Iv. дидактические материалы к занятиям по формированию стоматологической культуры школьников
Материалы к занятиям
Функции зубов:
Пережевывание пищи. Предложите ученику попытаться откусить от яблока или морковки, закрыв передние зубы губами.
Речь. Пусть ученик попробует сказать «дом», «стол» и др., не касаясь языком передних зубов.
Внешний вид. Перед зеркалом ученик сравнит улыбку с сомкнутыми губами и то, какая радостная улыбка получается у него с открытыми зубами.
Более наглядно представить внешний вид без зубов поможет следующий прием: возьмите фотографию улыбающейся фотомодели и попросите ученика закрасить ей несколько зубов черным фломастером (он это сделает с удовольствием). Обратите внимание, какой некрасивой и даже страшной (как у бабы Яги) стала улыбка на фотографии. Вывод прост: не будешь ухаживать за зубами, будешь иметь такую же улыбку, а значит-
Как поел, почисти зубки! Делайте так два раза в сутки.
Посещать стоматолога с профилактической целью необходимо минимум раз в полгода, при необходимости удалять зубной камень и снимать зубной налет. Если во время еды или чистки зубов появляется кровоточивость десен, необходимо немедленно обратиться к парадонтологу, использовать лечебные зубные пасты. Массировать десны.
Необходимо использовать мягкую зубную щетку с рабочей головкой до 25 мм, зубная щетка может использоваться в течение 2 месяцев, затем она изнашивается. Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей теплой воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубной пасты, зубного налета и намылить. Перед чисткой зубов мыло смывают. Хранить ее нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например, в стакане головкой кверху. Это заметно снижает число микробов в щетке. А щетинки сохраняют свою твердость и форму. Никогда не следует укладывать зубную щетку сразу после пользования в закрытый футляр.
Процесс разрушения зуба:
Зубной налет-это мягкий, невидимый слой, наподобие пленки. Чем бы мы ни питались, он образуется на зубах ежесуточно. Существование зубного налета является главной причиной кариеса. Этот налет содержит множество
стрептококк, бактерий и остатки пищи.
Минерализация зубного налета через 3-4 недели приводит к образованию зубного камня. Зубной камень можно удалить только с помощью стоматолога.
Наибольший вред приносит рафинированный сахар в процессе своего разложения. При взаимодействии находящихся в зубном налете бактерий с углеводами образуются кислоты, которые и вызывают разрушение зубов. Это можно изобразить наглядно:
1. бактерии + остатки пищи + слюна = НАЛЕТ
2. бактерии + очищенный углевод = КИСЛОТА
3. кислота + чувствительная поверхность зубов = РАЗРУШЕНИЕ
В число продуктов, содержащих рафинированный сахар и способствующих кариесу ( разрушению зубов) входят: газированная вода, искусственные фруктовые соки и шипучки, варенье, повидло, мороженое, консервированные фрукты в густом сиропе, конфеты, жевательные резинки с сахаром, орехи в сахаре, карамель, пирожные, каши с сахаром, сдобные булочки, сушеные фрукты, корзиночки, джем, желе.
Продукты, не вызывающие кариеса - «вкусные, но не очень сладкие»:
Зелень, морковь, огурцы, цветная капуста, дыни. Арбузы, апельсины, пшеничные крекеры, яблоки и земляные орехи. Каши из круп без добавления сахара, воздушные кукурузные хлопья без масла, фруктовые соки без сахара.
Пища и ее отдельные компоненты могут обладать противокариозным действием. Это, например, молочные продукты, растительная пища, чай и шоколад. Результаты научных исследований показали, что сыр обладает достаточно высоким противокариозным действием, а яблоки и экстракт черного чая стимулируют секрецию слюны, обладающей очищающими свойствами, таким образом снижая образование кариеса у лабораторных животных.
С помощью электрической зубной щетки налет удаляется намного эффективнее по сравнению с обычной щеткой. Также в качестве средств гигиены необходимо использовать зубные нити и зубочистки.
Вредные привычки, которые могут сформировать неправильный прикус:
-держание во рту разных предметов (палец, ручка);
-давление языком на губы. Прикусывание губ;
-сон на высокой подушке или с запрокинутой головой;
- неправильная осанка;
-дыхание через рот;
-нечеткое произношение звуков «р», «т», «л», «с».
Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.
Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.
Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.
Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.
Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.