ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России

ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России

Кафедра физиологии ТГМА

Г.А. Петров

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Сборник заданий для промежуточной аттестации

студентов, обучающихся по специальности

Стоматология

Тверь 2012

Автор-составитель:

доцент кафедры физиологии ТГМА, к.м.н. Г.А. Петров

Рецензенты:

Зав. кафедрой фармакологии и клинической фармакологии ТГМА,

профессор, д.м.н. С.Б. Марасанов

Зав. кафедрой патологической физиологии ТГМА,

доцент, к.м.н. О.В. Волкова

Петров, Г.А. Физиология висцеральных систем :сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности 060201 Стоматология [Электронный ресурс] / Г.А. Петров. - Тверская гос. мед. акад., [Тверь]:; 2012 г. 1 эл. опт. д.(CD–ROM).

Сборник заданий для промежуточной аттестации рекомендован ЦКМС ТГМА для использования в учебном процессе по специальности 060201 «Стоматология». Сборник предназначен для самостоятельной подготовки студентов 1 курса, стоматологического факультета к зачету по дисциплине «Физиология висцеральных систем».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………….………………….4

1. Критерии оценок………………………………………………………………………….....5

1.1 Формы промежуточной аттестации…………………………………………………....5

1.2. Оценка уровня сформированности компетенций………………………….…………5

1.3. Критерии оценки на собеседовании по контрольным вопросам……………………5

1.4. Критерии оценки решения ситуационных (учебных) задач…...…………………….5

1.5. Критерии оценки контрольной работы…………………….…...…………………….5

1.6. Критерии оценки реферата………………………………….…...…………………….6

1.7. Итоговая оценка…………..………………………………….…...…………………….6

2. Оценочные средства промежуточного контроля..………………………………………7

2.1. Вопросы для собеседования…………………………………………………….………...7

2.2. Ситуационные (учебные) задачи (примеры).………………………………….…...8

2.2.1. Эталоны правильных ответов к ситуационным (учебным) задачам……………..11

2.3. Вопросы-задания для контрольных работ…………………………………………...11

Предисловие

Сборник заданий для промежуточной аттестации составлен в помощь студентам 1 курса стоматологического факультета при подготовке к зачету по дисциплине «Физиология висцеральных систем». Он включает в себя: характеристику используемых форм промежуточного контроля, критерии оценок и оценочные средства для зачета.

Сборник заданий составлен в соответствии с требованиями Федерального ГОС по специальности 060201«Стоматология» (Москва, 2011 г.) рекомендациями Центра тестирования (Москва, 2006 г.).

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Формы промежуточной аттестации

В соответствии с основной образовательной программой и учебным планом по завершению обучения по дисциплине проводится:

· зачет во II семестре (на последнем занятии по дисциплине)

Оценка уровня сформированности компетенций

1. Собеседование по контрольным вопросам.

2. Решение ситуационных (учебных) задач.

3. Контрольная работа для проверки итогового уровня знаний.

4. Защита тематических рефератов.

Студент, получивший не удовлетворительную оценку на одном из этапов зачета, к следующей форме контроля сформированности компетенций не допускается.

Критерии оценки решения ситуационных (учебных) задач

Студентом правильно решено (из 5 задач):

- 0, 1, 2 задачи - оценка «2» (не зачтено)

- 3 задачи – оценка «3» (зачтено)

- 4 задачи – оценка «4» (зачтено)

- 5 задач - оценка «5» (зачтено)

Критерии оценки контрольной работы

Студентом даны правильные ответы в письменной форме на вопросы-задания (из 70 максимально возможных баллов – 100%):

- 70% и менее - оценка «2» (не зачтено)

- 71-80% заданий – оценка «3» (зачтено)

- 81-90% заданий – оценка «4» (зачтено)

- 91-100% заданий – оценка «5» (зачтено)

Критерии оценки реферата

1.6.1. Общие критерии оценки:

1) соответствие содержания заданной теме,

2) точность передачи содержания первоисточников,

3) полнота, логичность и связанность изложения,

4) структурная упорядоченность,

5) соблюдение требований оформления,

6) языковая правильность и грамотность.

1.6.2. Частные критерии оценки относятся к отдельным структурным элементам реферата:

1) обоснованность актуальности темы,

2) наличие сформулированных целей и задач,

3) наличие общей характеристики заданной темы.

Критерии оценки основной части:

1) структурированность по главам, разделам, подразделам,

2) обоснованность распределения материала по разделам и подразделам,

3) выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование,

4) наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Критерии оценки заключения:

1) наличие выводов, их соответствие целям и задачам,

2) выражение собственного мнения.

