Принципы и методика расспроса
Уделяйте время. Найдите время, чтобы выслушать всю историю больного. Поставьте точный диагноз либо за время одного исчерпывающего осмотра, либо за несколько визитов, каждый из. которых был посвящен разным аспектам имеющегося заболевания.
Структурируйте беседу. Предоставьтепациенту достаточно времени для изложения истории болезни, а самому - для выработки полной программы действий; согласуйте приоритеты и сосредоточитесь на них.
При каждом визите затрагивайте лишь несколько вопросов. Не пытайтесь ответить на все вопросы больного, развеять все его опасения или отреагировать на все жалобы и предложения за одно посещение.
Пользуйтесь эффективными методами беседы, используйте открытые вопросы, активно слушайте, подытоживайте и проверяйте (переспрашивайте).
Показывайте вашу готовность выслушать, устанавливая контакт глазами, соблюдая необходимую дистанцию и позу, а также сочувствуя больному.
Согласовывайте программу каждого посещения, но оставайтесь гибкими и открытыми для новых вопросов. Пусть ваше поэтапное обследование и лечебные мероприятия будут упорядоченными и плодотворными. Рассмотрите возможность письменного согласия больного на сложные программы обследования и лечения.
Удерживайтесь во временных рамках, пунктуально заканчивая каждый визит. Тщательно завершайте рассмотрение каждого важного вопроса, подытоживая главные пункты каждой беседы.
Сосредотачивайтесь на ведущих симптомах и ведите аккуратные записи. Отмечайте частоту возникновения и выраженность жалоб, а также связанную с ними степень потери трудоспособности. Хорошие записи облегчают успешную терапию.
Детально рассматривайте нелекарственные вмешательства, которым подвергается больной. Отмечайте как, когда и с каким эффектом больной следует данным ему указаниям. Интересуйтесь положительными и отрицательными эффектами. Согласовывайте компромиссы.
Постоянно просвещайте пациента. Как можно чаще рассказывайте о важнейших аспектах терапии и снабжайте больного популярной медицинской литературой.
Основные требования к разговору врача.
Вместо ДИРЕКТИВНОСТИ - ОПОРА НА ФАКТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ дела. Исследования показывают, что врачи, чрезмерно активные в ведении беседы (доминирующие, навязывающие рекомендации вне интересов пациента, пресекающие инициативу со стороны пациента и т.п.) приходят к результатам не вполне желаемым, вплоть до затормаживания выздоровления. Они теряют значительное количество ценной информации (не высказанной пациентами), провоцируют недружественное поведение со стороны пациента (в основном через сигналы невербального поведения), не склонны менять тактику беседы вопреки очевидному несоответствию. Альтернативой следует считать твердость фактологической стороны дела.
УВАЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТА, куда входят, прежде всего, уважение пациента как независимой личности, желание дать теплый фон беседе, подчеркнутое внимание к собеседнику (памятуя о том, что При заболевании процесс восприятия поведения другого человека не всегда достаточно отчетлив); - Опять-таки, исключительное значение придается сфере невербальной коммуникации.
ОТКРЫТОСТЬ, откровенность, готовность высказать свое «личное мнение, исключающие со стороны пациента вопросы типа: "Я бы хотел знать, что он думает на самом деле'... (Подчеркивается важность соответствия -совпадения - вербального и невербального поведения как основы убеждения)
ЭМПАТИЧНОСТЬ как готовность принять полностью чувства, мысли, заботы, желания другого; здесь же, умение это выразить и "вернуть" это переживание пациенту в процессе беседы;
Важность требования эмпатичности подтверждается как прямым опросом пациентов, так и косвенными оценками состояния удовлетворенности после общения с врачом.
Профессиональная грамотность в сфере навыков невербальной коммуникации имеет исключительно важное значение.
ДОХОДЧИВОСТЬ И ПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ, как основа "комплианса" - совпадения требований врача и убежденности пациента следовать полученным предписаниям (отклонения от рекомендаций врача снижают комплианс). Другими словами, это отношение фактической терапии к терапии-стандарту (предложенной врачом); комплианс может оценивать также и отношения "врач-врач", "врач - профессиональный стандарт".
Ассертивный тренинг - Это тренинг уверенности в себе, тренинг уверенного поведения. Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения
Законы ассертивности.
1. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за последствия.
2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
3. Вы имеете право сами решить, отвечаете пи ив какой мере за проблемы других людей.
4. Вы имеете право менять взгляды.
5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
6. Вы имеете право сказать: 'Я не знаю".
7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
8. Вы имеете право на нелогичные решения.