Тема 5.5. Гормональная регуляция обмена белков, кальция, воды и электролитов.

Вопросы для самоподготовки.

1.Назовите гормоны, участвующие в регуляции обмена белков.

2.Перечислите гормоны, обладающие анаболическим эффектом.

3.Назовите катаболические гормоны.

4.Назовите гормон, обладающий самым мощным анаболическим эффектом.

5.Назовите механизм действия СТГ.

6.Назовите клетки (органы) – мишени для СТГ.

7.Какие соединения называются соматомединами?

8.Назовите виды и функции соматомединов.

9.Назовите биохимические процессы, протекающие в начальные этапы действия СТГ.

10.Охарактеризуйте биохимические процессы, протекающие на ранних этапах действия СТГ.

11.Охарактеризуйте процессы, протекающие на поздних этапах действия СТГ.

12.Назовите заболевание, возникающее при гиперсекреции СТГ в молодом возрасте.

13.Назовите заболевание, возникающее при гиперсекреции СТГ у взрослого человека.

14.Какие биохимические процессы нарушаются при гипосекреции СТГ?

15.Назовите медиаторы, с помощью которых реализуется действие СТГ на клетки (органы) – мишени.

16.Охарактеризуйте механизм анаболического эффекта инсулина.

17.Назовите клетки (органы) – мишени для инсулина.

18.Охарактеризуйте механизм анаболического эффекта половых гормонов.

19.Назовите клетки (органы) – мишени для андрогенов.

20.Назовите клетки (органы) – мишени для эстрогенов.

21.Укажите отличия в действии андрогенов и эстрогенов на процессы биосинтеза белка.

22.Охарактеризуйте механизм действия тиреоидных гормонов на процессы биосинтеза белка.

23.Назовите гормоны, угнетающие биосинтез белка.

24.Охарактеризуйте механизм действия кортикостероидов на биосинтез белка.

25.Охарактеризуйте механизм действия АКТГ на процессы биосинтеза белка.

26.Составьте схему гормональной регуляции биосинтеза белка.

27.Назовите гормоны, ускоряющие распад белка в лимфоидной ткани.

28.Назовите гормоны, усиливающие биосинтез белка, преимущественно, в печени.

29.Какую биологическую роль выполняет вода в организме?

30.Укажите процентное содержание жидкости в различныхкомпартментах организма.

31.Способы определения жидкости в каждом из компартментов организма.

32.Назовите главный фактор, определяющий количество воды в организме, поддерживающий равновесие между интра- и экстрацеллюлярными объемами жидкости.

33.Назовите ион, от концентрации которого зависит объем циркулирующих и внутриклеточных жидкостей.

34.Назовите ион, преобладающий во внутриклеточной жидкости.

35.Назовите ион, преобладающий во внеклеточной жидкости.

36.Назовите железисто-эпителиальные структуры, участвующие в поддержании водно-солевого баланса.

37.Механизм действия антидиуретического гормона.

38.Укажите точку приложения действия АДГ.

39.Назовите, на какой из факторов, регулирующих осмотическое давление, действует альдостерон.

40.Назовите железисто-эпительальные структуры, через которые реализуется действие альдостерона.

41.Как влияет альдостерон на концентрацию ионов натрия и калия в крови?

42.Назовите фермент, осуществляющий перенос одновалентных ионов натрия и калия. Где в клетке расположен этот фермент?

43.Какие соединения избирательно ингибируют работу этого фермента?

44.Составьте схему действия этого фермента и объясните принцип его работы.

45.Назовите заболевание и его симптомы, возникающие при недостатке АДГ.

46.Где и какими клетками вырабатывается ренин?

47.Охарактеризуйте механизм действия ренин-ангиотензиновой системы.

48.Назовите норму концентрации кальция в крови.

49.Назовите состояние, возникающее при снижении концентрации кальция в крови.