Итоговая оценка за реферат

«Зачтено»,если

- выполнены все требования к написанию реферата (оценка «5»);

- основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты - имеются неточности в изложении материала; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении (оценка «4»);

– имеются существенные отступления от требований к реферированию (тема раскрыта лишь частично; отсутствует логическая последовательность в суждениях; допущены ошибки в оформлении реферата) (оценка «3»).

«Не зачтено»,если

– требования к реферату не выполнены - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, не соблюдены правила оформления (оценка «2»).

Итоговая оценка

«Зачтено» -положительные итоговые оценки на всех этапах контроля уровня сформированности компетенций (или положительные итоговые оценки по результатам рубежного контроля на практических занятиях); оценка за реферат «зачтено».

«Не зачтено» - не удовлетворительные оценки на этапах контроля уровня сформированности компетенций (или не удовлетворительные итоговые оценки по результатам рубежного контроля на практических занятиях); оценка за реферат «не зачтено».

Вопросы для собеседования

  1. Функции крови, ее состав и количество.
  2. Жесткие и пластичные физиологические константы крови.
  3. Особенности строения и функции эритроцитов. Гемоглобин и его соединения.
  4. Регуляция образования эритроцитов. Роль витаминов и микроэлементов в кроветворении.
  5. Характеристика неспецифических механизмов защиты биологической индивидуальности.
  6. Функциональные особенности отдельных видов лейкоцитов.
  7. Понятие об иммунной системе, иммунитет и его виды. Иммунокомпетентные органы.
  8. Функции Т- и В-лимфоцитов. Принципы регуляции иммунного ответа.
  9. Понятие группы крови. Резус фактор. Правила переливания крови.
  10. Современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови.
  11. Регуляция свертывания крови. Противосвертывающая система крови.
  12. Морфофункциональные особенности и свойства сердечной мышцы.
  13. Современное представление о природе автоматии сердца. Градиент автоматии.
  14. ПД типичных кардиомиоцитов. Изменения возбудимости во время генерации ПД.
  15. Сердечный цикл, изменение давления в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем кровотока.
  16. Местные миогенные и нейрогенные механизмы саморегуляции сердечной деятельности.
  17. Экстракардиальная рефлекторная и гуморальная регуляция сердечной деятельности.
  18. Величина гидростатического давления крови в различных отделах сосудистого русла.
  19. Механизмы регуляции сосудистого тонуса и артериального давления. Рефлекторная регуляция сосудистого тонуса.
  20. Методы определения АД, сфигмография, фонокардиография, электрокардиография.
  21. Характеристика внешнего дыхания. Механизмы вдоха и выдоха. Обмен газов в легких и тканях.
  22. Пути транспорта О2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
  23. Механизмы транспорта СО2 кровью, значение карбоангидразы эритроцитов.
  24. Рефлекторная и гуморальная регуляция функции дыхания. Особенности автоматии дыхательного центра.

25. Пищеварительные и непищеварительные функции пищеварительного тракта. Нервная и гуморальная регуляция пищеварительных процессов.

  1. Функции ротового отдела. Механическая обработка пищи в ротовом отделе.
  2. Количество и качественный состав слюны.
  3. Глотание, его фазы и регуляция.

29. Состав и свойства желудочного сока. Приспособление желудочной секреции к характеру и режиму питания.

30. Роль панкреатического сока и желчи в пищеварении.

31. Особенности пищеварения в тонком кишечнике.

32. Пищеварительные и непищеварительные функции толстого кишечника.

  1. Физиологическое значение периодической голодной деятельности пищеварительного тракта.
  2. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. Механизмы сенсорного и метаболического насыщения.
  3. Понятие и характеристика общего и основного обмена. Факторы, влияющие на величину основного обмена.
  4. Основные принципы и физиологические основы рационального питания. Закон изодинамии Рубнера.
  5. Физиологические функции белков, жиров и углеводов. Роль витаминов, минеральных солей и воды.
  6. Функции почек. Морфо-функциональная характеристика нефрона.
  7. Современная фильтрационно-реабсорбционно-секреторная теория мочеобразования.
  8. Противоточно-поворотная система. Конечная моча и ее состав.
  9. Регуляция мочеобразования.

2.2. Ситуационные (учебные) задачи (примеры)

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задачи, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Укажите номера правильных ответов. Объясните Ваш выбор

Задача 1. Биохимический анализ крови показал резкое повышение содержания глюкозы. Гипофункция какой железы может вызвать такое нарушение?

