Перечень практических умений.
1. Определять особенности различных видов памяти.
2. Диагностика особенностей внимания.
6. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов.
1. Психологические теории внимания.
2. Развитие внимания Взаимосвязь ивзаимодействие различных видов памяти у человека.
3. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
4. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.
5. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Степень углубления в какую-либо деятельность – это свойство внимания:
a. сосредоточенность;
b. активность;
c. устойчивость;
d. распределение.
Правильный ответ - а
2. Высокая интенсивность и трудная переключаемость характерна для:
a. стариковской рассеянности;
b. рассеянности;
c. невнимательности ученого;
d. распределения внимания.
Правильный ответ - с
3. Одним из основных качеств внимания является:
a. переключаемость;
b. невнимательность;
c. узнавание;
d. запоминание.
Правильный ответ - а
4. Невнимательность, определяемая слабой интенсивностью и еще более слабой переключаемостью, называется:
a. стариковская рассеянность;
b. забывчивость;
c. невнимательность ученого;
d. рассеянность.
Правильный ответ - а
5. Процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой, называется:
a. внимание;
b. память;
c. восприятие;
d. невнимательность.
Правильный ответ - а
6. Качество внимания, характеризующее степень участия воли в этом процессе:
a. направленность;
b. сосредоточенность;
c. активность;
d. внимательность.
Правильный ответ - с
7. По способу запоминания память различают:
a. механическая;
b. опосредованная;
c. смысловая;
d. все верно.
Правильный ответ - d
8. Извлечение из памяти без непосредственно воспринимаемого объекта это:
a. воспоминание;
b. узнавание;
c. внимание;
d. все вышеперечисленное.
Правильный ответ - а
9. К качествам памяти относятся:
a. точность воспроизведения;
b. прочность сохранения;
c. готовность к воспроизведению;
d. верно все.
Правильный ответ - d
10. Сенсорная память:
a. информация хранится в генотипе;
b. информация хранится в течение неограниченного срока;
c. удержание точной и полной картины в течение 0,1-0,5 секунды
d. информация хранится в течение заранее заданного срока
Правильный ответ - c
11. Первый этап памяти:
a. воспроизведение;
b. запоминание;
c. забывание;
d. сохранение.
Правильный ответ - b
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.
Определите вид внимания. Дайте определение.
Ответ: Послепроизвольное внимание – сосредоточение человека на том или ином объекте, явлении в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий. Произвольное внимание обычно утомляет через 20 минут. Послепроизвольное внимание может длиться часами и человек не устает.
2. Водитель автомобиля при движении периодически сосредотачивает свое внимание на светофорах, на встречном транспорте, на переходах, на дорожных знаках, на показаниях приборов и т.д.
Какое свойство внимания проявляется в данном случае, как необходимое условие для профессиональной деятельности.
Ответ: Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Различают преднамеренное и непреднамеренное переключение внимания. Непреднамеренное переключение обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
3. Человек сознательно выбирает цель и усилием воли подавляет один из интересов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.
Определите вид внимания.
Ответ: Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что нужно. Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных функциональных системах больших полушарий головного мозга.
4. Ш., в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующее люди мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Ш., потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.