Какие пути управления ситуацией Вы предлагаете?

Ответ:Конфликт объективный. Конфликтная ситуация существует между преподавателем и студентом.

· Знания студента по предмету не соответствовали «отличному» уровню. Преподаватель задавал дополнительные вопросы с целью уточнения объема знаний у студента. Видимо, преподавателем недостаточно четко были разъяснены критерии оценки «отлично».

· Преподаватель должен объяснить студенту, что он задавал существенные и корректные вопросы. Предложить студенту повторно сдать экзамен заведующему кафедрой, а лучше в ходе последующих занятий применить коллективные методы обучения с оцениванием ответов самими студентами.

6. Врачи-стоматологи с 5-летним стажем работы, А., С. и Б., решили открыть частную стоматологическую клинику. Дела не пошли из-за того, что скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. А. надеялся на большой коммерческий успех. С. собирался реализовать в лечебном процессе свои новаторские идеи и заняться новыми интересными разработками в области стоматологии. Б. радовался, что теперь он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на государство.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

Ответ:Это межличностный конфликт деструктивный по исходу, горизонтальный (по вовлеченности в конфликт представителей одного организационного уровня), кратковременный по длительности протекания, субъективный (источник конфликта – личные качества, индивидуальные особенности, интересы участников). Предпочтительны интегративные или компромиссные решения, создающие возможность полной или частичной реализации интересов сторон.

7. Старшая сестра А. в категоричной форме поручает молодой сестре Н. заменить заболевшую С.. Но у Н. другие планы на выходные, связанные с решением личных проблем. Старшая сестра настаивает.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

Ответ:Это межличностный конфликт деструктивный по исходу, вертикальный (по вовлеченности в конфликт представителей одного организационного уровня), кратковременный по длительности протекания, субъективный (источник конфликта – личные качества, индивидуальные особенности, интересы участников). Предпочтительны интегративные или компромиссные решения, создающие возможность полной или частичной реализации интересов сторон.

8. Главный врач и заведующий отделением решили открыть коммерческие палаты для укрепления материально-технической базы больницы. Чтобы увеличить прибыль, главный врач предлагает вложить деньги в закупку дорогостоящего оборудования, которое позволит улучшить эффективность лечебного процесса. А заведующая отделением считает, что средства надо тратить на капитальный ремонт коммерческих палат и на услуги квалифицированного врачебного и сестринского персонала.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

Ответ:Это межличностный конфликт деструктивный по исходу, вертикальный (по вовлеченности в конфликт представителей одного организационного уровня), кратковременный по длительности протекания, субъективный (источник конфликта – личные представления сторон конфликта о средствах достижения общих целей). Предпочтительны интегративные или компромиссные решения, создающие возможность полной или частичной реализации интересов сторон.

9. У заведующего косметологическим центром С. появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для овладения новыми методиками. Претендентами на поездку стали П. и И.; П. – более компетентный, перспективный и творчески мыслящий сотрудник, а И. хороший исполнитель, но за нее просила В., чья поддержка С. нужна для приобретения косметических средств. Хотя все сотрудники центра считают, что в Италию должна поехать П., начальник поддерживает кандидатуру И.

Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.

Ответ:Это внутриличностный конфликт, деструктивный по исходу, затяжной по длительности протекания, субъективный (источник конфликта – противоречивые личные интересы заведующего центром). Предпочтительно компромиссное решение.

ЗАНЯТИЕ 26

Тема:«Межличностные отношения в группах и коллективах»

Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы. Решение тестовых заданий

- Подготовка материалов по УИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.

2. Виды малых групп

3. Виды межличностных отношений в группе.

4. Факторы эффективности групповой деятельности.

5. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива.

6. Динамика развития взаимоотношений в группе-диаде.

7. Виды и характер типичных взаимоотношений в группе-триаде.

8.Каналы коммуникации. Основные виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций.

9.Социометрическая методика и статическая картина взаимоотношений в группе.

4. Основные понятия и положения темы:

Малые группы— это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективные. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований:

1.успешно справляться с возложенными на нее задачами

2.иметь высокую мораль,

3.хорошие человеческие отношения,

4.создавать для каждого своего члена возможность развития как личности

5.быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилось дифференцированная система различных деловых и личностных взаимоотношений, строящихся на высоконравственной основе. Эти отношения называются коллективистическими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

— композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них;

— подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии. Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;

— коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;

— подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу

Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями позиция, статус, внутренняя установка н роль.

Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями человека с остальными членами группы.

В отлнчне от позиции, статус индивида в группе это реальное социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека - это личная, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус н его восприятие человеком могут совпадать или расходиться.

Роль нормативно-заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью или избираться самим членом группы (роль лидера, шута, козла отпущения и т.п.). Войдя в определенную роль в данной группе, человек

постепенно привыкает к ней, н сами члены группы начинают от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли.

Социально-психологическую структуру, кроме перечисленных, описывают также в понятия композиции н каналов коммуникации.

Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной (гомогенной) композицией. О группах, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна (гетерогенна)

Под каналами коммуникации понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов групп к другим. Существует два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций; централизованная и децентрализованная.

Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуется тем, что в них одни из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания н играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.

Выделяют три варианта центральной структуры:

1) Фронтальный. Характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение н реакции друг друга в совместной деятельности.

2) Рациональный. Отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать (видеть или слышать) друг друга н обменивался информацией только через центральное лицо. Это затрудняет /•'члену группы возможность учитывать поведение н реакции остальных, зйго позволяет ему работать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

3) Иерархический. Отличие его в том, что здесь имеется несколько не менее двух уровней) соподчинения участников, причем часть нз них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение каждого при этом ограничено, коммуникации могут осуществляется в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчнненностн.

Децентрированные структуры отличаются коммуникативным равенством всех участников. Под «коммуникативным равенством» понимается, что каждый нз членов группы внутри этих структур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.

Два варианта:

1) Цепной

Представляет собой такую систему общения, в пределах которой межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением крайних, взаимодействуют с двумя соседями. (конвейер.)

2) Круговой

Отличается одинаковыми возможностями всех без исключения членов группы. Имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополнятся и уточнятся. Находясь лицом к лицу, участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Все эти варианты в той или иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями вступления в непосредственное общение с остальными, или равными, но, тем не менее, ограниченными

Наши рекомендации