Санитарный урок на тему: «Здоровые зубы».
Тема урока: Здоровые зубы.
Цели урока:
· Формирование стоматологической культуры учащихся, воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
· Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.
· Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
Задачи урока:
· Рассказать учащимся о строении зуба;
· показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, тест.
План урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление изученного материала.
Итог.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.
Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.
Просмотр презентации к уроку.
[Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.
Ребята, а у вас болели зубы?
[Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».
[Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?
Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).
После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.
[Слайд 5]. Строение зуба.
[Слайд 6]. Индивидуальная гигиена:
– это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.
[Слайд 7]. Правильная чистка зубов.
Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.
[Слайд 8]. Зубные пасты.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.
Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.
[Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:
1. эффективная гигиена полости рта;
2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
3. использование фторидов;
4. регулярное посещение стоматолога.
Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать.
Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.
Дома дети могут прочитать сказку «Как от меда у медведя зубы начали болеть».
Крепкие зубы – здоровью любы
Цель: настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к вопросам здоровья; закреплять умения правильно чистить зубы, полоскать рот после еды; соблюдать элементарные правила гигиены; прививать необходимые гигиенические навыки (в предупреждении возникновения и развития кариеса); подвести к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма; формировать навыки личной гигиены.
Подготовительный этап:чтение книг к. чуковскогого «федорино горе», «мойдодыр», «айболит». знакомство с книгами г. зайцева «уроки айболита», «уроки мойдодыра».
Словарная работа: гигиена, плотина, зубы (резцы, клыки, коренные), коронка, эмаль, дентин, пульпа, кариес, микробы.
Материал: маска бобра. Схема строения зуба. Рисунки заболевания зуба – кариес, виды зубов. 2 кроссворда – «кариес», «здоровье». Кассета с музыкой, звучанием пения птиц. Зубные щетки – для песни. Д/игра «Как правильно чистить зубы» (имитация).
Ход беседы
Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Крепкие зубы – здоровью любы». Цель нашей беседы: правильно научиться чистить зубы и соблюдать элементарные правила гигиены. Откуда же взялось слово гигиена?
У Мифического бога врачевания была дочь – богиня здоровья ГИГИЕЯ. По имени богини названа область медицины, которая изучает, как влияет на здоровье все, что окружает человека: воздух и вода, пища и одежда, условия труда и учебы, спорт и отдых – гигиена. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и отправиться на экскурсию в парк (включается кассета с музыкой пения птиц), идем по тропинке, соблюдаем все правила поведения на природе, прислушиваемся к пению птиц, располагаемся па бревнах, пеньках и медленно открываем глаза.
Послушайте сказку про Бобра. (имитация детей. Бобр – мальчик. Девочка Настя – девочка.)
Рассказчик. Жил-был в одном лесном пруду Бобр. Не то чтобы он был какой-то особенный. Наоборот, самый обыкновенный: рыженький, с жесткой шерсткой и сильными лапками. У него была замечательная плотина – крепкая, большая, с умом построенная. Не было крепче плотины в лесу. А все Бобер сам построил – своими лапками и зубами. Да-да, не удивляйтесь, именно зубами. Зубы у нашего бобра были здоровыми и крепкими. А как же иначе? Как тогда перегрызть гибкие ветки и толстые бревна для плотины? Наш Бобер все это отлично понимал, поэтому и ухаживал за своими зубами по всем правилам. За такие хорошие зубы и прозвали его Бобер-Суперзуб.
Обычно весь день у бобра расписан по минутам: и свою плотину надо держать в порядке, и друзьям-коллегам в строительстве помогать. Вот и сегодня утром рано встал наш бобер, умылся, почистил хорошо зубы, сделал зарядку и только собрался обойти свои владения, как вдруг услышал... плач.
Бобер. Кто может плакать в такое чудесное утро?
Рассказчик. на берегу сидела, пригорюнившись девочка Настя.
Бобер. Настя, что случилось?
Настя. Мама хочет меня к зубному врачу отвести, так, говорит, для профилактики. А я боюсь, вот и сбежала.
Бобер. Правильно говорит твоя мама. Лучше сходить к врачу заранее, посмотреть, все ли в порядке, чем бежать, когда уже зуб заболит. Ты зубы каждый день чистишь?
Настя. Нет, иногда хитрю.
Бобер. ай-ай-ай. (вздохнул.) надо что-то с тобой делать… (подумав немного, он продолжал).
Я знаю, что сегодня дети здесь проводят беседу о зубах, давай и мы к ним присоединимся, послушаем, примем участие в беседе (стучатся – заходят).
Здравствуйте, можно мы с Настей примем участие в вашей беседе? Видите ли, Настя боится идти к зубному врачу. Возможно, она изменит свое мнение.
Классный руководитель. Конечно, можно, проходите, садитесь, вот мы как раз говорили о том, что зубы – самые твердые части нашего организма. У взрослого человека 32 зуба, 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Они имеют разную форму и выполняют разную работу.
резцы. их 8 (по четыре зуба на каждой челюсти), они острые, служат для того, чтобы резать пищу (морковь, яблоко).
Клыки. их 4, они заостренные, помогают откусывать кусочки чего-нибудь твердого и вязкого (мясо).
Коренные зубы. толстенькие крепыши, помогают пережевывать пищу, перетирают.
– Посмотрите друг на друга и покажите (улыбнитесь), какие у вас передние резцы, они у всех разные по размеру.
Давайте рассмотрим на рисунке, как выглядит зуб изнутри. Белая часть зуба называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.