Беспричинная агрессивность кошек
Не важно, сколько кошек дерется, всегда кажется, что дерется их много.
(Авраам Линкольн)
В животном мире агрессивность к себе подобным в первую очередь служит для замены физических стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологическими. Два животных при конкуренции за территорию, пространство, пищу, самку и т. п. не вступают сразу в драку, а начинают один другому угрожать, принимая позы угрозы. Если противник не пугается, ему демонстрируют оружие — зубы, когти, рога, шипы, часто при этом наглядно показывая их действие: щелкают зубами и клювом, роют копытом, когтями или клювом землю, рвут траву, ломают палки, смотрят в глаза противнику выкаченными глазами, как бы оценивая расстояние для решающего прыжка или удара. И конечно, рычат, шипят, ревут, воют. Угрожающее животное само боится обострения ситуации, но прекратить стычку не может: это значит признать себя побежденным и сдаться. Если противники равноагрессивны, они будут долго держать друг друга в крайнем напряжении. Пока наконец чья-то психика не выдержит первой. Но теперь выход один — чтобы снять агрессивность победителя, побежденному следует принять позу подчинения и покорности. В ней все противоположно агрессии. Размеры свои нужно унизить—сжаться, поджать ноги, упасть на колени, на брюхо или на спину, голову опустить, когти и зубы спрятать, в глаза не смотреть, вместо устрашающих звуков издавать писк, визг, причитания. И предлагать победителю самые уязвимые места для удара.
При виде позы подчинения победитель постепенно умиротворяется и может заменить действительное избиение ритуальным — потрепать за волосы, похлопать лапой, толкнуть, ущипнуть, обгадить.
Великий положительный смысл этих отвратительных сцен в том, что кровопролитная стычка между собратьями заменена психологической дуэлью. Но побеждает в ней не более сильный физически, не более умный, а более агрессивный — тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать и устойчив к чужим угрозам.
Беседуя об эволюции, мы часто невольно представляем себе естественный отбор как некую мудрую, рачительную, добрую силу. Поэтому, столкнувшись с негуманными его решениями, мы зачастую недоумеваем и возмущаемся. Но естественный отбор — бездушная и безжалостная статистическая машина, ей не присущи гуманистические принципы. Раз на основе соподчинения найдена возможность образовывать упорядоченные отношения, от которых популяции в целом выигрывают, значит, эта возможность будет использоваться.
Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами. К. Лоренц пятьдесят с лишним лет назад, открыв первые из них, решился написать: «Мораль в мире животных».
Что мораль не абсолютно чужда животным, люди знали с незапамятных времен: перед ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, мог убедиться, как легко ей привить некоторые морально-этические правила человека, которые ей исходно совершенно чужды.
Вы не хотите, чтобы она ела без разрешения пищу, которую может найти в доме, — пожалуйста, она не ест. Вы не хотите, чтобы она справляла нужду в доме, — пожалуйста, она будет терпеть, пока вас нет дома. Вы не хотите, чтобы она запрыгивала на стол, стул или кровать, — она не будет этого делать. Нельзя играть игрушками вашего ребенка, такими соблазнительными для нее, — она вздохнет и не будет. И главное, она переживает, если нарушила ваш запрет, просит простить ее. Более того, она может сама запрещать то же своим щенкам.
Но если бы в ней была только эта понятливость и послушность, боязнь наказания, мы назвали бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее другом. И помимо придуманной нами для нее этики, мы видим в хорошей собаке ее собственную мораль, во многом совпадающую с нашей. Нам нельзя бить женщину, ребенка — пес не может применять силу к щенку. Нужно выручать друга в беде — и наша собака умрет за друга. Нужно защищать своих, свой дом — так же поступает и собака. Если друг расстроен, мы чувствуем потребность видеть это, обласкать его — и наша собака наделена той же чуткостью. Нельзя лгать, обманывать, скрывать — и собаке противен обман. Если обидим, мы извиняемся — и собака тоже. Трус презренен для нас обоих, и оба мы уважаем храбрость. И так далее, и так далее. Более того, хороший человек перед хорошей собакой чувствует себя немного виноватым: ее устои кажутся сильнее и бескомпромисснее. «Благородное животное», — говорят люди. «У сильного животного сильна и мораль», — говорит К. Лоренц.
Так что же за «мораль» животных? Это созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях обычных программ.
