Фармакологические свойства ДЛК.

1. Центральное действие:

þ стимулирование центральных синаптических структур (мидриаз, пилоэрекция, тахикардия, повышение температуры, гипергликемия);

þ стимулирование синапсов сетевидной формации среднего мозга (повышение чувствительности к сенсорным раздражителям, ЭЭГ-активация);

þ стимулирование моносинаптических рефлексов.

2. Нейрогуморальное действие:

þ антагонизм к эффектам серотонина.

3. Периферическое действие:

þ влияние на гладкую мускулатуру (сокращение матки, небольшое сужение сосудов).

Клиника поражений ДЛК.

При приеме препарата начало реакции наступает после скрытого периода продолжительностью от 10 минут до 3 часов. Продолжительность его зависит от способа введения, дозы, индивидуальных особенностей, степени психологического сопротивления. Действие ДЛК продолжается в среднем от 1 до 24 часов, максимум действия наступает приблизительно через 1-5 часов. Возможны затяжные реакции, которые длятся от нескольких дней до нескольких недель.

Первыми, как правило, развиваются субъективные ощущения, которые не носят специфического характера, обычно неприятные — чувство усталости, физической слабости, напряженности, неопределенного плохого самочувствия; головные боли, головокружение, ощущение жара или холода, внутренней дрожи, неприятные ощущения в различных участках тела, но чаще в области рта и глаз, чувства сокращения челюстей, распирания в глазах, неприятный вкус во рту, давление на уши, парестезии в конечностях, боли в мышцах шеи и др.

К неприятным субъективным ощущениям присоединяются вегетативные нарушения, которые также неспецифичны, но некоторые из них наблюдаются с большим постоянством. К ним относятся: мидриаз, нарушение аккомодации, тахикардия, повышение АД на 10-15 мм рт. ст., гиперсаливация, повышенное потоотделение, слезотечение. Возможна пилоэрекция, повышение температуры тела, периферический артериолоспазм (побледнение конечностей), тошнота, учащенное мочеиспускание.

Возможная неврологическая симптоматика непостоянна и может отсутствовать: тремор, гипертонус мышц, оживление сухожильных рефлексов, нарушение тонкой координации движений, неустойчивость в позе Ромберга, шаткая походка.

Психологические нарушения, вызываемые ДЛК, многообразны. В динамике развития психоза выделяют следующую последовательность: вначале развиваются аффективные нарушения, за ними — зрительные иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза и, наконец, слуховые обманы восприятия и бредовые идеи. Обычно человек, принимающий ДЛК, осознает, что эти нарушения связаны с приемом препарата.

Изменения восприятия происходят в любой области, но чаще - в зрительной. Возникают зрительные иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации от элементарных видений, вспышек света, геометрических фигур и сложных образов. Галлюцинации обычно ярко окрашены, часто необычные, фантастические по форме и содержанию. Они усиливаются при закрытых глазах и в темноте. Характерны синестезии: звук “видят”, а цвет, образ “слышат”. Извращается восприятие — холодное кажется горячим, гладкое — колючим. Нарушается внутренняя перцепция: необычные ощущения схемы тела, размеров отдельных его частей, отсутствие связи между отдельными элементами тела, правильности их взаимного расположения, удаленности мозга и конечностей от тела, возникает чувство отсутствия тела, ощущение функции внутренних органов и др.

Искажение восприятия времени и пространства заключается в том, что более короткие временные интервалы переживаются как более длительные. Иногда время меняется качественно, происходит его остановка, прошлое, настоящее и будущее накладываются друг на друга. Особое значение в изменении восприятия времени — это переживание регрессии в различные периоды собственной жизни, переживание заново прошлых жизненных ситуаций, включая рождение.

В восприятии пространства нарушаются пропорции, расстояния кажутся больше или меньше, чем на самом деле, объекты воспринимаются крупными или мелкими, пространство может казаться сжатыми по горизонтали или вертикали. Человек может испытывать чувство потери перспективы, разряжение или сгущения пространства. Может возникать субъективные ощущения наличия многочисленных пространственных систем, многомерных, несвязанных между собой, осознание вечности и бесконечности.

Изменение эмоционального восприятия в типичных случаях — эйфория, которая может принимать различные формы: оживленное приподнятое настроение, сопровождаемое немотивированным смехом, переполняющая радость, глубокое чувство покоя, безмятежности и раскованности. Примечательно, что эйфория при поражении ДЛК не включает заметным образом соматический компонент удовольствия, а переживания даже сильных аффектов не сопровождаются двигательной активностью. Но может развиться и тревога, завершающаяся паникой и глубоким страхом смерти. Депрессия может принимать форму спокойной печали, меланхолии без слез или перемежающегося отчаянья. Иногда могут появляться суицидальные мысли и попытки самоубийства. Агрессия проявляется редко и является скорее исключением.

Изменение мышления, интеллекта, памяти. В некоторых случаях мыслительный процесс субъективно замедляется, но чаще ускоряется. Логическое и абстрактное мышление алогичное, подобное сновиденческому, со свободной ассоциацией визуальных образов, часто очень необычной. Часто возникает неожиданное упрощение и разрешение определенных проблем, интеграция информации из совершенно различных областей. В то же время может наблюдаться искаженное восприятие событий, интерпретация их в виде бреда преследования, бреда величия или бреда отношения. Исследование интеллекта и памяти при помощи стандартных методик показывают своеобразное отклонение от норм. Нарушение запоминания обычно выражается в снижении его, однако нарушения выражены более при длительных экспозициях объекта запоминания, а при коротких — результаты чаще выше. Память о пережитом состоянии обычно не нарушается, остаются ясные воспоминания. Амнезия встречается редко, только при использовании больших доз или если состояние сопровождалось сильным эмоциональным стрессом. Нарушения мышления часто носят своеобразный характер — испытуемые не справляются с более простыми задачами, но в то же время успешно разрешают задачи более сложные. Существует наблюдение, что у олигофренов, алкоголиков и людей с психопатией под влиянием ДЛК речь становиться более выразительной, они употребляют слова и обороты, которые были им несвойственны и смысл которых в обычном состоянии они понимали смутно.

Наши рекомендации