50.Назовите последствия, возникающие при повышении уровня кальция в крови.

51.Пределы физиологических колебаний уровня кальция в крови.

52.Назовите органы и ткани организма, от функционального состояния которых зависит уровень кальция в крови.

53.Роль кишечника в поддержании концентрации кальция.

54.Роль почек в поддержании уровня кальция.

55.Назовите гормоны и витамин, контролирующие уровень кальция в крови.

56.Объясните механизм действия паратгормона.

57.Назовите гормон, снижающий уровень кальция в крови.

58.Объясните механизм действия кальцитонина.

59.Составьте общую схему регуляции уровня кальция в крови. Какое значение в регуляции имеет кальциферол и холекальциферол?

60.Назовите гормоны и органы-мишени, которые обеспечивают кальциевый гомеостаз.

61.Назовите гормон, синтезирующийся клетками паращитовидных желез.

62.Назовите гормон, регулирующий кальциевый обмен и синтезируемый клетками коры надпочечников.

63.Назовите гормон, усиливающий реабсорбцию ионов натрия в почечных канальцах.

64.Как изменится секреция АДГ при гиповолемии?

65.Назовите вещества, обмен которых регулируется вазопрессином.

66.Назовите гормон, недостаток которого приводит к развитию несахарного диабета.

67.Назовите заболевание, развивающееся при гиперсекреции альдостерона.

Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля.

1.Для абсорбтивного периода характерно:

1) повышение концентрации инсулина в крови;

2) ускорение синтеза жиров в печени;

3) ускорение глюконеогенеза;

4) ускорение гликолиза в печени;

5) повышение концентрации глюкагона в крови.

2.Под влиянием инсулина в печени ускоряется:

1) биосинтез белков;

2) биосинтез гликогена;

3) глюконеогенез;

4) биосинтез жирных кислот;

5) гликолиз.

3.Выберите неправильное утверждение. Инсулин:

1) ускоряет транспорт глюкозы в мышцы;

2) ускоряет синтез гликогена в печени;

3) стимулирует липолиз в жировой ткани;

4) тормозит глюконеогенез;

5) ускоряет транспорт аминокислот в мышцы.

4.Выберите гормон, синтез и секреция которого влияет на повышение осмотического давления:

1) альдостерон;

2) кортизол;

3) вазопрессин;

4) адреналин;

5) глюкагон.

5.Подберите каждому из веществ соответствующее место синтеза:

1. вазопрессин; 2. альдостерон; 3. ренин; 4. ангиотензин. а) печень; б) почки; в) гипоталамус; г) надпочечники.

6.Укажите соответствие:

1. вазопрессин; 2. альдостерон; 3. оба; 4. ни один.   а) стимул для синтеза и секреции – образование ангиотензинаII; б) стимул для синтеза и секреции – повышение ионов натрия; в) органы-мишени – периферические артерии; г) дефицит гормона приводит к полиурии.

7.Выберите из перечисленных веществ компоненты, составляющие систему ренин-ангиотензин-альдостерон и расположите их в порядке функционирования:

1) ангиотензинI;

2) ангиотензинII;

3) ренин;

4) альдостерон;

5) ангиотензиноген.

8.К указанным гормонам подберите соответствующие органы-мишени:

1. печень; 2. костная ткань и кишечник; 3. почки и костная ткань; 4. почки. а) альдостерон; б) кальцитриол; в) паратгормон; г) глюкагон.

9.Выберите положение, правильно отражающие роль кальцитриола:

1) увеличивает скорость всасывания кальция в кишечнике;

2) стимулирует реабсорбцию кальция в почках;

3) стимулирует мобилизацию кальция из костей;

4) стимулирует реабсорбцию натрия в почках;

5) является предшественником 7-дегидрохолестерина.