1) щитовидной

2) паращитовидной

3) поджелудочной

4) надпочечников

5) половых желез

6) эпифиза

Задача 2. При длительном голодании у людей появляются «голодные» межклеточные (тканевые) отеки. Какие изменения состава и физико-химических свойств крови могут привести к возникновению таких отеков?

1) повышение общего содержания белков плазмы крови

2) снижение общего содержания белков плазмы крови

3) повышение осмотического давления плазмы крови

4) снижение онкотического давления плазмы крови

5) повышение онкотического давления плазмы крови

Задача 3. Биохимический анализ крови человека показал, что содержание альбуминов в плазме крови составляет 40 г/л, глобулинов – 2 г/л, фибриногена – 4 г/л. Какая из функций крови будет нарушена?

1) дыхательная

2) питательная

3) экскреторная

4) защитная

5) терморегуляторная

Задача 4. Биохимический анализ крови человека показал, что содержание альбуминов в плазме крови составляет 50 г/л, глобулинов – 1 г/л, фибриногена – 4 г/л. Какая из функций крови будет нарушена?

1) дыхательная

2) питательная

3) экскреторная

4) защитная

5) терморегуляторная

Задача 5. Биохимический анализ крови человека показал, что содержание альбуминов в плазме крови составляет 15 г/л, глобулинов – 30 г/л, фибриногена – 4 г/л. Какая из функций крови будет нарушена?

1) дыхательная

2) питательная

3) экскреторная

4) защитная

5) терморегуляторная

Задача 6. Биохимический анализ крови человека показал, что содержание альбуминов в плазме крови составляет 10 г/л, глобулинов – 30 г/л, фибриногена – 4 г/л. Какая из функций крови будет нарушена?

1) дыхательная

2) питательная

3) экскреторная

4) защитная

5) терморегуляторная

Задача 7. Биохимический анализ крови человека показал, что содержание альбуминов в плазме крови составляет 45 г/л, глобулинов – 30 г/л, фибриногена – 0,5 г/л. Какая из функций крови будет нарушена?

1) дыхательная

2) питательная

3) экскреторная

4) интегративно-регуляторная

5) свертываемость

6) терморегуляторная

Задача 8. После длительной ходьбы у человека наблюдается выделение гемоглобина и его производных с мочой. Назовите причину этого феномена.

1) осмотический гемолиз

2) химический гемолиз

3) механический гемолиз

4) термический гемолиз

5) биологический гемолиз

Задача 9. Яд некоторых видов змей используется для приготовления лекарственных препаратов. Во время ловли человек был укушен ядовитой змей. В тяжелом состоянии пострадавший был доставлен в больницу. Его моча приобрела розоватый оттенок. Укажите причину этого феномена.

1) осмотический гемолиз

2) химический гемолиз

3) механический гемолиз

4) термический гемолиз

5) биологический гемолиз

Задача 10. Человек найден мертвым в своей квартире. При осмотре места происшествия обнаружено, что в комнате плотно закрыты окна, а в печи еще теплые угли. Кожные покровы трупа имеют ярко-малиновую окраску. С помощью спектрального анализа в крови выявлено патологическое соединение гемоглобина. Какое это вещество?

1) оксигемоглобин

2) карбгемоглобин

3) карбоксигемоглобин

4) дезоксигемоглобин

5) метгемоглобин

Задача 11. Через час после приема пищи количество лейкоцитов в крови у человека повысилось с 8 до 9,5 тыс./мкл. Какой из видов лейкоцитоза развился у этого человека?

1) воспалительный лейкоцитоз

2) инфекционный лейкоцитоз

3) алиментарный лейкоцитоз

4) миогенный лейкоцитоз

5) эмоциональный лейкоцитоз

Задача 12. Во время совершения тяжелой физической работы количество лейкоцитов в крови у человека повысилось с 8 до 9,5 тыс./мкл. Какой из видов лейкоцитоза развился у этого человека?

1) воспалительный лейкоцитоз

2) инфекционный лейкоцитоз

3) алиментарный лейкоцитоз

4) миогенный лейкоцитоз

5) эмоциональный лейкоцитоз

Задача 13. При проведении клинического анализа крови обнаружено, что содержание лейкоцитов в крови 12 тыс./мкл. При этом число нейтрофилов в крови составляет 58%, базофилов – 1%, эозинофилов – 10%, моноцитов – 6%, лимфоцитов – 25%. Укажите наиболее вероятную причину сдвига лейкоцитарной формулы.

