Тесты по оценке стоматологических умений
Определение уровня сформированности стоматологических умений
Для оценки уровня сформированности стоматологических умений школьников использовались диагностические задания, суть которых заключалась в следующем: школьникам давалась инструкция по выполнению конкретного последовательного описания действий, необходимых для решения поставленной задачи по указанной теме. На выполнение задания давалось до получаса. Затем задания оценивались экспертами, которыми выступали учителя и врачи-стоматологи. Оценка осуществлялась путём сравнения заранее приготовленных идеальных образцов и выполненных диагностических заданий по ряду критериев: 1) полнота изложения существа поставленного вопроса в задании; 2) соблюдение последовательности в изложении ответа; 3) ясность изложения. Например, Оценка «5 баллов» ставилась, если: а) ответ изложен достаточно полно и по сути предложенного задания; б) ответ изложен в необходимой последовательности; в) ответ изложен ясным, понятным языком. Оценка «4 баллов» ставилась, если: ответ достаточно полный, но имеются незначительные недостатки в последовательности или (и) ясности изложения. Оценка «3 баллов» ставилась, если: ответ неполный (даже если последовательно и ясно изложен). Оценка «2 баллов» ставилась, если: Задание фактически не выполнено.
Оценки сформированности стоматологических умений школьников
Оценка в баллах | Критерии оценки |
Оценка 5 баллов | Действия выполнены четко, правильно, в необходимой последовательности. |
Оценка 4 балла | Действия выполнены правильно, в необходимой последовательности, но имеются незначительные погрешности в четкости выполнения. |
Оценка 3 балла | Действия выполнены не четко, нарушена необходимая последовательность, не правильно выполнены отдельные элементы. |
Оценка 2 балла | Задание фактически не выполнено. |
Примерные диагностические задания:
1) Выполните алгоритм чистки зубов с помощью зубной щетки;
2) Выполните алгоритм чистки зубов с помощью зубных нитей (флосов);
3) Выполните алгоритм профессиональной гигиены полости рта и зубов;
4) Выполните алгоритм действий по профилактике полости рта;
5) Выполните алгоритм пальчикового массажа десен;
6) Охарактеризуйте действия пользования ирригатором.
Тесты на определение стоматологических умений.
Тест –анкета №1
Как часто Вы чистите зубы?
Стараюсь каждый день хоть разок...
Каждый день утром и вечером.
Мне некогда, поэтому не каждый день.
Всегда с собой ношу зубную щетку и чищу зубы после каждого приема пищи!
2. Какой зубной щеткой Вы пользуетесь?
Мягкой - боюсь поцарапать десну.
Ультразвуковой зубной щеткой.
Люблю щетки с жесткой щетиной.
3. Какими движениями Вы чистите зубы?
В основном горизонтальными, перемещая щетку вправо-влево.
Я пользуюсь ультразвуковой зубной щеткой.
Перемещаю электрическую зубную щетку обычными движениями вправо-влево.
4. Сколько времени Вы тратите на каждый сеанс чистки зубов?
Не люблю возиться, делаю все быстро.
Утром часто спешу, но вечером стараюсь чистить зубы тщательно.
Не меньше, чем звучит моя любимая песня (около 3-х минут).
Никогда не спешу. Боюсь оставить какой-нибудь участок грязным...
5. Какими зубными пастами Вы пользуетесь?
Только своей любимой.
Лечебной по рекомендации стоматолога.
Лечебными на всякий случай.
Предпочитаю отбеливающие пасты и гели.
6. Как часто Вы чистите язык?
Первый раз об этом слышу!
Несколько раз в месяц, может быть...
Стараюсь каждый день.
7. Как часто Вы пользуетесь зубочисткой?
Никогда - это вредно для зубов.
Иногда.
Почти всегда после еды.
8. Как часто Вы пользуетесь зубной нитью?
Никогда - очень неудобно.
Иногда.
Всегда стараюсь держать нить под рукой и использую после еды вместо зубочистки.
9. Вы знаете, что такое ирригатор, суперфлосс, ершики для зубов?
Первый раз слышу!
Я в курсе новинок, но не спешу их опробовать.
Да, люблю тестировать новинки на себе - некоторые очень удобны.
Тест №2
1.Зубочистки наиболее целесообразно использовать для удаления:
а)зубного налета с гладких поверхностей зубов
б)зубного налета с контактных поверхностей зубов
в)остатков пищи из межзубных промежутков
г)наддесневого зубного камня
д)поддесневого зубного камня
2.Наиболее резистентны к кариесу участки эмали в области:
а)шейки
б)контактных поверхностей
в)бугров, режущего края
г)вестибулярных поверхностей
д)фиссур
3.Для повышения процессов реминерализации эмали при кариесе показаны:
а)витамины
б)фтор
в)препараты содержащие декстраназу
г)гормоны
д) микроэлементы
4.Пелликула зуба образована:
а)коллагеном
б)кератином
в)гликопротеидами слюны
г)редуцированными клетками эпителия эмалевого органа
д)скоплением микроорганизмов
5.Для профилактики кариеса покрытие зубов фторсодержащим лаком проводят:
а)1 раз в год
б)4 раза в год (по 2 процедуры через неделю)
в)4 раза в год (1 раз в 3 месяца)
г)6 раз в год (1 раз в 2 месяца)
д)произвольно
6.Наиболее эффективным методом фторидпрофилактики, в регионах с пониженным содержанием фторида в питьевой воде, является применение:
а)таблеток фторида натрия
б)фторидсодержащих растворов для полосканий
в)фторидсодержащих зубных паст
г)фторидсодержащих жевательных резинок
д)фторидсодержащих гелей
7.Окрашивание очага деминерализации эмали раствором метиленового синего происходит в результате:
а)снижения РН зубного налета
б)повышения проницаемости эмали в зоне поражения
в)разрушения поверхностного слоя эмали
г)нарушения соотношения Са/Р в эмали
д)скопления микрофлоры
8.Противопоказанием к проведению герметизации фиссур и ямок является:
а)недостаточная минерализация фиссуры
б)наличие кариозного процесса на контактной поверхности зуба
в)незаконченное формирование коронковой части зуба
г)наличие глубокой фиссуры
д)минимальный срок прорезывания зуба
9.Основным методом лечения дисколорита является:
а)протравка и пломбирование композитами
б)протравка кислотами
в)депульпация и изготовление металлокерамических коронок
г)депульпация и изготовление металлоплатмассовых коронок
д)метод винирования
10.Источником минералов для поддеснего зубного камня является:
а)слюна
б)ротовая жидкость
в)десневая жидкость
г)мягкая пища
д)жесткая пища
Ответы: 3,3,2,3,2,1,2,2,1,3
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