Стадии углубления контакта по Л.Б. Филонову
Стадии общения | Функции стадий общения | Способы управления психическим состоянием | Навыки, необходимые инициатору контакта |
Накопление согласия | У людей складываются представления о желательности и возможности общаться друг с другом, создаются предпосылки для взаимопонимания, устраняются психические барьеры | Подчеркивание согласия, избегание расхождений и споров | Умение поддерживать непринужденную беседу на нейтральную тему |
Поиск совпадающих интересов | Общение по поводу общих интересов, создание фонда общих представлений, вызывание положительных эмоций | Поиск и обсуждение темы, имеющей обоюдный интерес, акцент на равенстве позиций, расширение зоны общих интересов и согласия | Знание интересов собеседника, накопление запаса тем, представляющих ценность для общения |
Взаимное принятие | Устанавливаются значимые качества, предлагаемые для взаимного принятия партнеров | Демонстрация готовности принять предлагаемые качества, избегание доминирования, проявление откровенности и умения хранить чужие тайны | Умение «расшифровать» намерение партнера, направлять развитие общения. |
Выявление качеств, опасных для общения | Выявление реальных, в том числе и отрицательных, качеств партнеров | Обмен и авансирование доверием. Обсуждение факторов, препятствующих дальнейшему взаимодействию | Умение вести дискуссию, корректировать поведение, преодолевать негативные качества |
Взаимная адаптация | Изменение собственных качеств в соответствии с запросами партнера | Взаимная откровенность, выработка удовлетворяющего обоих стиля взаимодействия, построение перспективных планов сотрудничества | Умение прогнозировать и управлять поведением партнера, подстраиваться под него |
Согласованное взаимодействие | Организация системы отношений совместной деятельности, полное взаимопонимание и доверие | Выработка общих целей и средств деятельности, выработка совместных решений и совместное их осуществление | Умение распределять роли с учетом способностей собеседника и его личностных качеств |
Значительно осложняют доверительное общение два феномена, разработанные в исследованиях Э.Берна:
"Перекрестные трансакции" - ситуации, когда вместо взаимодействия и взаимопонимания, мы видим разнонаправленность усилий.
"Двойные трансакции" - ситуации общения "с двойным дном" - открытый уровень - социально приемлемый - сопровождается психологическим подтекстом, часто воспринимаемым как провокация.
Анализ трансакций позволит врачу более точно ориентироваться в состоянии и запросах клиента.
«Саботажники общения» - варианты поведения, которые часто разрушают взаимопонимание собеседников, приводя к эмоциональному напряжению, а иногда и к разрыву отношений.
К саботажникам общения относятся: угрозы, приказы, негативная критика, оскорбительные прозвища, слова-«должники», допрос, сокрытие важной информации и др.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Установление доверительных отношений с партнером по общению.
Рекомендации по выполнению УИРС.
1. Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.
2. Больные, с которыми трудно установить доверительные отношения.
3. Приёмы поведения с «саботажниками общения».
4. Доверие в социокультурном пространстве России.
7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Умение вести непринужденную беседу нужно на стадии:
a. выработка правил взаимодействия;
b. поиск общих интересов;
c. принятие положительных качеств;
d. накопление согласия.
Правильный ответ - d
2. Демонстрация готовности принять предлагаемые качества необходима на стадии:
a. накопление согласия;
b. принятие положительных качеств;
c. выявление качеств опасных для взаимодействия;
d. взаимная адаптация.
Правильный ответ -b
3. Умение прогнозировать и управлять поведением партнера необходимо на стадии:
a. выработка правил взаимодействия;
b. определение качеств опасных для общения;
c. накопление согласия;
d. взаимная адаптация.
Правильный ответ - d
4. Эмпатия – это:
a. способность понравиться другому человеку;
b. быстрое реагирование на эмоциональное состояние человека;
c. понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
d. знание того, что о тебе думает другой человек.
Правильный ответ -с
5. Эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого, называется:
a. рефлекторная;
b. эмоциональная;
c. эстетическая;
d. этическая.
Правильный ответ - b
6. Переживание собственных эмоций в связи с чувствами другого человека это:
a. сочувствие;
b. сожаление;
c. переживание;
d. сопереживание.
Правильный ответ - а
7. К саботажникам общения относится все перечисленное, кроме:
a. убеждение логикой;
b. смена темы:
c. прямота в общении;
d. слова- «должники».
Правильный ответ -с
8. К навыкам, необходимым инициатору контакту на стадии взаимной адаптации, относится:
a. умение «расшифровать» намерение партнера;
b. умение поддерживать непринужденную беседу;
c. умение прогнозировать и управлять поведением партнера;
d. умение распределять роли с учетом личностных качеств собеседника.
Правильный ответ -с