Кафедра общественного здоровья
ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОСНОВЫ
САНИТАРНОЙ
СТАТИСТИКИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ)
ЯРОСЛАВЛЬ, 2003
Составители: зав. кафедрой, доц. Л. В. Кайкова, доц. А. Н. Каменщикова, доц. С. Ю. Шпынова, доц. И. Н. Каграманян, ст. преп. А. Н. Бараева, ст. преп. А. А. Миронова
Утверждено предметной методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, центральным координационно-методическим советом ЯГМА, рекомендовано к изданию.
Рецензент: Т. К. Тонких, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и философии с курсами основ экономических теорий и истории медицины.
ВВЕДЕНИЕ
Санитарная статистика имеет широкое применение в практической и теоретической медицине, гигиене и организации здравоохранения. Нет ни одной отрасли медицинской науки, где в той или иной мере не приходилось бы пользоваться статистикой.
В здравоохранении, как и в других отраслях народного хозяйства, надо уметь при помощи статистических методов проверить выполнение плана как по количественным данным, так и показать качество работы, т. е. дать так называемые качественные оценки.
Статистические приемы и методы широко применяются для разрешения некоторых специальных медицинских проблем – клинических, лабораторно-экспериментальных, гигиенических, эпидемиологических и научных.
Для врачей – организаторов санитарная статистика является одним из важнейших средств ознакомления с санитарно-производственными, санитарно-бытовыми условиями жизни населения и состоянием его здоровья.
Очень важно, чтобы руководитель здравоохранения умел получать правильный цифровой материал и использовать его в своей повседневной работе для выявления причин заболеваемости, разработки необходимых оздоровительных мероприятий, для контроля за выполнением плана оздоровления, проверки эффективности оздоровительной работы и отдельных методов лечения и профилактики.
Для этого необходимо знание научных приемов сбора, обработки и анализа цифровых данных, чему учит санитарная статистика, которая является одной из отраслей общей статистики.
Статистика– самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени.
Санитарная статистика – общественно-медицинская наука, содержанием которой является изучение процессов здоровья населения и деятельности здравоохранения.
Санитарная статистика делится на 2 раздела:
1 – Статистика здоровья изучает заболеваемость, демографические процессы и физическое развитие населения.
2 – Статистика здравоохранения изучает сведения о количестве медико-санитарных учреждений, их деятельности, кадрах и оценивает качество работы этих учреждений. Любая отраслевая, в том числе и санитарная статистика состоит из двух частей – методической и материальной.
Методическая часть– совокупность приемов исследования.
Материальная часть – совокупность основных цифровых сведений. Следует помнить о том, что успешно работать в области санитарной статистики может только врач, поскольку санитарно-статистическая работа и заключается не только в сборе каких-то числовых данных, но и в необходимости тщательного качественного анализа изучаемого явления.
Настоящее пособие предназначено для студентов медицинской академии и включает в себя перечень тем, соответствующих современной программе по санитарной статистике.
Ряд тем изложен с использованием местного материала и статистических данных департамента здравоохранения области для того, чтобы будущий выпускник легче смог ориентироваться в сложной современной социально-экономической ситуации.
Учитывая относительно малое знакомство студентов с математикой, материал изложен наиболее популярно, вполне допустимо и максимально ограничена его математическая сторона.
Распределение больных гипертонической болезнью
Распределение больных гипертонической болезнью
Распределение больных гипертонической болезнью по стадиям
Сбор материала
- заполнение ранее разработанного регистрационного статистического бланка.
Третий этап статистического исследования –
Статистический анализ
Является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.
Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования.
В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.
В санитарной статистике применяются следующие виды относительных величин:
1) эстенсивные показатели;
2) интенсивные показатели;
3) показатели соотношения;
4) показатели наглядности.
Экстенсивные показатели характеризуют распределение целого на составляющие его части по их удельному весу или выражают отношение части к целому (например, распределение больных по классам болезней, по возрасту, полу; распределение умерших по причинам смерти; структура коечной сети и др.).
Техника получения экстенсивного показателя следующая: абсолютное число, характеризующее размер всего явления, принимается за 100 (или за 1000). Отношение числа, характеризующего размер данной составной части, к числу, характеризующему размер явления в целом, умноженному на 100 (или 1000) и будет являться экстенсивным показателем.
Особенностью экстенсивных показателей является то, что их сумма всегда равняется 100 или 1000.
Экстенсивный показатель не дает возможности судить о частоте или распространенности какого-либо явления. Он также не может дать ответ на вопрос: стало «больше или меньше», поскольку показывает лишь изменение удельного веса того или иного явления в изучаемой совокупности.