«Не убей своего» — первый запрет у очень многих видов. Для одних свои — это любые особи своего вида, для других — только члены своей группы, лично знакомые или носящие общий отличительный признак группы. У последних тогда обязательно есть программа — «различай всех на своих, к которым запреты применяй абсолютно, и на чужих, к которым применение их не строго обязательно». Человек — среди этих видов. Раньше все было просто: свои — это наше стадо, а все остальные — чужие. Мир человека стал неизмеримо сложнее, а мы все ищем своих и чужих: родные — не родные, соседи — не соседи, земляки — не земляки, одноклассники — не одноклассники, соотечествённики — иностранцы, единоверцы — неверные — и так без конца.
Другой запрет: «Чтобы не убить своего, прежде всего не нападай неожиданно, сзади, без предупреждения и без проверки, нельзя ли, поугрожав, разрешить конфликт без драки».
Для соблюдения этого правила у животных существует масса забавных и красивых ритуалов подхода, демонстрации намерений и силы.
Более того, у хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своим. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом, клыками разорвав горло или брюхо. Но в драке с другим волком он этих приемов применять не имеет права. Он бьет сородича-противника открытыми зубами по губам, разбивая их в кровь. Очень больно, достаточно, чтобы выиграть психологически и «по очкам», но не смертельно. Лев, наскочив на быка сбоку, одним ударом лапы ломает позвоночник, а кривыми ножами-когтями делает огромную рану на боку. Но два дерущихся льва не смеют применять этот «коронный удар». Они бьют друг друга когтями по ушам. Тоже очень больно, но тоже не смертельно. Собаке или другому врагу не своего вида кот норовит попасть когтями в глаза и часто достигает успеха. Когда дерутся два кота, удары сыплются градом. Но среди бродячих котов-драчунов почти нет одноглазых. Уши же изодраны в клочья. Олень, защищаясь от хищника, норовит ударить его рогами в бок, и этот удар страшен: несколько копий сразу пронзают тело. Но в драке с оленем же он бьет его по рогам или, сцепив рога, заставляет опустить голову и пятиться. Грохот боя слышен на весь лес, а соперники невредимы.
Люди вооружены от природы слабо, два человека, дерущиеся голыми руками, не смертельно опасны друг другу. В стычке один из них устанет и отступит раньше, чем противник его убьет. Поэтому у человека, как и у многих других слабовооруженных животных, почти нет врожденных ограничений для действия в драке. Они были не нужны. Но человек изобрел оружие и оказался редчайшим существом на Земле: он убивает себе подобных. Мы пытаемся компенсировать отсутствие врожденного запрета воспитанием: в драке не хватай в руки что попадя, особенно орудие; защищаясь, не превышай меры; стыдно вооруженному конфликтовать с безоружным... А оружие все совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг-друга все в большем и большем количестве... Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он у нас сильным, мы бы решали мировые конфликты турнирами.
Следующий запрет: «Не бей того, кто принял позу покорности». О нем уже шла речь выше. Наше «не бей лежачего» и «повинную голову меч не сечет».
Как проигравшему остановить распаленного в драке победителя? Отбор нашел блестящее решение: пусть слабый предложит сильному нарушить запрет. И запрет остановит его. Проигравшие волк, лев и олень вдруг прыжком отскакивают от противника и встают к нему боком, в положение, самое удобное для нанесения смертельного удара. Но именно этот-то удар противник и не может нанести. Проигравший мальчишка закладывает руки за спину и, подставляя лицо, кричит: «На, бей!» Даже для нас, людей, в которых запрет очень слаб, это действие впечатляюще. Этот мальчишка ничего не слышал о Библии, в которой еще несколько тысяч лет назад безвестный психолог написал загадочную фразу: «Если ударят по одной щеке—подставь вторую». Зачем? Да чтобы не ударили еще. Тьма комментаторов не могли понять место, которое волк объяснил бы нам с ходу.
А вот еще один принцип: «Победа с тем, кто прав». Животное, защищающее свою территорию, свой дом, свою самку, своих детенышей, обычно выигрывает в конфликте даже с более сильным. И не только потому, что отчаяннее обороняется или нападает, но и потому, что противник заранее ослаблен. Его агрессивность сдерживается запретом — тем самым запретом, который когда-то люди сформулировали как «не пожелай ни дома ближнего своего, ни жены его...», а современные юристы называют неприкосновенностью жилища, личной жизни и имущества. Очень забавно наблюдать, как ссорятся птицы — два самца-соседа на границе своих участков: по очереди проигрывает тот, кто залетит на участок другого.
Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые еще общечеловеческой моралью, имеют свои аналоги во врожденных запретах разных видов животных.
В некоторых случаях можно предполагать, что это совпадение чисто внешнее. Что моральная норма у человека возникла на разумной основе и случайно оказалась похожей на инстинктивный запрет животного. Но по крайней мере часть наших так называемых общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих. И стесняться этого не нужно. Как не нужно кокетливо считать себя сверхсуществом, забывая не только свое происхождение, но и то, что человек - разумное животное.
Предоставим слово Ольге Сараниной, у которой случилась беда с любимой кошкой.
Кошки - животные не столько мистические, сколько малоизученные. Эти отстраненные существа, которые, кажется, только позволяют нам жить с ними, могут быть нежными друзьями, но могут и представлять собой угрозу.
“Известны случаи, когда кошки безо всякой видимой причины бросались на своих хозяев, да так, что дело кончалось вмешательством врачей. Однажды подобное безумие охватило и мою кошку.
Умнее кошки, чем Кити, у меня не было. Мы понимали друг друга с полуслова, она спала у меня под одеялом, а после душа вылизывала мне волосы. Ее мать привезли из Египта, где она была подобрана на улице моей знакомой. Кити, имея матерью настоящую “египтянку”, познакомилась, когда подросла, на даче с местным Васькой, и на свет появились три трехцветных - счастливых - котенка. Самой шустрой в этом “интернациональном” помете была моя Кити.
Она вела себя, как собака: встречая нас, ложилась животом кверху и давала его почесывать, жмуря глаза. Все было замечательно, пока в один прекрасный день Кити не бросилась на меня. Моя любимая кошка на глазах превратилась в агрессивного хищника, который, оскалив зубы, страшно крича и шипя, бросался на меня и взбирался на меня, как по дереву.
Все было, как в фильме ужасов. Я не сразу решилась оторвать ее от себя: это значило бы, что ее когти, засевшие в моей коже, выдрали бы куски “мяса”. Помню момент, когда страх пересилил боль, да и саму боль я перестала чувствовать - я должна была избавиться от этого сильного, ловкого и безжалостного зверя. Мне удалось выкинуть кошку за дверь и запереться в комнате. Минут десять Кити кричала не своим голосом, а потом вспышка как будто прошла: она стала робко и вкрадчиво мяукать, чтобы ее пустили. Я час не решалась открыть дверь. Когда Кити наконец вошла, она вела себя неуверенно: озиралась, принюхивалась, ходила на полусогнутых лапах. Она будто помнила, что здесь что-то произошло, но не могла вспомнить. что именно.
Тогда ей было полтора года. Подобное повторилось через полгода, причем по возрастающей: она бросилась на меня в понедельник, потом в четверг, а в пятницу два раза подряд, отсидев час в взаперти,
Это было ужасно. После этих двух атак за один вечер наутро мы вызвали ветеринара (кошка, конечно, все время провела в закрытой комнате). Придя, врач сказал, что, может быть, все еще обойдется. Когда же он увидел Кити, оказалось, что поделать ничего нельзя: ее зрачки были расширены и не сузились от яркого солнечного света. “Центр агрессии перевозбужден. Она опасна”, - сказал он. Вскоре Кити не стало.
Теперь я понимаю, насколько легкомысленно было с нашей стороны не предпринимать ничего после первого же нападения. Потом ветеринары рассказывали мне о жутких случаях, когда кошки выцарапывали глаза хозяевам, бросались им на голову со шкафа и так далее.
Так что же это такое, почему кошки бывают агрессивными по отношению к хозяевам?
С этим вопросом я обратилась к двум известным врачам - Владимиру Никифоровичу Митину, автору книг о болезнях домашних животных, и Николаю Валентиновичу Логинову, руководителю ветеринарной клиники при Театре кошек Юрия Куклачева, члену президиума Гильдии ветеринарных врачей Москвы”.
В.Н. МИТИН: Случаи агрессии возможны по разным причинам, и не всегда можно сказать, что именно произошло.
Это может быть следствием психических расстройств. Кроме того, надо учитывать психологический момент: кого кошка считает главным - себя или хозяина.
