Вынесенных на рубежный контроль № 1
1. Гигиена как медицинская наука, ее цель, задачи, содержание, профильные гигиенические дисциплины. Санитария. Внешнее и окружающую среду.
2. Методы гигиенических исследований, их классификация. Специфические методы гигиены. Принципы и формы гигиенического нормирования.
3. Гигиенические требования к естественному освещению помещений. Внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень естественной освещенности помещений. Показатели и нормативы естественного освещения помещений различного назначения.
4. Методика оценки естественного освещения помещений геометрическими методами при предохранительном и текущем санитарном надзоре (определение светового коэффициента, угла падения, угла отверстия, коэффициента углубление помещения)
5. Методика оценки освещения помещений светотехническим методом. Измерение освещенности люксметром. Определение фактического коэффициента естественного освещения при предупредительном (метод Данилюка) и текущем санитарном надзоре.
6. Гигиеническое значение искусственного освещения для быта, отдыха, производственной деятельности населения.Методика оценки.
7. Определение понятия "микроклимат" и факторы, его формируют.
8. Температура воздуха, радиационная температура, их гигиеническое значение, методы и средства измерения (термометры, термографы).
9. Влажность воздуха, его показатели: абсолютная, максимальная относительная влажность, физиологическая относительная влажность, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, точка росы и их гигиеническое значение.
10. Физические основы движения воздуха. Значение солнечной радиации и типа поверхности Земли в возникновении ветров. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха, его влияние на формирование климата, погоды, чистоту атмосферы.
11. Комплексные методы определения влияния параметров микроклимата на организм (кататермометрия, эквивалентно - эффективные и результирующие температуры), их определения и гигиеническая оценка.
12. Источники загрязнения помещений и атмосферы пылью. Классификация пыли по происхождению, способу образования, дисперсностью, формой пылинок, химическому составу, растворимости в воде и т.д. Свойства, от которых зависит вредное воздействие пыли на организм человека. Поведение пыли в воздухе (законы Джибса и Стокса), закономерности проникновения в дыхательные пути.Методы и средства определения запыленности воздуха седиментацийно- и аспирационно-весовые и счетные.
13. Химический состав атмосферного воздуха и его влияние на организм человека. Гигиеническое значение азота, кислорода, двуокиси углерода, влажности воздуха.Источники загрязнения атмосферного воздуха химическими загрязнителями (природные, транспортные, производственные), их гигиеническое значение. Смог.
14. Естественная вентиляция помещений, ее гигиеническое значение и средства усиления.
15. Искусственная (принудительная) вентиляция помещений (приточная, вытяжная, приточно-вытяжная), его техническое обеспечение. Необходим и фактический объемы и кратность вентиляции, их гигиеническое обоснование.
16. Сравнительная характеристика источников пресной воды, особенности формирования. Физиологическое, гигиеническое, народнохозяйственное значение воды.
17. Органолептические показатели качества воды, методы их определения и единицы измерения.
18. Химические показатели, характеризующие состав природных вод, методы их определения и единицы измерения.
19. Бактериологические показатели качества воды (прямые - возбудители болезней и санитарно-показательные - микробное число, коли-титр, коли-индекс), методы их определения и гигиеническое нормирование.Инфекционные заболевания, возбудители которых передаются через воду. Особенности водных эпидемий, их профилактика.
20. Заболевания неинфекционного происхождения, обусловленные употреблением недоброкачественной воды и средства их профилактики.
21. Белок как основа полноценного питания. Аминокислоты и их значение. Оценка белковой ценности продуктов питания. Рекомендуемые нормы потребности в белке. Болезни недостаточности и избыточности белкового питания. Ликвидация дефицита полноценного белка.
22. Жиры и их значение в питании. Состав и свойства пищевых жиров. Потребность и нормирование жиров.
23. Углеводы и их значение в питании. Классификация. Потребность. Источники.
24. Биологическая роль витаминов. Классификация. Нормы потребления. Основные причины гипо - и авитаминозов. Основные направления профилактики гиповитаминозов. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи.
25. Витамин С, биологическая роль в организме. Пищевые продукты –источники витамина С, методы контроля за содержанием его в продуктах питания. Методика выявления недостаточности, профилактика гипо- и авитаминоза.
26. Минеральные вещества и их значение в питании, источники, нормы потребности. Заболевания, связанные с дефицитом и избытком поступления минеральных веществ. Основные направления популяционной профилактики микроэлементозов.
27. Энергетические потребности человека, факторы влияющие на них, методы определения.
28. Значение растительных пищевых продуктов в питании. Продукты переработки зерна, их пищевая и биологическая ценность.Гигиенические критерии качества хлеба. Роль зерновых продуктов.
29. Пищевая и биологическая ценность молока, его роль в питании различных групп населения. Роль в возникновении пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.Санитарно-гигиеническая экспертиза молока.
30. Значение и роль мяса и мясных продуктов в питании человека. Санитарно-эпидемиологическая роль мяса.
31. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса. Пищевая и биологическая ценность рыбы. Санитарно-эпидемиологическая роль рыбы и рыбных продуктов. Санитарно-гигиеническая экспертиза рыбы.
32. Значение яиц и яичных продуктов в питании населения. Гигиенические требования к качеству.
33. Пищевые отравления. Определение, классификация, структура.
34. Пищевые токсикоинфекции. Определение, этиология, патогенез. Общая характеристика вспышек.
35. Сальмонеллез, определение понятия, этиология, патогенез. Профилактика.
36. Пищевые бактериальные токсикозы, определение понятия, этиология, патогенез. Профилактика.
37. Ботулизм. Возбудители их характеристика. Роль определенных продуктов в возникновении ботулизма. Профилактика.
