнечелюстной артерии. Проходит между крыловидно-

нижнечелюстной связкой и головкой нижней челюсти по медиальной

поверхности латеральной крыловидной мышцы, между корешками ушно-

височного нерва. Проникает в среднюю черепную ямку через остистое

отверстие.

1. О каком сосуде идет речь?

2. Какой межсистемный анастомоз образует эта артерия?

Задача № 29.

У пострадавшего диагностирован перелом нижней стенки глазницы

и передней поверхности тела верхней челюсти. При этом имеет место

артериальное кровотечение в области клыковой ямки.

1. О повреждении какого крупного сосуда можно подумать?

Обоснуйте.

2. Укажите области, кровоснабжаемые этой артерией.

Задача № 30.

У пациента открытый перелом нижней челюсти в области угла. При

этом отмечается сильное кровотечение.

1. О повреждении какого сосуда можно подумать?

2. Как топографически расположен этот сосуд?

Задача № 31.

При удалении третьего верхнего моляра у пациента началось

сильнейшее артериальное кровотечение.

1. Какой сосуд мог быть поврежден?

2. Укажите топографию этого сосуда.

Задача № 32.

У пациента нейрохирургического отделения тяжелая черепно-

мозговая травма. Имеет место перелом внутренней пластинки

диплоических костей с образованием эпидуральной гематомы

(локального скопления крови в пространстве между мозговой

поверхностью костей черепа и твѐрдой мозговой оболочкой).

1. Какие сосуды могут быть повреждены? Дайте анатомическое

обоснование.

2. Назовите основные сосуды данной группы.

Задача № 33.

При переломе горизонтальной пластики небной кости имеет место

сильное артериальное кровотечение.

1. Повреждение ветвей какой артерии можно заподозрить?

2. Укажите топографию этой артерии и основные ветви.

Задача № 34.

При операции по поводу рака задней трети языка удаляют глубокие

шейные лимфатические узлы, причем с двух сторон.

1. Чем обусловлены такие действия хирурга?

2. Укажите пути оттока лимфы от различных отделов языка.

Задача № 35.

При переломе основания черепа была повреждена область

остистого отверстия. Имело место артериальное кровотечение.

1. Какой сосуд был поврежден?

2. Укажите топографию этого сосуда.

Задача № 36.

В отделение доставлен больной с касательным пулевым ранением

левой височной области. Наблюдается обильное кровотечение из раны.

1. Какая артерия может быть источником кровотечения при ранении

мягких тканей височной области?

2. Укажите топографию этой артерии.

Задача № 37.

У пациента воспалительный процесс из глазницы вследствие

несвоевременного лечения перешел в область крыловидно-небной ямки.

1. Почему возможно подобное осложнение? Дайте анатомическое

обоснование указанной ситуации.

2. Какие еще топографические образования черепа могу оказаться

вовлеченными в воспалительный процесс.

Задача № 38.

Пациент получил травму верхней челюсти. Травматолог заподозрил

перелом.

1. В каких анатомических структурах перелом наиболее вероятен?

2. Перечислите контрфорсы верхней челюсти.

Задача № 39.

При кефалометрии определены следующие размеры мозгового

черепа: продольный - 20,1 см, поперечный - 15,3 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для

определения указанных размеров?

2. Как рассчитать черепной показатель по указанным точкам?

3. Определите форму головы.

Задача № 40.

При краниометрии палеоантропологического материала определены

следующие размеры мозгового черепа: продольный - 18,9 см, высота

черепа - 22,4 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для

определения указанных размеров?

2. Как рассчитать высотный показатель по указанным точкам?

3. Определите форму черепа.

Задача № 41.

При кефалометрии определены следующие размеры лицевого

черепа: скуловой диаметр - 12,7 см, полная высота лица - 14,6 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для

определения указанных размеров?

2. Как рассчитать лицевой показатель по указанным точкам?

3. Определите форму лица.

Задача № 42.

При кефалометрии определены следующие размеры лицевого

черепа: скуловой диаметр - 16,1 см, верхняя высота лица - 11,9 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для

определения указанных размеров?

2. Как рассчитать верхне-лицевой показатель по указанным точкам?

3. Определите форму лица.

Задача № 43.

В практике врача-стоматолога встречается необходимость

определить положение лицевого черепа по отношению к мозговому. Для

этого измеряют угол, образованный линией, проведенной от лобно-

носового шва до середины альвеолярной дуги верхней челюсти между

медиальными резцами, и горизонтальной линией, соединяющей нижний

край глазницы с верхним краем наружного слухового прохода.

