Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАЦИОНАРА ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Порядок, поступления больных в стационар.
Основные пути поступления больных в стационар следующие:
а) по направлению врача поликлиники;
б) по скорой помощи;
в) в порядке самообращения;
г) при переводе из других больниц.
Характеристика работы терапевтического отделения, его структура, штаты.
Приложение 1
Примерные штаты терапевтического отделения городской больницы на 50 коек.
Зав. отделением - 1 Врачи - ординаторы - 2 Старшая сестра - 1 Палатная сестра - 9 Сестра-хозяйка - 1 Санитарки-уборщицы - 6 Буфетчица - 1 |
(при 6,5 часовом рабочем дне)
Всего - 21
б
Приложение 2
Нормы больных на 1 сестринский пост в различных отделениях
Терапевтические 25 больных
Хирургическое - 20-25
Детское инфекционное - 10-12
Детское неинфекционное - 15
Родильное - 20-25
Гинекологическое - 20
Нервное - 15-18
Приложение 3
Примерный распорядок дня в отделении больницы
7.00 | подъем |
7.05-7.20 | измерение температуры |
7.20-8.20 | туалет больных, выполнение врачебных назначений |
8.20-9.20 | завтрак |
9.20-11.00 | обход врачей |
11.00-13.00 | лечебно-диагностические манипуляции и в эти же часы различные культурные занятия больных, прогулки, трудовые процессы, чтение |
13.00-14.00 | обед |
14.00-16.00 | сон |
16.00-17.00 | измерение температуры |
17.00-18.00 | выполнение лечебных назначений |
18.00-19.00 | ужин |
19.00-22.00 | уборка помещений и культурные развлечения больных |
22.00 | сон больных |
Приложение 4
Лечебно - охранительный режим
Основные элементы лечебно-охранительного режима
1. Устранение отрицательно действующих раздражителей
(обонятельных, зрительных, слуховых). 2 Продление физиологического сна.
3. Устранение отрицательных психических переживаний связанных со способами лечения, проведением операций.
4. Устранение болевых ощущений, связанных с лечебными манипуляциями.
5. Сочетание режима покоя и физической активности.
6 Поднятие общего нервно-психического тонуса больного.
Содержание работы.
Содержание работы врача - ординатора:
1. Ординатор больницы несет непосредственную ответственность за организацию и обеспечение надлежащего ухода за вверенными ему больными и лично осуществляет своевременное и полное обследование, динамическое наблюдение и лечение больных.
2 Ординатор стационара больницы назначается и увольняется главным врачом по представлению заведующего отделением больницы.
3. Ординатор стационара непосредственно подчинён заведующему отделением.
4. Ординатор больницы обеспечивает:
а) надлежащий уровень обследования и лечения больных;
б) необходимый уход за больными на основе принципов лечебно-
охранительного режима и соблюдения правил медицинской деонтологии,
а также выполнение больными установленного больничного режима;
в) составление и выполнение научно обоснованного плана обследования и
лечения курируемых больных. В сложных случаях план обследования и
лечения больного разрабатывается под руководством заведующего
отделением.
г) систематическое проведение мероприятий по повышению квалификации и
воспитанию среднего и младшего медицинского персонала;
д) проведение анализа качественных показателей своей работы, изучение
эффективности и отдаленных результатов лечения больных.
