Аналитическая теория К.Юнга.
В структуре личности Юнг выделял следующие слои:1. Сознательная сфера. «Эго» - центр сознания. Оно создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий и ответственно за связь с бессознательным. При нарушении этой связи возникает невроз. 2. Бессознательная сфера, которую Юнг делит на два класса:
Индивидуальное (личное) бессознательное, состоящее из элементов, организующих человеческую личность как целое и образующее интимную душевную жизнь личности. Это поверхностный слой бессознательного, приобретаемое из личного опыта.
Коллективное бессознательное, воплощающее свойства всего человечества как некоего общего целого и содержащее в себе опыт всего человечества. Оно состоит из архетипов, количество которых может быть неограниченно.Архетипы – это врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
К наиболее важным архетипам относятся: Персона, Тень, Анима (Анимус), Самость.
Социодинамические теории:
Теория оперантного научения (Б. Скиннер)
Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.
Интеракционистские теории.
Феноменологическая теория К Роджерса.
Основное внимание в этой теории сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представлен самому человеку. Согласно Роджерсу, у каждого человека есть стремление и способности к самосовершенствованию. Каждый человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности.
Гуманистическая теория А. Маслоу.
Маслоу в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе. Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание его наивысшие стремления (мотивы). Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Уметь анализировать различные теории личности, объяснять поведение человека с точки зрения той или иной теории.
Рекомендации по выполнению УИРС.
1. Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд).
2. Теория черт личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Айзенк).
3. Аналитическая теория личности К.Юнга
4. Теория оперантного научения (Б. Скиннер)
5. Феноменологическая теория личности К Роджерса..
6. Гуманистическая теория А. Маслоу.
7. Когнитивные теории личности.
7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теорияличности:
a. аналитическая;
b. гуманистическая;
c. когнитивная;
d. деятельностная.
Правильный ответ -с
2. Основным в когнитивной теории личности является понятие:
a. «схема»;
b. «модель»;
c. «конструкт»;
d. «установка».
Правильный ответ -с
3. Ключевое понятие аналитической психологии - это:
a. артефакт;
b. архетип;
c. знак;
d. символ.
Правильный ответ -b
4. Автором психологии личностных конструктов считается:
a. Э. Эриксон;
b. Г. Айзенк;
c. К. Роджерс;
d. Дж. Келли.
Правильный ответ - d
5. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
a. его физической конституции;
b. тех моделей, которым он подражает;
c. факторов, контролирующих его поступки;
d. его индивидуально-психологических особенностей.
Правильный ответ -а
6. Принцип функциональной автономии обоснован:
a. К. Роджерсом;
b. А. Маслоу;
c. Г. Олпортом;
d. К. Юнгом.
Правильный ответ -с
7. Теория личности К.Спенса – это теория личности:
a. бихевиористская;
b. психоаналитическая;
c. гуманистическая;
d. ассоционистская.
Правильный ответ -а
8. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
a. подвижность/уравновешенность;
b. экстраверсия/интроверсия;
c. экстрапунитивность/интропунитивность;
d. психотизм/депрессия.
Правильный ответ -b
9. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:
a. К. Юнг;
b. А. Адлер;
c. 3. Фрейд;
d. К. Роджерс.
Правильный ответ -b
10. Основоположником психодинамической теории личности является:
a. К. Юнг;
b. А. Адлер;
c. 3. Фрейд;
d. Э. Фромм.
Правильный ответ -с