1. Как называется показатель отношения лицевого черепа к

мозговому?

2. Какие формы взаиморасположения челюстей выделяют в

зависимости от величины этого показателя?

Задача № 44.

При измерении лицевого угла выявлен ортогнатизм (правильное

стояние нижней челюсти).

1. Какие измерения были проведены для расчета лицевого угла?

2. Какие размеры лицевого угла соответствуют правильному

стоянию нижней челюсти?

Задача № 45.

По результатам кефалометрии выявлена брахицефалическая форма

головы и хамепрозопическая форма лица.

1. На основании каких измерений определена указанная форма

головы?

2. На основании каких измерений определена указанная форма

лица?

3. Назовите другие формы головы и лица, определяемые по данным

измерительным признакам.

Задача № 46.

При проведении анестезии врачом-стоматологом используются

определенные точки. В частности при хирургических вмешательствах на

фронтальном отделе альвеолярной части нижней челюсти в качестве

анатомического ориентира используют второй нижний премоляр.

1. Дайте анатомическое обоснование проведения анестезии

напротив второго нижнего премоляра?

2. Где расположен нижнечелюстной канал?

3. К альвеолам, каких зубов наиболее близко расположен

нижнечелюстной канал?

Задача № 47.

Пациент получил двустороннюю травму височно-нижнечелюстного

сустава. Отмечается повышенный объем движений при попытке

выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

1. О повреждении какой связки можно подумать и почему?

2. Укажите места прикрепления этой связки.

Задача № 48.

У больного гнойный воспалительный процесс в области жирового тела

щеки. Лечащий врач не исключает возможности распространения

процесса в височную область.

1. Дайте анатомическое обоснование такой возможности.

2. В какие еще области возможно распространение гнойного

процесса?

Задача № 49.

Больной испытывает затруднения в выдвижении нижней челюсти вперед

и ее смещении в ту или иную сторону.

1. При поражении каких мышц может проявиться данная

симптоматика?

2. Укажите точки прикрепления этих мышц.

Задача № 50.

Передняя стенка этого топографического образования черепа

выполнена бугром верхней челюсти, задняя стенка - крыловидным

отростком клиновидной кости, медиальная стенка - перпендикулярной

пластинкой небной кости.

1. О каком топографическом образовании идет речь?

2. С какими полостями, ямками и т.д. будет сообщаться это

образование и посредством чего?

Задача № 51.

Зуб имеет полушаровидную коронку. В вестибулярной норме

главный и угловые бугорки не выражены. Жевательная поверхность

двухбугорковая, высота язычного бугорка лишь немного ниже щечного.

Корень одиночный.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие признаки латерализации наиболее четко выражены у этого

зуба?

3. Какие особенности строения имеет полость зуба?

Задача № 52.

Вестибулярная поверхность коронки этого зуба ромбовидная.

Коронка имеет два бугорка, разделенных межбугорковой бороздой,

которая не доходит до края коронки. Язычный бугорок сдвинут к

мезиальной контактной поверхности, что существенно при установлении

латерализации зуба. Бугорок, обращенный в преддверие рта, существенно

крупнее обращенного в полость рта. В вестибулярной норме четко

определяются главный и угловые бугорки. Зуб имеет два корня.

1. О каком зубе идет речь?

2. Укажите варианты дифференцировки корневой системы этого

зуба.

Задача № 53.

Коронка зуба в вестибулярной норме имеет прямоугольную форму

и вытянута в мезио-дистальном направлении. На вестибулярной

поверхности коронки хорошо различима вертикальная борозда, идущая от

окклюзионного контура до средней трети коронки. На окклюзионной

поверхности различают четыре бугорка, разделенных межбугорковыми

бороздами, очертания которой напоминают букву «Н». Зуб имеет три

корня.

1. О каком зубе идет речь?

2. Как называются бугорки на окклюзионной поверхности коронки.

3. Какие возможны варианты дифференцировки бугорков

окклюзионной поверхности?

Задача № 54.

Коронка этого зуба в вестибулярной норме напоминает

многоугольник. Коронка сжата в мезио-дистальном направлении. В

окклюзионной норме определяются четыре бугорка, однако небно-

дистальный бугорок имеет признаки редукции. Форма борозд

жевательной поверхности неопределенная. Отчетливо видна центральная

ямка окклюзионной поверхности коронки. Зуб имеет три корня.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие возможны варианты дифференцировки корней этого зуба.

