Эталоны правильных ответов к ситуационным (учебным) задачам
1 - 3
2 - 2, 4
3 - 4
4 - 4
5 - 2
6 - 2
7 - 5
8 - 3
9 - 5
10 - 3
11 - 3
12 - 4
13 - 4
14 - 2
15 - 2
2.3. Вопросы-задания для контрольных работ
Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания-вопросы, на которые надо ответить в письменной форме. В скобках для каждого задания указано максимальное число баллов, которые можно получить при полном и правильном ответе.
Внутренняя среда организма
1. Дайте понятие среды обитания. (1)
2. Дайте понятие внешней среды. (1)
3. Дайте понятие внутренней среды организма. (2)
4. Перечислите основные биологические жидкости внутренней среды организма. (4)
5. Укажите объем каждой из основных биологических жидкостей организма. (4)
6. Дайте определение гомеостаза. (2)
7. Дайте определение клеточного метаболизма. (2)
8. Дайте определение крови. (2)
9. Укажите величину объема крови у взрослого человека. (1)
10. Как называется увеличение и уменьшение объема крови? (2)
11. Перечислите составные части системы крови по Г.Ф. Лангу.(4)
12. Назовите основные функции крови. (4)
13. Перечислите основные виды транспортной функции крови. (4)
14. Дайте понятие гематокрита. (2)
15. Укажите нормальные величины гематокрита у мужчин и женщин. (2)
16. Перечислите основные группы органических веществ, входящих в состав плазмы крови. (5)
17. Назовите основные функции белков плазмы крови. (4)
18. Перечислите основные группы белков плазмы крови. (3)
19. Укажите концентрацию основных групп плазменных белков. (3)
20. Назовите основные функции альбуминов. (2)
21. Назовите основную функцию гамма-глобулинов. (1)
22. Назовите основную функцию фибриногена. (1)
23. Дайте определение вязкости. (2)
24. Укажите величину вязкости крови. (1)
25. Укажите величину вязкости плазмы. (1)
26. Назовите средние величины осмотического и онкотического давления плазмы крови в норме. (2)
27. Дайте определение осмотического давления. (2)
28. Укажите величину осмотического давления плазмы крови.(1)
29. Дайте понятие изотонического раствора. (1)
30. Укажите концентрацию изотонического раствора NaCl. (1)
31. Почему 0,9 % раствор NaCl называют изотоническим? (1)
32. Как называют раствор осмотическое давление которого ниже, чем осмотическое давление плазмы крови? (1)
33. Как называют раствор осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови? (1)
34. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится осмотическое давление? (1)
35. Какой вид отека возникает при снижении осмотического давления плазмы крови?(1)
36. Дайте понятие осмотической резистентности эритроцитов. (1)
37. Укажите верхнюю и нижнюю границы осмотической резистентности эритроцитов.(2)
38. Дайте определение гемолиза. (2)
39. Перечислите виды гемолиза. (5)
40. Дайте определение онкотического давления. (2)
41. Назовите среднюю величину онкотического давления плазмы крови. (1)
42. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится онкотическое давление плазмы крови? (1)
43. Какой вид отека возникает при снижении онкотического давления плазмы крови?(1)
44. Дайте определение СОЭ. (2)
45. Укажите физиологические диапазоны СОЭ у мужчин и у женщин. (2)
46. Как изменится величина СОЭ при воспалительных и инфекционных заболеваниях?(1)
47. Чем обусловлено повышение величины СОЭ при воспалительных и инфекционных заболеваниях? (1)
48. Какой показатель крови отражает кислотно-щелочное равновесие организма? (1)
49. О чем свидетельствует величина рН крови? (1)
50. Укажите величину рН артериальной и венозной крови. (2)
51. Перечислите буферные системы крови. (4)
52. Назовите вещества, образующие каждую буферную систему крови. (8)
53. Какая из буферных систем обеспечивает наибольшую часть общей буферной емкости крови? (1)
54. Дайте определение ацидоза и алкалоза. (2)
Форменные элементы крови
1. Перечислите форменные элементы крови человека. (3)
2. Какой вид форменных элементов крови обеспечивает транспорт газов? (1)