1) физиологический лейкоцитоз

2) острый воспалительный процесс

3) хроническое инфекционное заболевание

4) паразитарная инвазия

Задача 14. При проведении клинического анализа крови обнаружено, что содержание лейкоцитов в крови 14 тыс./мкл. При этом число палочкоядерных нейтрофилов в крови составляет 60%, сегментоядерных нейтрофилов - 7% базофилов – 1%, эозинофилов – 1%, моноцитов – 6%, лимфоцитов – 25%. Укажите наиболее вероятную причину сдвига лейкоцитарной формулы.

1) физиологический лейкоцитоз

2) острый воспалительный процесс

3) хроническое инфекционное заболевание

4) паразитарная инвазия

Задача 15. При проведении клинического анализа крови обнаружено, что содержание лейкоцитов в крови 7 тыс./мкл. При этом число нейтрофилов в крови составляет 64%, базофилов – 1%, эозинофилов – 2%, моноцитов – 8%, лимфоцитов – 25%. Сделайте заключение.

1) физиологический лейкоцитоз

2) физиологическая норма

3) острый воспалительный процесс

4) хроническое инфекционное заболевание

5) паразитарная инвазия

Внутренняя среда организма

1. Дайте понятие среды обитания. (1)

2. Дайте понятие внешней среды. (1)

3. Дайте понятие внутренней среды организма. (2)

4. Перечислите основные биологические жидкости внутренней среды организма. (4)

5. Укажите объем каждой из основных биологических жидкостей организма. (4)

6. Дайте определение гомеостаза. (2)

7. Дайте определение клеточного метаболизма. (2)

8. Дайте определение крови. (2)

9. Укажите величину объема крови у взрослого человека. (1)

10. Как называется увеличение и уменьшение объема крови? (2)

11. Перечислите составные части системы крови по Г.Ф. Лангу.(4)

12. Назовите основные функции крови. (4)

13. Перечислите основные виды транспортной функции крови. (4)

14. Дайте понятие гематокрита. (2)

15. Укажите нормальные величины гематокрита у мужчин и женщин. (2)

16. Перечислите основные группы органических веществ, входящих в состав плазмы крови. (5)

17. Назовите основные функции белков плазмы крови. (4)

18. Перечислите основные группы белков плазмы крови. (3)

19. Укажите концентрацию основных групп плазменных белков. (3)

20. Назовите основные функции альбуминов. (2)

21. Назовите основную функцию гамма-глобулинов. (1)

22. Назовите основную функцию фибриногена. (1)

23. Дайте определение вязкости. (2)

24. Укажите величину вязкости крови. (1)

25. Укажите величину вязкости плазмы. (1)

26. Назовите средние величины осмотического и онкотического давления плазмы крови в норме. (2)

27. Дайте определение осмотического давления. (2)

28. Укажите величину осмотического давления плазмы крови.(1)

29. Дайте понятие изотонического раствора. (1)

30. Укажите концентрацию изотонического раствора NaCl. (1)

31. Почему 0,9 % раствор NaCl называют изотоническим? (1)

32. Как называют раствор осмотическое давление которого ниже, чем осмотическое давление плазмы крови? (1)

33. Как называют раствор осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови? (1)

34. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится осмотическое давление? (1)

35. Какой вид отека возникает при снижении осмотического давления плазмы крови?(1)

36. Дайте понятие осмотической резистентности эритроцитов. (1)

37. Укажите верхнюю и нижнюю границы осмотической резистентности эритроцитов.(2)

38. Дайте определение гемолиза. (2)

39. Перечислите виды гемолиза. (5)

40. Дайте определение онкотического давления. (2)

41. Назовите среднюю величину онкотического давления плазмы крови. (1)

42. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится онкотическое давление плазмы крови? (1)

43. Какой вид отека возникает при снижении онкотического давления плазмы крови?(1)

44. Дайте определение СОЭ. (2)

45. Укажите физиологические диапазоны СОЭ у мужчин и у женщин. (2)

46. Как изменится величина СОЭ при воспалительных и инфекционных заболеваниях?(1)

47. Чем обусловлено повышение величины СОЭ при воспалительных и инфекционных заболеваниях? (1)

48. Какой показатель крови отражает кислотно-щелочное равновесие организма? (1)

49. О чем свидетельствует величина рН крови? (1)

50. Укажите величину рН артериальной и венозной крови. (2)

51. Перечислите буферные системы крови. (4)

52. Назовите вещества, образующие каждую буферную систему крови. (8)

53. Какая из буферных систем обеспечивает наибольшую часть общей буферной емкости крови? (1)

54. Дайте определение ацидоза и алкалоза. (2)

Форменные элементы крови

1. Перечислите форменные элементы крови человека. (3)