3. Какие признаки латерализации наиболее информативны у этого

зуба?

Задача № 55.

Зуб имеет два корня. Корни расходятся. Верхушки обоих корней

отклонены дистально. На жевательной поверхности определяется пять

бугорков. Каждый из бугорков имеет гребешки, ориентированные к

центральной ямке. На вестибулярной поверхности коронки различимы

две борозды, продолжающиеся на окклюзионный контур.

1. О каком зубе идет речь?

2. Как называются бугорки на окклюзионной поверхности этого

зуба?

3. Какие имеются особенности строения полости зуба?

Задача № 56.

Коронка зуба имеет кубическую форму. Жевательная поверхность

почти квадратная и имеет четыре бугорка. Борозды, разделяющие

бугорки, отходят от центральной ямки крестообразно. Зуб имеет два

корня. Корни располагаются параллельно.

1. О каком зубе идет речь?

2. Как называются бугорки на окклюзионной поверхности этого

зуба?

3. Какие имеются особенности строения полости зуба?

Задача № 57.

Форма коронки этого зуба прямоугольная, слегка расширяющаяся к

режущему краю. На вестибулярной поверхности различимы три эмалевых

валика, переходящие в три бугорка режущего края. Зуб имеет один

корень. Корень уплощен в мезио-дистальном направлении. На

аппроксимальных поверхностях корня имеются вертикальные борозды.

Эта борозда лучше выражена на дистальной поверхности. Канал корня

одиночный.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие возможны варианты анатомии корневого канала этого

зуба?

3. По каким признакам лучше всего определить латерализацию

этого зуба.

Задача № 58.

При осмотре зубочелюстной системы пациента выявлен умеренный

наклон вперед резцов верхней и нижней челюстей. При этом резцы

верхних челюстей не более чем на 1/3 высоты коронки перекрывают зубы

нижней челюсти.

1. Определите вид прикуса пациента.

2. Перечислите и охарактеризуйте другие виды физиологических

прикусов.

Задача № 59.

При осмотре зубочелюстной системы пациента выявлен

патологический перекрестный прикус.

1. Дайте характеристику этому виду прикуса.

2. Перечислите и охарактеризуйте другие виды патологических

прикусов.

Задача № 60.

Коронка этого зуба имеет треугольную форму. Рельеф коронки

(краевые гребешки, эмалевые валики) слабо выражены. Хорошо

определяется признак угла коронки – мезиальный угол более острый,

дистальный более тупой и слегка закругленный. Эмалево-цементная

граница на мезиальной поверхности имеет дугообразную форму, а на

дистальной поверхности приближается к прямой. Зуб имеет один корень,

уплощенный в мезиодистальном направлении. Вертикальная борозда на

дистальной поверхности корня выражена лучше, чем мезиальной.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие возможны аномалии развития этих зубов?

Задача № 61.

В вестибулярной норме коронка зуба широкая, слегка выпуклая.

Форма коронки трапециевидная. На режущем крае заметны три бугорка.

Бугорок зуба на поверхности, обращенной в полость рта, крупный,

разделяется на три зубца. Корень имеет конусовидную форму. На

мезиальной поверхности корня имеется вертикальная борозда, дистальная

поверхность имеет сглаженный рельеф. Все признаки зубов выражены

отчетливо.

1. О каком зубе идет речь?

2. Можно ли судить о возрасте человека, исходя из строения зуба?

3. Опишите строение полости этого зуба.

Задача № 62.

Коронка зуба имеет овоидную форму. Дистальный угол коронки

закруглен. Вестибулярная поверхность коронки имеет три эмалевых

валика, однако бугорки на режущем крае выражены слабо. Хорошо

выражен бугорок зуба, разделенный на два зубца. Корень имеет

коническую форму, на обеих поверхностях корня имеется одинаково

выраженная вертикальная борозда.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие возможны аномалии развития этих зубов?

Задача № 63.

В вестибулярной норме форма коронки ромбовидная, но с

закругленными углами. Жевательная поверхность двухбугорковая.

Размеры бугорков практически одинаковы. Корень одиночный. На

аппроксимальной поверхности корня хорошо видны вертикальные

бороздки, особенно на дистальной поверхности.

1. О каком зубе идет речь?

2. Какие возможны аномалии развития этих зубов?

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Наши рекомендации