3. Перечислите основные свойства эритроцитов. (5)
4. Какой хромопротеид эритроцитов участвует в транспорте дыхательных газов? (1)
5. Назовите физиологические соединения гемоглобина в крови. (3)
6. Укажите количество гемоглобина в крови у мужчин и у женщин. (2)
7. Дайте понятие цветового показателя. (1)
8. О чем свидетельствует цветовой показатель? (1)
9. Назовите физиологические границы цветового показателя. (1)
10. Укажите количество эритроцитов в крови у мужчин и у женщин. (2)
11. Как называется увеличение и уменьшение количества эритроцитов? (2)
12. Назовите величину максимальной продолжительности жизни эритроцитов в крови. (1)
13. Укажите среднюю величину продолжительности жизни эритроцитов в крови. (1)
14. Назовите пути разрушения старых форм эритроцитов. (2)
15. Каким путем разрушаются молодые формы эритроцитов? (1)
16. Дайте понятие эритропоэза. (2)
17. Где происходит эритропоэз? (1)
18. Перечислите основные гуморальные факторы, угнетающие эритропоэз. (3)
19. Назовите неспецифические гуморальные факторы, угнетающие эритропоэз. (2)
20. Перечислите основные гуморальные факторы, стимулирующие эритропоэз. (6)
21. Перечислите основные неспецифические гуморальные факторы, стимулирующие эритропоэз. (5)
22. Какие влияния на интенсивность эритропоэза оказывают симпатическая и парасимпатическая нервная система? (2)
23. Перечислите витамины, необходимые для нормального кроветворения. (7)
24. Какие микроэлементы необходимы для эритропоэза? (6)
25. Укажите ежесуточную потребность организма в железе, необходимого для нормального эритропоэза. (1)
26. Назовите основные формы резервного железа в организме. (2)
27. В какой форме железо депонируется в печени и костном мозге? (1)
28. В какой форме железо депонируется в селезенке? (1)
29. Где лейкоциты в основном выполняют свои функции? (1)
30. Какая часть лейкоцитов содержится в межклеточном пространстве, в костном мозге и в циркулирующей крови? (3)
31. Укажите количество лейкоцитов в крови у здорового человека. (1)
32. Как называется увеличение общего количества лейкоцитов в крови больше 9 тыс./мкл? (1)
33. Как называется снижение общего количества лейкоцитов в крови меньше 4 тыс./мкл? (1)
34. Дайте понятие лейкоцитоза. (1)
35. Назовите основные виды лейкоцитоза. (2)
36. Как изменится число лейкоцитов в крови после физической нагрузки или приема пищи? (1)
37. Назовите основные отличительные особенности физиологического лейкоцитоза. (3)
38. Перечислите виды физиологического лейкоцитоза. (4)
39. Назовите основные отличительные особенности патологического лейкоцитоза. (3)
40. Дайте понятие лейкопении. (1)
41. На какие группы подразделяются лейкоциты в зависимости от наличия или отсутствия в их цитоплазме зернистости? (2)
42. Перечислите виды лейкоцитов-гранулоцитов. (3)
43. Назовите виды лейкоцитов-агранулоцитов. (2)
44. Назовите основные общие функции лейкоцитов. (2)
45. Дайте понятие фагоцитоза. (1)
46. Перечислите основные стадии фагоцитоза. (4)
47. Дайте определение диапедеза лейкоцитов. (1)
48. Дайте понятие лейкопоэза. (1)
49. Назовите основные неспецифические гуморальные факторы, активирующие лейкопоэз. (3)
50. Перечислите основные неспецифические гуморальные факторы, подавляющие лейкопоэз. (6)
51. Какие влияния на интенсивность лейкопоэза оказывают симпатическая и парасимпатическая нервная система? (2)
52. Укажите количество тромбоцитов в крови у здорового человека. (1)
53. Перечислите факторы, вызывающие повышение количества тромбоцитов в крови у здорового человека. (3)
54. Дайте определение тромбоцитопении. (1)
55. Назовите основную функцию тромбоцитов. (1)
56. Укажите среднюю продолжительность жизни тромбоцитов в крови. (1)
57. Дайте понятие тромбоцитопоэза. (1)
58. Перечислите основные гуморальные факторы, стимулирующие тромбоцитопоэз. (3)
59. Назовите специфические гуморальные факторы, стимулирующие тромбоцитопоэз. (2)