2. Какой вид форменных элементов крови обеспечивает транспорт газов? (1)

3. Перечислите основные свойства эритроцитов. (5)

4. Какой хромопротеид эритроцитов участвует в транспорте дыхательных газов? (1)

5. Назовите физиологические соединения гемоглобина в крови. (3)

6. Укажите количество гемоглобина в крови у мужчин и у женщин. (2)

7. Дайте понятие цветового показателя. (1)

8. О чем свидетельствует цветовой показатель? (1)

9. Назовите физиологические границы цветового показателя. (1)

10. Укажите количество эритроцитов в крови у мужчин и у женщин. (2)

11. Как называется увеличение и уменьшение количества эритроцитов? (2)

12. Назовите величину максимальной продолжительности жизни эритроцитов в крови. (1)

13. Укажите среднюю величину продолжительности жизни эритроцитов в крови. (1)

14. Назовите пути разрушения старых форм эритроцитов. (2)

15. Каким путем разрушаются молодые формы эритроцитов? (1)

16. Дайте понятие эритропоэза. (2)

17. Где происходит эритропоэз? (1)

18. Перечислите основные гуморальные факторы, угнетающие эритропоэз. (3)

19. Назовите неспецифические гуморальные факторы, угнетающие эритропоэз. (2)

20. Перечислите основные гуморальные факторы, стимулирующие эритропоэз. (6)

21. Перечислите основные неспецифические гуморальные факторы, стимулирующие эритропоэз. (5)

22. Какие влияния на интенсивность эритропоэза оказывают симпатическая и парасимпатическая нервная система? (2)

23. Перечислите витамины, необходимые для нормального кроветворения. (7)

24. Какие микроэлементы необходимы для эритропоэза? (6)

25. Укажите ежесуточную потребность организма в железе, необходимого для нормального эритропоэза. (1)

26. Назовите основные формы резервного железа в организме. (2)

27. В какой форме железо депонируется в печени и костном мозге? (1)

28. В какой форме железо депонируется в селезенке? (1)

29. Где лейкоциты в основном выполняют свои функции? (1)

30. Какая часть лейкоцитов содержится в межклеточном пространстве, в костном мозге и в циркулирующей крови? (3)

31. Укажите количество лейкоцитов в крови у здорового человека. (1)

32. Как называется увеличение общего количества лейкоцитов в крови больше 9 тыс./мкл? (1)

33. Как называется снижение общего количества лейкоцитов в крови меньше 4 тыс./мкл? (1)

34. Дайте понятие лейкоцитоза. (1)

35. Назовите основные виды лейкоцитоза. (2)

36. Как изменится число лейкоцитов в крови после физической нагрузки или приема пищи? (1)

37. Назовите основные отличительные особенности физиологического лейкоцитоза. (3)

38. Перечислите виды физиологического лейкоцитоза. (4)

39. Назовите основные отличительные особенности патологического лейкоцитоза. (3)

40. Дайте понятие лейкопении. (1)

41. На какие группы подразделяются лейкоциты в зависимости от наличия или отсутствия в их цитоплазме зернистости? (2)

42. Перечислите виды лейкоцитов-гранулоцитов. (3)

43. Назовите виды лейкоцитов-агранулоцитов. (2)

44. Назовите основные общие функции лейкоцитов. (2)

45. Дайте понятие фагоцитоза. (1)

46. Перечислите основные стадии фагоцитоза. (4)

47. Дайте определение диапедеза лейкоцитов. (1)

48. Дайте понятие лейкопоэза. (1)

49. Назовите основные неспецифические гуморальные факторы, активирующие лейкопоэз. (3)

50. Перечислите основные неспецифические гуморальные факторы, подавляющие лейкопоэз. (6)

51. Какие влияния на интенсивность лейкопоэза оказывают симпатическая и парасимпатическая нервная система? (2)

52. Укажите количество тромбоцитов в крови у здорового человека. (1)

53. Перечислите факторы, вызывающие повышение количества тромбоцитов в крови у здорового человека. (3)

54. Дайте определение тромбоцитопении. (1)

55. Назовите основную функцию тромбоцитов. (1)

56. Укажите среднюю продолжительность жизни тромбоцитов в крови. (1)

57. Дайте понятие тромбоцитопоэза. (1)

58. Перечислите основные гуморальные факторы, стимулирующие тромбоцитопоэз. (3)

59. Назовите специфические гуморальные факторы, стимулирующие тромбоцитопоэз. (2)

ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России

Кафедра физиологии ТГМА

Г.А. Петров

Наши рекомендации