Может ли лечащий врач сообщить коллеге интересующую его информацию?
Ответ: Нет, это будет нарушением принципа конфиденциальности в медицине. Вся информация о болезни и личной и жизни пациента является врачебной тайной и не может разглашаться третьим лицам.
3. Врач после осмотра больной с язвенным блефоритом сказал ей: «Я назначаю вам мазь и полоскание ромашкой, но оно все равно не поможет, а если и поможет, то болезнь будет рецидивировать». Больная впала в депрессивное состояние, считая себя обреченной на всю жизнь.
О каком влиянии врача на больную идет речь?
Ответ: О терапевтической ятрогении. Здесь наблюдается так называемый терапевтический нигилизм, т.е. пессимистический взгляд врача на предполагаемые результаты лечения.
4. Медицинская сестра, выполняя назначения врача, ввела больному антибиотик без предварительной пробы на непереносимость. Через час у больного развилась сильная аллергическая реакция на данный препарат.
Квалифицируйте ситуацию.
Ответ: Это соррорипатия интоксикационного происхождения – отрицательные последствия для здоровья больного, вызванные неправильными действиями медицинской сестры (несвоевременное выявление непереносимости и аллергической предрасположенности больного к лекарственному препарату).
5. Медсестра В., 38 лет. Работает в онкологическом отделении 15 лет. Всегда очень ответственно относилась к своей работе. В течение последнего года стала отмечать заметное утомление после рабочего дня, колебания артериального давления, бессонницу. Постепенно изменилось отношение к выполняемой работе: пациенты стали раздражать, появилась тенденция к действиям по шаблону с сужением репертуара рабочих действий. Недовольство собой проявлялось в раздражительности и гневливых реакциях по отношению к пациентам и коллегам.
Квалифицируйте состояние.
Ответ: Синдром эмоционального выгорания.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ
1. Тема:«Итоговое занятие по разделу «Медицинская психология»
Формы работы.
- Подготовка к итоговому занятию по разделу.
Подготовка с использованием лекций и основной литературы.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме итогового занятия.Использовать вопросы текущих занятий по всем темам раздела «Медицинская психология».
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Проводить диагностику и коррекцию внутренней картины болезни и типа отношения к ней пациента;
2. Психологически грамотно строить свое профессиональное общение, управлять ходом взаимодействия с пациентом.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
Использовать ситуационные задачи текущих занятий по всем темам раздела «Медицинская психология».
Занятия 16-17
1. Тема:«Основы психотерапии и реабилитации»
2. Формы работы:
- Подготовка к семинарским занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы. Подготовка сообщений на семинаре.
- Подготовка материалов по УИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семиарского занятия.
1. Понятие о психологической помощи.
2. Модели психологической помощи по Ледеру.
3. Виды психологической помощи.
4. Отличия различных видов психологической помощи.
5. Способы психического воздействия на человека.
6. Основные направления психотерапии.
4. Основные понятия и положения темы:
Под психологической помощьюпонимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.
Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту. Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.
Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.
Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.
Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и гуманистический.
Психодинамическое направление в психотерапии основано на теории З. Фрейда о динамическом бессознательном и психологическом конфликте. Человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными ограничениями и запретами. Главная цель терапии заключается в том, чтобы помочь больному осознать бессознательные конфликты и очаги скрытого напряжения в бессознательном, которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым, моделей поведения. Материалом для доступа к бессознательному служат свободные ассоциации, сновидения, обыденное поведение, реакции переноса и сопротивления.
Гуманистическое направление менее однородно. Представители этого направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, стремящимся к позитивному личностному росту, самоактуализации. Патология понимается ими как уменьшение этих возможностей для самовыражения, подавление внутренних переживаний или потеря соответствия им, поэтому все усилия психотерапевта направлены на личностный рост и интеграцию личности пациента, а не просто на лечение болезни. В гуманистическом направлении можно выделить три основных психотерапевтических подхода:
1. Философско-психологический поход – использует преимущественно экзистенциальные принципы (значение смысла своего существования и возможности самоактукализации) через эмпатическое общение к другому человеку при поведении терапии. Интеграция «Я» достигается «здесь и теперь» в процессе встреч пациентов с психотерапевтом и взаимного диалога. (логотерапия В. Франкла, клиент-центрированная терапия К. Роджерса и др.)
2. Соматический подход – использует невербальные техники, ведущие к интеграции «Я» через тело посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (гештальт-терапия Ф. Перлса), и/или физических и двигательных методов интенсивного отреагирования чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).
3. Духовный подход – при «Я»- интеграции предполагает приобщение к духовному, трансперсональному опыту, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез, голотропная терапия).
Поведенческое направление в психотерапии базируется на принципах теории научения, включая выработку оперантного условного рефлекса (Б. Скиннер) и условного рефлекса по методу И.П. Павлова. Личность, с точки зрения научения, - это тот поведенческий опыт, который человек приобрел в течение жизни. Причину заболеваний сторонники этого направления видят в дезадаптивном поведении, связанном с неправильным научением. Задача психотерапевта – программировать, подкреплять, подавлять или формировать специфические адаптивные поведенческие реакции через прямое научение.