10.Снижение концентрации кальция в плазме крови вызывает:

1) увеличение секреции паратгормона;

2) ингибирование активности парафолликулярных клеток щитовидной железы;

3) гидроксилирование метаболитов витамина D3;

4) уменьшение экскреции кальция почками;

5) повышение скорости растворения кости.

11.Укажите соответствие:

1. паратгормон; 2. кальцитриол; 3. оба; 4. ни один. а) участвуют в мобилизации кальция из костей; б) активируется путем частичногопротеолиза; в) активная форма образуется в результате гидроксилирования; г) при протеолитическом расщеплении образует С-концевые биологически активные фрагменты.

12.Выберите правильные утверждения. Паратгормон:

1) содержит дисульфидную связь;

2) секреция регулируется концентрацией кальция в крови;

3) недостаточность гормона приводит к снижению концентрации кальция;

4) для проявления биологической активности необходима вся молекула гормона целиком;

5) увеличивает эффективность всасывания кальция в кишечнике.

13.Выберите утверждения, правильно характеризующие паратгормон:

1) одноцепочечный пептид;

2) N-концевой пептид проявляет полную биологическую активность;

3) стимулом, вызывающим секрецию гормона, является снижение концентрации ионов кальция;

4) недостаток гормона вызывает снижение концентрации ионов кальция и фосфатов в крови.

Вопросы к итоговому занятию.

«ОБМЕН ВИТАМИНОВ И ГОРМОНОВ».

1.Витамины и витаминоподобные вещества. Антивитамины.

2.Обмен и функции витаминов. Нарушение их обмена и функции.

3.Принципы биохимической диагностики и коррекции нарушений обмена и функции витаминов.

4.Перечислите 5 признаков, характерных для витаминов.

5.Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.

6.Перечислите коферментные формы для каждого водорастворимого витамина.

7.Перечислите причины развития гиповитаминоза.

8.Антивитамины (классификация, механизм действия, применение).

9.Напишите 3 уравнения реакций (формулы), для катализа которых необходим рибофлавин (В2) и кобаламин (В12)

10.Напишите 3 уравнения реакций (формулы), для катализа которых необходим тиамин (В1) и фолиевая кислота (В9, В12)

11.Напишите 3 уравнения реакций (формулы), для катализа которых необходим витамин В6 и аскорбиновая кислота (С)

12.Обмен тиамина (обеспечение, коферменты, участие в биохимических процессах, недостаточность, врожденные формы нарушения обмена)

13.Врожденные формы нарушения обмена тиамина (название, причины, последствия).

14.Обмен витамина В5 (обеспечение, коферменты, участие в биохимических процессах, недостаточность, врожденные формы нарушения обмена).

15.Врожденные формы нарушения обмена витамина В6 (название, причины, последствия).

16.Врожденные формы нарушения обмена витаминов В12 и фолиевой кислоты (название, причины, последствия).

17.Тиамин (активные формы, реакции, катализируемые тиаминзависимыми ферментными системами). Нарушение обмена и функции тиамина (диагностика, принципы коррекции).

18.Никотинамид (активные формы, реакции, катализируемые никотинзависимыми ферментами). Нарушение обмена и функции никотинамида (диагностика, принципы коррекции).

19.Рибофлавин (активные формы, реакции, катализируемые флавинзависимыми ферментами). Пантотеновая кислота. Активные формы. Реакции, катализируемые ферментами, в состав которых как кофермент входит пантотеновая кислота.

20.Пиридоксин (активные формы, реакции, катализируемые пиридоксинзависимыми ферментами). Нарушения обменной функции пиридоксина (диагностика, принципы коррекции).

21.Биотин (реакции, катализируемые биотинзависимыми ферментами). Нарушения функции биотина (диагностика, принципы коррекции).

22.Фолиевая кислота (активная форма, реакции, катализируемые фолатзависимыми ферментами). Нарушение функции фолиевой кислоты (диагностика, принципы коррекции).