38. Пищевые микотоксикозы. Этиология, патогенез, профилактика. Эрготизм, клиника, этиология, профилактика.
39. Алиментарно-токсическая алейкия. Этиология, клиника, профилактика. Отравление "пьяным хлебом". Этиология, клиника, профилактика.
40. Отравления грибами, их профилактика.
41. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоровья детей и подростков.
42. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение акселерации.
43. Гигиенические требования к школьной парте, учебным пособиям. Физиологические особенности правильной посадки ребенка.
44. Основные закономерности роста и развития детей, их общая характеристика и гигиеническое значение.
45. Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков.Закаливание, его физиологическая сущность. Основные принципы закаливания.Врачебный контроль за физическим воспитанием.
46. Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях.
47. Физические производственные вредности, их классификация, значимость в профессиональной патологии медицинских работников различных специальностей.
48. Химические производственные вредности, их классификация, значимость в профессиональной патологии медицинских работников различных специальностей.
49. Шум как физический и гигиенический фактор. Источники шума. Классификации. Единицы измерения шума и основы (принципы) его гигиенического нормирования. Действие шума на организм. Меры борьбы с шумом.
50. Производственные вредности медицинских работников различных специальностей, их патогенное действие.
6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках: / предоставляются основные литературные источники с указанием страниц /:
· основная
1.
Гигиена с основами экологии человека: учебник - Архангельский В.И. и др .; под ред. П.И. Мельниченко. 2010 - 752 с .: ил.
2. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - 2011. - 255 с.
3. Медицинская экология (для студентов медицинских вузов) - Иванов В.П., Иванова Н.В. 2011 - 320 с. |
4. Гигиена. Соmреndium: учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - 2012. - 392 с. : ил. |
· дополнительная
1 Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.Г.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. / Под ред. Е.Г.Гончарука.- М .: школа, 1995. С. 8-23; 48-87; 193-356; 357-366; 378-385.
2 Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др.- М .: школа, 2000. С. 8-96.
3 Даценко И.И., Габович Р.Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии. - 2-е изд .: К .: Здоровье, 2004. - С. 14-140.
4 Даценко И.И., Габович Р.Д. Основы общей и тропической гигиены. - К .: Здоровье, 1995. - С.6-56; 176-184; 232-244; 301-304;309-311; 333-354.
5 Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Р.Х. Гигиена. - М .: школа, 1983, - С. 3-11; 15-18; 26-41; 45-47; 57-71; 86-93; 121-134; 202-207; 211-219.
6 Общая гигиена. Пособие для практических занятий. / И.И.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький. / Под ред. И.И.Даценко.- 2-е изд. Львов, "Мир", 2001, - С. 6-103.
7 Материалы лекций.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Оценка обеспеченности организма белком производится с помощью метода определения ....
A. рассчета для трех самых дефицитных в питании незаменимых аминокислот: триптофана, лизина и суммы серосодержащих аминокислот
B. азотистого баланса
C. белкового баланса
D. процентного отношения количества каждой аминокислоты (г) в 100 г белка исследуемого продукта к количеству той же аминокислоты в 100 г «идеального» белка
E. энергетического баланса
На предприятии по производству синтетических моющих средств участились случаи заболеваний ринитами, фарингитами, дерматитами. В воздухе рабочей зоны присутствующая пыль моющих веществ. Какие особенности действия пыли лежат в основе патогенеза заболеваний ринитами?
A. Аллергическая
B. Общетоксическая
C. Фиброгенная
D. Канцерогенная
E. Раздражающая
3. Белки в организме выполняют очень важные функции, все нижеперечисленные, кроме ....
A. регуляторную, белки входят в состав всех ферментов и большинства гормонов;
B. пластическую, входят в состав всех тканей организма;
C. транспортную, белки транспортируют через кровь кислород, липиды, углеводы, гормоны и некоторые витамины; через мембрану клеток – минеральные вещества;
D. защитную, защищают от переохлаждения и от травм
E. специфические функции белков – участие в гемопоэзе, репродуктивных функциях, в функции эндокринных желез;
4. Укажите нормативы влажности помещения в жилом помещении на которые нужно ориентироваться при проведении текущего сан.надзора:
A. Оптимальная 20-80%
B. Оптимальная 40-60%
C. Оптимальная 10-90%
D. Оптимальная 30-70%
E. Допустимая 50%
5. Назовитевозможные сдвиги в состоянии здоровья и заболевания, обусловленные недостаточным освещением:
A. Нервно-эмоциональные нарушения
B. Снижение резистентности капилляров
C. Ксерофтальмия
D. Астигматизм и катаракта
E. Гипертермия
6. Причины появления запахов, привкуса, цветности и мутности воды для поверхностных источников это ....
A. антропогенные факторы
B. почвенные загрязнения, поступающие с током атмосферных вод
C. атмосферные загрязнения, поступающие с током атмосферных вод
D. природные факторы
E. гидрологические загрязнения, поступающие с током атмосферных вод
7. Влажность муки не должна превышать ......
A. 10%
B. 20%
C. 5%
D. 15%
E. 25%
8. В районных СЭС расследованию пищевых отравлений подлежат:
A. Случаи отравлений, связанных с употреблением продуктов домашнего производства
B. Только единичные случаи в быту
C. Массовые вспышки заболеваний
D. Каждый случай отравления
E. Только случаи с пострадавшими детьми
9. Назовите наиболее характерные клинические проявления В 2-гиповитаминоза:
A. Алиментарный полиневрит
B. «Гусиная кожа» (синюшная, суховатая, шероховатая кожа с сероватыми узелками), главным образом в области сгибательной поверхности конечностей, бедер, ягодиц
C. Цинга
D. Пеллагра
E. Сухость, помутнение конъюнктивы и/или роговицы глаз; образование трещин в углах глаз