Интенсивные показатели – это показатели, характеризующие частоту или распространенность того или иного явления в своей среде (например, показатель заболеваемости, общей смертности, детской смертности, рождаемости и др.).
Получают эти показатели следующим образом: абсолютное число, выражающее размер явления, делится на абсолютное число, показывающее размер среды, и умножается на 100, 1000, 10000 и т. д. Множитель выбирается в зависимости от распространенности явления: чем явление реже, тем множитель больше.
Интенсивные показатели позволяют ответить на вопрос как изменилось изучаемое явление: стало «больше или меньше», «чаще или реже». Поэтому только с помощью интенсивных показателей можно проводить сравнительный анализ. В этом их преимущество перед экстенсивными показателями.
При использовании интенсивных показателей всегда следует указывать, к какому основанию они вычислены (на 100, 1000, 10000 и т. д.).
Следует отличать показатели соотношения от интенсивных показателей, хотя техника вычисления тех и других одинакова.
Показатели соотношенияхарактеризуют отношение между двумя самостоятельными, не связанными между собой совокупностями, исчисляются на 1, 100, 1000 и т. д. (например, показатель обеспеченности населения врачами, койками и т. д.).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности ревматизма среди населения города N в связи с условиями жизни и некоторыми факторами, имеющими этиологическое значение.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Условия жизни | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Хорошие Удовлетворит. Неудовлетворит. ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии условий жизни на частоту заболеваемости ревматизмом.
Задание № 2
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности гипертонической болезни среди населения г. N в зависимости от материально-бытовых условий, условий труда и некоторых биологических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исслеования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода
Характер труда | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Умственный Физический ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии характера труда на частоту заболеваемости гипертонической болезнью.
Задание № 3
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Отношение к курению | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Курящие Некурящие ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.
Задание № 4
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин и распространенности дорожно-транспортного травматизма с летальным исходом.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Классификация водителей | 1 период | 2 период | ||
число погибших при ДТП | из них находившихся в алк. опьян. | число погибших при ДТП | из них находившихся в алк. опьян. | |
Шоферы Автолюбители Мотоциклисты ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерности изучаемого явления.
Задание № 5
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин производственного травматизма в связи с организационно-техническими, санитарно-гигиеническими и личностными характеристиками работающих на одном из промышленных предприятий г. N.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Смена работы | 1 период | 2 период | ||
число рабочих | число получивших травму | число рабочих | число получивших травму | |
Утренняя Вечерняя Ночная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.
Задание № 6
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению качества и исходов стационарного лечения больных аппендицитом в хирургическом отделении г. N.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Форма аппендицита | 1 период | 2 период | ||
число оперированных | число умерших | число оперированных | число умерших | |
Катаральная Флегмонозная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о величине послеоперационной летальности в зависимости от формы аппендицита.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин младенческой смертности в зависимости от сроков вынашивания беременности, условий ухода за ребенком и некоторых социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Сроки вынашивания беременности | 1 период | 2 период | ||
число родившихся живыми | число умерших на 1 году жизни | число родившихся живыми | число умерших на 1 году жизни | |
Доношенные Недоношенные ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях данного явления.
Задание № 2
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин частоты абортов с социально-гигиенической точки зрения.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Социальное положение женщин | 1 период | 2 период | ||
число женщин | число сделавших аборт | число женщин | число сделавших аборт | |
Рабочие Служащие Домохозяйки ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии социального положения на частоту абортов.
Задание № 3
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Характер жилищных условий | 1 период | 2 период | ||
число детей | из них больных хр. пневмон. | число детей | из них больных хр. пневмон. | |
Отдельная квартира Коммунальная квартира Общежитие ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии жилищных условий детей на частоту заболеваемости хронической пневмонией.
Задание № 4
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению физического развития учащихся ПТУ в зависимости от некоторых социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Уровень физического развития | 1 период | 2 период | ||
число учащихся ПТУ | из них занимающ. спортом | число учащихся ПТУ | из них занимающ. спортом | |
Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии спорта на уровень физического развития учащихся ПТУ.
Задание № 5
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин понижения остроты зрения у детей школьного возраста.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Освещенность рабочего места | 1 период | 2 период | ||
число школьников | из них с пониж. остр. зрен. | число школьников | из них с пониж. остр. зрен. | |
Достаточная Недостаточная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии освещенности рабочего места на остроту зрения школьников.
Задание № 6
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению нервно-психических заболеваний у детей в зависимости от некоторых факторов социально-гигиенического характера.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Обстановка в семье | 1 период | 2 период | ||
число детей | из них страд. нерв.- псих. заболев. | число детей | из них страд. нерв.- псих. заболев. | |
Спокойная Конфликтная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии семейной обстановки на уровень нервно-психической заболеваемости у детей.