23.Кобаламин (особенности структуры, всасывания и транспорта, активные формы, реакции, катализируемые кобаламинзависимыми ферментами). Нарушения функции кобаламина (признаки, диагностика, принципы коррекции).

24.Аскорбиновая кислота. Участие аскорбиновой кислоты в гидроксилировании различных соединений. Роль аскорбиновой кислоты в синтезе коллагена.

25.Жирорастворимые витамины А и Е (обмен, функции, нарушения обмена и функций). Гипервитаминозы.

26.Жирорастворимые витамины К и D (обмен, функции, нарушения обмена и функций). Гипервитаминозы.

27.Напишите биосинтез мелатонина (формулы).

28.Напишите биосинтез катехоламинов (формулы)

29.Напишите в виде схемы биосинтез гормонов стероидной природы

30.Напишите в виде схемы биосинтез гормонов белково-пептидной природы

31.Напишите в формулах биосинтез тиреоидных гормонов (производных тирозина)

32.Взаимодействие гормонов стероидной природы с клетками-мишенями

33.Гормональная регуляция липидного обмена (гормоны, точки приложения, механизм).

34.Гормональная регуляция углеводного обмена (гормоны, точки приложения, механизм)

35.Гормональная регуляция водно-солевого обмена (АДГ, альдостерон, ренин-ангиотензиновая система, натрий-калий-АТФ-аза)

36.Гормональная регуляция обмена кальция (паратгормон, кальцитонин, витамин D)

37.Гормональная регуляция белкового обмена (гормоны, точки приложения, механизм)

38.Гормоны - производные аминокислот (биосинтез, транспорт, рецепция и периферический метаболизм).

39.Биосинтез стероидных гормонов, транспорт, рецепция и периферический метаболизм.

40.Тканевой спектр действия гормонов. Распределение гормонов в организме. Рецепция гормонов различной химической природы. Медиаторы действия гормонов.

41.Гормональная регуляция биосинтеза белков (соматотропин, соматомедины, инсулин, андрогены и эстрогены, тиреоидные гормоны, глюкокортикоиды).

42.Гормональная регуляция обмена воды, натрия и калия (антидиуретический гормон, альдостерон, натрий-калиевый насос). Роль ренин-ангиотензиновой системы в регуляции обмена воды и электролитов.

43.Гормональная регуляция обмена кальция (паратгормон, тиреокальцитонин). Витамин D (образование активных форм, механизм действия). Гипо- и гиперкальциемии (причины возникновения, последствия).

Раздел VI. БИОХИМИЯ КРОВИ.

Кровь является важнейшей жидкой средой, обеспечивающей взаимосвязь различных анатомических структур человека и животных. В кровь поступают белки, синтезирующиеся в различных тканях организма, а также промежуточные и конечные продукты углеводного, липидного и азотистого обменов веществ. Благодаря своему составу, кровь принимает участие в дыхании и питании тканей, в защите от возбудителей инфекционных заболеваний, в поддержании осмотического баланса и рН тканей, в транспорте соединений, регуляции активности и функций клеток. Химический состав крови определяется особенностями метаболизма в различных тканях и органах, и, в первую очередь, в печени. В связи с этим, качественное и количественное определение химических компонентов крови дает обширную информацию о состоянии обменных процессов в организме.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА: уметь применять знания о роли компонентов крови в метаболизме для объяснения нарушений обмена при патологии и для понимания биохимических аспектов фармакологии, токсикологии и экологии.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

Усвоить:химический состав плазмы крови;

– особенности структуры, свойств и функций белков плазмы крови, гемоглобина эритроцитов здорового человека;

– причины качественного и количественного изменения химического состава плазмы крови, возможность диагностики этих изменений;

механизмы поддержания кислотно-щелочного равновесия, типичные формы нарушений кислотно-щелочного равновесия и принципы их коррекции;

Раздел VI. Биохимия крови.

Тема 6.1. Белки и ферменты плазмы крови.

Наши рекомендации