Как называется этот эффект? О какой стороне общения здесь идет речь?
Ответ: Эффект первичности – влияние впервые воспринятой информации на всю последующую, этим объясняется важность первого впечатления. Данный эффект характерен для восприятия незнакомых людей. Речь идет о перцептивной стороне общения, в процессе которой осуществляется восприятие и понимание партнера по общению.
3. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Определите социально-психологический феномен.
Ответ: В этой ситуации проявился эффект установки, который играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Он проявляется в том, что предварительная информация сильно влияет на впечатление о новом человеке.
4. Старшая медицинская сестра А. умеет находить нужный стиль общения с больными и подчиненными, установила отношения взаимопонимания с ними. Это удается ей в связи с умением сочувствовать, сопереживать другим людям, правильно оценивать их внутреннее состояние. Эмоциональная обстановка в отделении спокойная, творческая.
Дайте характеристику способностей медицинской сестры.
Ответ: Речь идет о коммуникативных способностях, основанных на идентификации и эмпатии.
5. Врач внимательно и терпеливо выслушивает пациента, сопровождает его рассказ кивком головы. Дает ему возможность обсудить причины и возможные последствия болезни, свою будущую жизнь. Когда рассказ больного прерывается, врач просит "Пожалуйста, продолжайте", "Расскажите подробнее".
О каком компоненте доверительного общения идет речь? Какие еще компоненты вы знаете?
Ответ: Поведение врача во время беседы проявляет понимание, что даетбольному уверенность, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Кроме понимания доверительное общение врача и больного включает в себя поддержку, уважение, сочувствие.
ЗАНЯТИЕ 22
1. Тема:«Организация взаимодействия в общении»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
- Подготовка материалов по УИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Понятие доверительного общения.
2. Открытые закрытые пространства личности.
3. Эго-состояния и проблемы доверительного общения.
4. Источники ошибок при восприятии партнера по общению.
5. Эмпатия. Виды эмпатии.
6. «Саботажники общения».
7. Стадии установления и углубления доверительного общения.
8. Позиция «нешаблонности». Основные принципы и способы исполнения.
9. Позиция «отражающего слушания». Основные принципы и способы исполнения.
4. Основные понятия и положения темы:
Под довериеммы понимаем отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать раскрытие против доверившегося, причем не в силу вынуждающих его к этому внешних обстоятельств, а вследствие моральных, нравственных качеств личности.
Доверительное общение как феномен определяется с одной стороны значимостью "материала", раскрываемого собеседником о себе, с другой - отношением доверия к партнеру. Другими словами, доверительным можно назвать только такое общение, которое удовлетворяет одновременно двум указанным условиям.
Наиболее существенными условиями эффективного взаимодействия медицинского работника и больного считается эмпатия и доверие.
Эмпатия - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование), эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания).
Различаются: 1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных - сравнение. аналогия и пр. 3) эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание - переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.
Окно Джо Гарри
Известное мне | Неизвестное мне |
«АРЕНА» I.Открытое для меня и для других | «СЛЕПОЕ ПЯТНО» II.Закрытое для меня, но открытое для других |
«ВИДИМОСТЬ» III.Открытое для меня, но закрытое для других | «НЕИЗВЕСТНОЕ» IV.Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям |
Доверительные отношения предусматривают последовательный переход от изначального "незнания" партнеров по взаимодействию к взаимопониманию и проходит несколько последовательных стадий.
Первая стадия общения - накопление согласия. Наиболее целесообразно начинать общение с обсуждения нейтральной и достаточно актуальной темы - той, о которой все говорят (о погоде, спортивных состязаниях, новых фильмах). Беседа должна протекать легко, свободно, без напряжения. При постановке вопросов не следует настаивать на ответах, нецелесообразно задавать вопросы, на которые собеседник даст отрицательный ответ. Если собеседник отмалчивается, то инициатор контакта "считывает" (по мимике и жестам) его вероятные ответы, угадывая его мысли, психические состояния.
Вторая стадия общения - поиск совпадающих интересов. В ходе беседы желательно накапливать все то, что указывает на сходство позиций и снижает значение имеющихся различий в статусе, возрасте, образовании и т.п.
Третья стадия общения предполагаетвзаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. На данной стадии инициатор общения и собеседник выдвигают на первый план те свои качества, и свойства, которые благоприятно скажутся на дальнейшем развитии отношений, - это прямота, честность, откровенность, деловитость, надежность и т.п. Те качества, которые возможно человек себе как бы "приписывает" должны приниматься инициатором общения безоговорочно, без высказываний сомнений в их существовании. В результате общения на данной стадии контактирования собеседник должен прийти к выводу, что у него и у партнера имеются не только общие интересы, но и общие взгляды, сходство характеров.
Четвертая стадия общения - этовыявление качеств, опасных для взаимодействия Дальнейшее развитие контактных взаимоотношений предполагает взаимное ознакомление с особенностями личности, опасными для общения, поэтому инициатор должен организовать общение так, чтобы собеседник на добровольной основе раскрыл негативные стороны своей личности. В ответ на доверие со стороны собеседника инициатору также следует раскрыть некоторые свои слабости и недостатки, используя это как средство, вызывающее ответное доверие.
Пятая стадия общения- способы индивидуального воздействия и взаимной адаптации партнеров. Обоюдное желание продолжать общение выдвигает на первый план поиск общей цели взаимодействия людей, которые достаточно хорошо узнали друг друга м готовы взаимно приспосабливаться друг к другу. Успешность этой цели предопределяется тем, что партнеры могут опереться на известные негативные положительные качества, обойти, компенсировать или устранить отрицательные.
Шестая стадия общения - согласованное взаимодействие. Взаимное приспособление людей устраняет последние препятствия на пути эффективного взаимодействия - ими созданы. Теперь инициатор контакта не маскирует различие между собой и собеседником, как это было на предыдущих этапах общения, а, наоборот, подчеркивает эти различия, обосновывая, почему он берет на себя роль лидера, а собеседник (пациент, клиент) должен признать свою подчиненную роль.