5. Ординатор несет непосредственную ответственность:
за систематическое и качественное ведение историй болезни в
соответствии с установленными положениями с обязательным указанием
состояния больного, пищевого
и санитарно-гигиенического режима, медикаментозных назначений,
процедур, манипуляций и других видов лечебных мероприятий,
применения важнейших диагностических исследований;
за постановку и проведение санитарно-просветительной работы среди
больных стационара путем индивидуальных бесед, выступлений с лекциями и других форм работы; за передачу дежурному врачу больницы (отделения) списков с фамилиями больных, требующих особенно тщательного наблюдения и активного проведения оперативных или консервативных лечебных мероприятий. 6 Ординатор стационара больницы имеет право:
а) назначать и отменять (ранее назначенные самим ординатором) любые
лечебно-диагностические мероприятия, вытекающие из изменяющегося
состояния больного наличия возможностей в области диагностики и
лечения;
б) проверять правильность и своевременность выполнения средним и
младшим персоналом врачебных назначений, указаний по лечению и уходу
за больными, за содержанием больных в надлежащей чистоте и опрятности. В
случае невыполнения персоналом врачебных назначений устанавливать
причины и применять необходимые меры воздействия;
в) осуществлять выписку и перевод больных в другое отделение больницы или
другое лечебно-профилактическое учреждение по согласованию с заведующим отделением. 7. Ординатор стационара больницы обязан:
а) систематически работать над повышением своего теоретического уровня и
профессиональной квалификации путем активного участия в отделенческих и
общебольничных врачебных конференциях, клинических разборах больных и
других мероприятиях;
б) знать и уметь применять на практике современные (апробированные) методы и
средства диагностики и лечения больных (чтение и расшифровка рентгенограмм
и электрокардиограмм и т.д.);
в) ежедневно проводить обход больных совместно с палатной сестрой, отмечать
основные изменения в состоянии
больного, происшедшие за истекшие сутки, и в зависимости от этого определять
необходимые мероприятия по лечению и уходу за больными;
г) участвовать в обходах заведующего отделением и докладывать ему о своих
больных; в необходимых случаях принимать активное участие в
консультациях больных других ординаторов данного отделения или других
специализированных отделений стационара;
д) участвовать в приеме больных, поступающих в отделение
в часы его работы, проводить их осмотр, назначать необходимые лечебно-диагностические мероприятия и заполнять в установленном порядке историю болезни;
е) нести дежурство по больнице(отделению) в соответствии с утвержденным
графиком;
ж) лично при обращении родственников больного доложить им о его состоянии с
учетом принципов сохранения врачебной тайны, избегая нанесения без
надобности психической травмы (в случаях тяжелого прогноза), разъяснять
родственникам, а иногда и самому больному нецелесообразность (и даже в
некоторых случаях вредность), преждевременной выписки больного или его
дальнейшего пребывания в стационаре);
з) докладывать заведующему отделением, а в его отсутствие непосредственно заместителю главного врача больницы по медицинской части (или главному врачу):
- об угрожающих жизни переменах в состоянии здоровья больных и о всех случаях смерти; '
- о грубых нарушениях правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины со стороны медицинского персонала и больных.
Больничный совет.
Руководитель учреждения должен привлекать к работе коллегиональные органы управления. Коллегиональность обеспечивает наиболее оптимальное решение стоящих перед здравоохранением вопросов. При этом учитывается мнение других членов коллектива, более широко обсуждаются проблемы, повышается квалификация персонала, пополняется багаж знаний, прививаются навыки управления каждому участнику делового совещания.
Повышается заинтересованность в выполнении заданий, если участник совещания вносит свой вклад в решение вопросов.
При главном враче специальным приказом организуется больничный совет или медицинский совет учреждения. Любой коллегиональный орган носит совещательный характер, ибо окончательное решение принимает руководитель.
В состав больничного совета рекомендуются:
• Председатель - главный врач,
• Заместитель - зав. отделением;
• Члены совета - зав. отделениями, ведущие специалисты, руководители специализированных служб больницы.
Совет заседает один раз в месяц, все заседания протоколируются. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на заседании совета:
1. Рассмотрение и утверждение планов работы больницы.
2. Бюджет и его использование.
3. Результаты проверок отдельных служб.
4. Эстетика медицинского учреждения.
5. Совершенствование специализированной помощи.
6. Рациональное использование диагностической аппаратуры.
7. Сроки и порядок проведения медосмотров.
8. О работе коллегиальных органов (ЛКК, совет медицинских сестер).
9. Административно-хозяйственные вопросы, питание больных.
10. Работа с кадрами (резерв на выдвижение, тарификация, аттестация;
11. Медицинская помощь инвалидам ВОВ, афганцам, ликвидаторам Чернобыля и пр.
12. Повышение качества и эффективности санитарно-просветителькой работы среди населения.
13. Повышение качества экспертизы временной нетрудоспособности.
14. О санитарно-эпидемическом режиме в больнице.
15. Итоги отчетов больницы.
16. Состояние здоровья населения.
17. Охрана труда и техника безопасности в больнице.
18. Состояние учетно-отчетной документации в учреждении.
19. Внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения.
20. Научная организация труда персонала учреждения.
21. Учеба персонала (специализация, усовершенствование и т.д.).
ЛКК- лечебно-контрольная комиссия.
Комиссия создается приказом руководителя учреждения. Во главе ее стоят ведущие специалисты (зам. главного врача по медицинской части и т.п.). Заседания ЛКК проводятся один раз в месяц.
