Коринебактерии, актиномицеты, листерии (микроскопический и бактериологический методы)
Анаэробные бактерии (микроскопический, бактериологический методы)
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Таксономия возбудителей дифтерии, коклюша и паракоклюша.
2. Морфология, культуральные, биохимические антигенные свойства возбудителей: дифтерии, коклюша, паракоклюша.
3.Методы лабораторной диагностики возбудителей- дифтерии, коклюша, паракоклюша.
4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1. Таксономию, морфологию, культуральные свойства - коринобактерии дифтерии, коклюша и паракоклюша. 2. Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы, биопроба, серодиагностика. 3. Лечение и профилактика, эпидемиология. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. С. 272-281 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. |
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию по Оухтерлони. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. При какой нозологии определяют токсигенность по Оухтерлони
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу:
Свойства | Gravis | Mitis | Intermedius | Belfanti |
Культуральные свойства | ||||
Биохимические свойства | ||||
Антигенная структура | ||||
Факторы патогенности |
3. Перечислите пути передачи дифтерии:__________________________
_____________________________________________________________
4. Заболевание дифтерии вызываются:
а) токсигенными штаммами;
б) нетоксигенными штаммами;
в) и тем и другим
5. Какой тип дыхания коринобактерии дифтерии:
а) бродильный;
б) дыхательный;
в) смешанный
6. Гистотоксин синтезируется токсигенным или нетоксигенным штаммом?______________________________________________________
7. Опишите метод посева исследуемого материала при диагностике коклюша и паракоклюша:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Впишите в таблицу отличительные признаки возбудителей коклюша и паракоклюша
Свойства | Bordetella pertussis | Bordetella parapertussis |
Культуральные свойства | ||
Антигенная структура | ||
Факторы патогенности | ||
Биохимические свойства |
9. Зерна волютина определяют по методу:
1) Грама;
2) Нейссера;
3) Ожешко;
4)Бури- Гинса
10. При формировании противодифтерийного иммунитета ведущая роль принадлежит_________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
Какую форму может иметь возбудитель дифтерии? (выберите один правильный ответ)
А. Кокковидную
Б. Полиморфных палочек
В. Извитую (2-3 завитка)
Г. Ветвящуюся
Микроскопию возбудителя дифтерии проводят: (выберите один правильный ответ)
А. При окраске по Цилю – Нельсену
Б. В темном поле зрения
В. При окраске по Нейссеру
Г. Негативным способом
По типу дыхания клостридии: (выберите один правильный ответ)
А. облигатные анаэробы
Б. Факультативные анаэробы
В. Облигатные аэробы
Г. Факультативные аэробы
Д. Микроаэрофилы.
4. Последовательность этапов бактериологического метода исследования при дифтерии:
А. Определение токсичности
Б. Посев исследуемого материала на специальные среды
В. Изучение биохимических свойств
Г. Пересев колонии для получения чистой культуры.
Токсичность дифтерийной палочки определяют с помощью реакции: (выберите один правильный ответ)
А. Агглютинации на стекле
Б. Гемагглютинация
В. Кольцепреципитации
Г. Преципитации в геле
6. Назовите основные методы микробиологической диагностики дифтерии: (выберите два правильных ответа)
А. Микроскопический
Б. Биологический
В. Бактериологический
Г. Аллергический
7.Методы микробиологической диагностики коклюша: (выберите два правильных ответа)
А. Бактериоскопический
Б. Бактериологический
В. Аллергический
Г. Серологический