В случаях нападения обычно советуют сменить владельца или усыпить животное. Подобная агрессия чаще встречается у кошек, чем у котов, потому что кошка - существо с более сложным поведением.
Можно ли прогнозировать подобную вспышку?
Это опять же, смотря, о чем мы говорим. Есть заболевание мозга, при котором положительные эмоции вызывают вспышки гнева. Отклонения в поведении животных могут быть и врожденными, и благоприобретенными. Трудно сказать так вообще, что было в том или ином случае, надо серьезно разбирать каждый.
Что касается того, чаще ли вспышки агрессии встречаются у породистых кошек или метисов - это индивидуально, здесь нет закономерности. Есть, правда, одно правило: короткошерстные породы более агрессивны.
Н.В.ЛОГИНОВ:
Я считаю, что это связано с сексуальными отклонениями.
У некоторых особей вырабатывается больше половых гормонов, и если животное не повязано, возможны вспышки агрессии. Характерно, что в таких случаях кошки нападают на женщин, а коты - на мужчин,видя в них конкурентов.
Выход в этих случаях один: стерилизовать животное.
Когда прекращается выработка гормонов, вспышки агрессии на сексуальной почве проходят сами собой, поведение животных меняется. Эту операцию можно проводить в любом возрасте, если уж мы говорим о таком серьезном случае. То же самое относится и к собакам. Да и вообще, если вы не собираетесь вязать свою кошку или кота, то гуманнее сразу стерилизовать животное, так принято во всем мире. Нам пора уже становиться цивилизованными в этом вопросе.
Надо иметь в виду и то, что кошки очень тонко чувствуют настроение своего хозяина и, кстати, терпеть не могут запах алкоголя.
Поэтому вполне возможно, что кошка станет агрессивной, если к ней полезет целоваться подвыпивший хозяин. И еще одна очень простая мера безопасности - подстригайте когти агрессивным животным.
Вывод из всего сказанного один: если уж вы решились завести животное, будьте за него в ответе.
Поговорите со специалистами, почитайте литературу, изучите особенности поведения кошек. Что мне проку от этих знаний?-- скажет иной читатель.Много ли мне пользы от того, что я знаю, что куры клюются, рога у оленей для выяснения отношений между самцами, а кошки бывают беспречинно агрессивными? Кому все это нужно?
Эти знания полезны многим. Они нужны учителю и врачу, психологу и социологу; без них трудно воспитателю, офицеру, тюремщику, судье, администратору. Очень хотелось бы, чтобы для пользы всего человечества ими обладали политики. Но самое главное — они нужны каждому из нас, ведь у всех есть или будут кошки, собаки, дети, внуки.
Природа наделила нас самым долгим среди живых существ детством, чтобы мы могли, овладевая своими инстинктами и учась, пройти за полтора десятка лет огромный путь от прачеловека до современного человека. Мы способны пройти его сами, страдая и ошибаясь. Но путь тогда будет прямее, а результат выше, если мы будем любить и понимать наших меньших братьев такими, какими их создала природа, а не такими, какими их рисует наше воображение.
ВСЕ О КОШАЧЬИХ КОРМАХ
Вот толкование слова "кошка" в словаре "Гэнкай": "Кошка... небольшое домашнее животное. Хорошо известна. Ласкова, легко приручается; держат ее, потому что хорошо ловит мышей. Однако обладает склонностью к воровству. С виду похожа на тигра, но длиной менее двух сяку".
В самом деле, кошка может украсть рыбу, оставленную на столе. Но если назвать это "склонностью к воровству", ничто не мешает сказать, что у ласточек - к вторжению в жилища, у змей - к угрозам, у бабочек - к бродяжничеству, а акул - к убийству. По-моему, автор словаря "Гэнкай" Оцуки Фумихико - старый ученый, имеющий склонность к клевете, по крайней мере, на птиц, рыб и зверей.
Рюноскэ Акутагава
На кошку работает гигантская промышленная индустрия но производству кормов, “каких только ее душа ни пожелает” — консервированных, сухих. В гастрономах появились специальные отделы но продаже готовых кормов для животных, и хотя цены на них порой “бьют но карману”, чего не сделаешь ради домашнего любимца.
Как сориентироваться в этой лавине кошачьих кормов, как подобрать ему такой, чтобы с аппетитом ел, не толстел, не болел, долго не старился и радовал глаз своей красотой. Оказывается, это “целая наука”—накормить обожаемого кота. Начнем сначала.