На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:
1. Внедрение в практику работы достижений науки и передового опыта (результатов ФПК, конференций, семинаров и т.д.).
2. Обоснованность направлений и отказов в госпитализации больных.
3. Своевременность обследования и госпитализации больных.
4. Ошибки диагностики и лечения.
5. Правильность врачебных назначений и оперативных вмешательств.
6. Обоснованность выдачи больничных листков.
7. Отчеты соответствующих служб.
8. Вопросы врачебной деонтологии.
9. Разбор случаев смерти (случаи смерти на дому, в первые сутки поступления в стационар).
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАЦИОНАРА ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
В среднем в мире показатель обеспеченности больничными койками на 10000 населения составляет 45.5к. Он колеблется от 1.7-2 койки в развивающихся странах до 130-140 раз в витых странах (в России в 1995г. показатель составлял 140, в 2004 году-105).
Критерии уровней обеспеченности койками приняты ВОЗ:
- минимальный уровень - ниже 40 к. на 10000 населения;
- средний уровень - 40-70к;
- высокий-70-100 к.;
- очень высокий - 100 и более на 10000 населения.
По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы городская больница может быть:
а) по профилю - общей, многопрофильной или специализированной;
б) по системе организации - объединенной или необъединенной с
поликлиникой;
в) по объему деятельности - различной категорийности (коечкой мощности).
Общие больницы - мощностью не менее чем на 300 - 400 коек с 4-8
отделениями, осуществляют оказание медицинской помощи населению по основным и некотором узким специальностям.
Многопрофильные межрайонные и городские больницы на 400-600 коек, планируются для оказания медицинской помощи населению одного города (с населением 50-60 тыс. жителей) или крупных сельских районов по основным и узким клиническим профилям (8-12 специальностям).
Многопрофильные - в основном, клинические больницы, мощностью 600-1000 коек и более, имеют в своем составе не менее 10-12 специализированных отделений и оказывают населению высококвалифицированную медицинскую помощь. Эти больницы являются, как правило, базой подготовки врачебных и средних медицинских кадров, а также организационно-методическим центром на определенной территории.
Специализированные больницы мощностью не менее, чем на 300 коек (туберкулезные, онкологические, инфекционные, психиатрические и другие больницы и диспансеры) оказывают населению медицинскую помощь по соответствующим профилям. Радиус их действия определяется местными органами здравоохранения в зависимости от уровня заболеваемости населения и степени развития сети этих больниц.
По административно-территориальному признаку больницы делятся на областные (краевые, республиканские), городские, районные, участковые, ведомственные.
Онкологические, туберкулезные, кардиологические и другие койки могут размещаться в различных типах учреждений.
В зависимости от коечной мощности больницы делятся на категории . Очень крупные или очень мелкие больницы считаются вне-категорийными . .-
По системе организации больницы делятся на объединенные, (как правило), и необъединенные с поликлиникой. Для ЦРБ наличие поликлиники как структурной части обязательно.
В структуре больницы имеются 4 подразделения: управление, стационар с приемным отделением, поликлиника, лечебно-диагностические кабинеты.
Управление имеет ряд подразделений: главный врач, заместители (по
медицинской части, по поликлинике, по клинико-экспертной работе (КЭР), по АХЧ), зав. отделениями. Сюда же относятся канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия.
Стационар состоит из приемного отделения (централизованного, децентрализованного), специализированных отделений, операционного блока и т.д.
Лечебно-диагностическая служба может быть единой для стационара и поликлиники и включает различного профиля лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический, ЛФК, массажа и др.). В больницах как структурный элемент должна быть аптека, патологоанатомическое отделение (морг).
К. административно-хозяйственной части относятся: пищеблок, склады, прачечная (если они не централизованы в городе), технический отдел, транспорт.
Основными задачами городской больницы являются:
- оказание квалифицированной помощи- стационарной, амбулаторной и помощи на дому;
- проведение необходимых профилактических противоэпидемических мероприятий;
- изучение заболеваемости обслуживаемого населения, организация исследовательской работы по изысканию эффективных методов диагностики, лечения, профилактики;
- систематическое повышение квалификации персонала;
- внедрение в практику обслуживания населения современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы лечебно-профилактических учреждений;
- развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода, за больными;
- повышение качества и культуры работы;
- санитарно-гигиеническое воспитание населения.