Тема: СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Цель занятия: ознакомиться с основами вариационной статистики, научиться технике составления рядов, методике вычисления и оценки средних величин.
Средняя величина дает характеристику коллектива, состоящего из единиц, одинаково обладающих основным качественным признаком, но имеющих различное количественное выражение этого признака.
Каждая средняя величина может характеризовать коллектив только в отношении какого-либо одного качественного признака. Поэтому для каждого коллектива может быть выведено столько средних величин, сколько этот коллектив имеет количественно варьирующих качественных признаков. Например, для коллектива рабочих какого-либо завода можно вывести средние величины заработной платы, производительности труда; можно высчитать для этого коллектива средние величины роста, веса, среднюю длительность нетрудоспособности в результате заболеваний и т. д.
Каждая из этих средних величин определяет коллектив в отношении того качества, для которого она выведена и ничего не говорит о характеристике коллектива в отношении всех других качеств.
Если варьирующие величины признака для однородных коллективов обобщены при помощи средних, можно производить сравнение таких коллективов.
В тех случаях, когда изучаемая совокупность не является однотипной, необходимо разбить ее на однотипные группы и пользоваться средними только для этих групп.
Средние величины находят широкое применение в биологии и медицине:
а) при изучении физического развития отдельных групп населения (рост, вес, окружность грудной клетки, спирометрия, динамометрия);
б) для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (средняя посещаемость на одного жителя в год, среднегодовая занятость койки, среднечасовая нагрузка врача);
в) в различных санитарно-гигиенических исследованиях (среднее содержание белков, жиров, углеводов в продуктах питания, средние нормы запыленности, влажности воздуха);
г) в экспериментально-лабораторных исследованиях (температура, АД, биохимический состав крови);
д) в демографических и социально-гигиенических исследованиях (средняя продолжительность предстоящей жизни, средняя стоимость одного койко-дня и т. д.).
Средняя величина является сводной обобщающей характеристикой какого-либо явления по определенному изменяющемуся количественному признаку.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагаются данные измерения роста у группы мужчин призывного возраста.
Рост в см Число лиц
___________ ___________
155 1
161 7
156 2
160 6
165 10
153 2
159 5
162 7
166 7
154 2
163 9
167 2
158 3
164 13
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
Задание № 2
Вам предлагаются данные о длительности пребывания на койке больных, лечившихся в стационаре.
Число дней пребывания Число больных
больного на койке
____________________ ________________
12 3
14 5
19 2
20 3
7 1
9 8
13 10
11 12
10 16
8 4
16 4
15 5
18 3
17 4
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
Задание № 3
Вам предлагаются данные о длительности лечения в поликлинике больных ангиной.
Длительность Число больных
лечения в днях
________________ ________________
12 4
16 2
20 1
7 3
10 5
4 2
3 1
11 6
18 1
14 2
17 1
8 3
5 2
9 4
6 2
13 3
15 2
19 1
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
Задание № 4
Вам предлагаются данные частоты дыхания в минуту у мужчин в возрасте 40-45 лет.
Частота дыхания (число Число мужчин
дыхательных движений
в минуту)
___________________ ________________
20 4
13 4
22 2
17 5
12 4
15 6
18 5
16 6
14 5
19 4
21 2
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
Задание № 5
Вам предлагаются данные измерения среднего уровня максимального АД у мужчин в возрасте 50-ти лет.
Уровень АД в мм. рт. ст. Число мужчин
________________ ________________
110 5
130 21
140 26
155 12
120 11
150 21
100 1
145 36
170 7
105 2
160 9
175 8
125 10
135 14
165 10
115 7
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
Задание № 6
Вам предлагаются измерения уровня сахара в крови у женщин.
Уровень сахара Число женщин
в крови в мг%
________________ ________________
100 15
95 5
102 11
103 8
93 3
105 2
96 3
101 9
99 8
94 2
104 3
106 1
98 10
____________ ____________
1. Составьте развернутый вариационный ряд.
2. Сгруппируйте этот ряд по три варианты.
3. Вычислите среднюю арифметическую величину по способу моментов.
4. Рассчитайте среднее квадратическое отклонение.
5. Определите коэффициент вариации.
Выполнение задания оформите таблицей.
Вариационный ряд | |||||||
Развернутый | Сгруппированный | ||||||
n | р | n | р | d | dp | d2 | d2p |
Sp = | Sdp = | Sd2p = |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагаются результаты измерений длины тела у новорожденных мальчиков.
Длина тела в см Число мальчиков
________________ ________________
52 6
49 5
54 7
51 4
48 3
53 6
50 4
56 2
55 3
<