Тема № 6. Вывихи. Классификация. Клиника, лечение. Переломы костей. Классификация. Клиника. Первая помощь при закрытых переломах. Принципы лечения переломов.
Цель: Усвоение студентами информации:
- Определения понятия « вывихи»
- Классификация вывихов
- Клиника, лечение вывихов
- Определения понятия «переломы костей»
- Классификация переломов
- Первая помощь при закрытых переломах.
- Клиника, принципы лечения переломов
План лекции:
1. Определения понятия « вывихи»
2. Классификация вывихов
3. Клиника, лечение вывихов
4. Определения понятия «переломы костей»
5. Классификация переломов
6. Первая помощь при закрытых переломах.
7. Клиника, принципы лечения переломов
Тезисы лекции
Вывихи - смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу.
Классификация:
1. Полные.
2. Неполные (подвывих) - суставные поверхности сохраняют частичный контакт.
1. Приобретенные.
2. Врожденные.
Привычный вывих - при повреждении связочного аппарата и капсулы сустава. Привычный – более 1 раза в одном суставе.
Клиника:
1. Боль.
2. Вынужденное положение конечности, при котором боль наименьшая. При попытке изменить положение - конечность занимает прежнее положение – симптом пружинистой фиксации.
3.Ограничение объема или полная невозможность движений в суставе.
4. Деформация сустава.
5. Изменение длины конечности.
Диагностика:
1. Клиника.
2. Рентгенография сустава.
Лечение:
1. Вправление - под местной анестезией или наркозом. Методы Кохера, Джанелидзе, Гиппократа.
2. Фиксация (иммобилизация) конечности на 2-3 недели.
Оперативное вмешательство - при застарелых вывихах, при привычном вывихе.
Переломы - нарушение анатомической целостности костей.
Классификация:
По происхождению: 1.Врожденные – при внутриутробном развитии.
2.Приобретенные - переломы при родах и далее в последующие годы.
По причинам:
1. Травматические (при падении, ударе, компрессии, ротации, отрыве).
2. Патологические (при остеомиелите, опухолях, нарушении обмена веществ).
По состоянию кожных покровов и слизистых:
1. Закрытые - без повреждения кожи и слизистых.
2. Открытые - с повреждением кожных покровов и слизистых.
По полноте перелома:
1. Полные.
2. Неполные:
а)трещины;
б)поднадкостничные (у детей по типу "зеленой ветки").
По локализации:
1. Диафизарные.
2. Метафизарные.
3. Эпифизарные.
4. Внутрисуставные.
По линии перелома:
1. Поперечные.
2. Продольные.
3. Косые.
4. Винтообразные.
5. Оскольчатые.
6. Отрывные.
7. Вколоченные.
8. Компрессионные.
По смещениям:
1. Без смещения.
2. Со смещением а)по длине: с укорочением и удлинением конечности.
б)под углом: абдукционные - угол кнаружи
аддукционные - угол во внутрь
в)ротационные - по оси.
По сложности:
1. Простые.
2. Комбинированные (переломы нескольких костей).
3. Сочетанные (перелом с другой травмой: ожогом и др.).
Осложненные:
1. Кровотечение.
2. Травматический шок.
3. Повреждения головного и спинного мозга.
4. Повреждения внутренних органов.
Заживление:
1. Первичная гематома.
2. Первичная костная мозоль (4-6 недель).
3. Вторичная костная мозоль (5-6 недель).
Клиника:
Косвенные признаки: 1. Боль.
2. Припухлость, гематома.
3. Деформация.
4. Нарушение функции.
5. Изменение длины конечности (укорочение,
удлинение).
Достоверные признаки:
1. Ненормальная подвижность.
2. Крепитация (костный хруст).
Диагностика:
Рентгенография в 2-х проекциях.
Лечение:
При лечении переломов должны быть соблюдены 4 принципа:
1. Репозиция
2. Иммобилизация (фиксация)
3. Функциональное лечение
4. Стимуляция образования костной мозоли
Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)
Литература:
- Гостищев В.К. Общая хирургия. 2009 г.
- Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. 1988 г.
- Петров С.В. Общая хирургия. 2002 г.
- Кузин М.И., Костюченок Б.М. Раны и раневая инфекция. 1991 г.
Методические рекомендации
для практических занятий
Специальность: Стоматология
Дисциплина: Общая хирургия
Курс: 3
Составители: ППС кафедры
2012 г.
Обсуждены на заседании кафедры
Протокол №6 от «___ » января 2013г.
Зав. кафедрой, профессор ____________________ Нурмаков А.Ж.
1. Тема № 1: Ознакомление с клиникой. Методика обследования хирургических больных. Десмургия.
2. Цель занятия: Формирование знаний и умений по методике обследования хирургических больных, основам десмургии.
3. Задачи обучения:
3.1 Формировать знания:
· по структуре клиники
· по основным принципам работы хирургических отделений
· по методике обследования хирургических больных
· по десмургии.
3.2 Формировать коммуникативные компетенции:
· по эффективному взаимотношению с пациентами
· по общению с родственниками и близкими больного
· по эффективному сотрудничеству с сокурсниками, врачами и медицинским персоналом отделения
3.3 Формировать правовые компетенции:
· По нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной хирургической службе РК
· По профессиональным аспектам деятельности врача с объяснением его прав, обязанностей и ответственности на основании кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения (19.01.2011)
· По юридическим и медицинским аспектам установления диагноза, определения тактики лечения и оформления медицинской документации.
4. Основные вопросы темы:
1. Структура и основные принципы работы клиники. Организация хирургической помощи.
2. Определение понятия «этика и деонтология»
3. Понятие о методике обследования хирургических больных (положение больного, положение врача, опрос больного)
4. Понятие о физикальном исследовании
5. Понятие о десмургии, повязках и их видах
6. Основные варианты бинтовых повязок (циркулярная, спиральная, ползучая, крестообразная, колосовидная, черепашья, сходящаяся, возвращающаяся, косыночная).
7. Типы повязок на отдельные области и части тела ( на голову и шею, на грудную клетку и плечевой пояс, на область живота и таза, на верхнюю и нижнюю конечности).
5. Методы обучения и преподавания:
· Устный опрос
· Работа в малых группах, ролевые игры, кейс-стадии
· Работа с дидактическими материалами, решение тестовых и ситуационных задач
Литература
6.1. Основная:
1. Петров С.В. Общая хирургия: учебник и CD. – 3-е изд. – М., 2007. – 768 с.;
2. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник и CD. – 4-е изд. – М., 2006. – 832 с.;
6.2 Дополнительная:
1. Основные вопросы общей и неотложной хирургии: руководство/ пер. с англ. Под ред. В.С. Савельева, А.И.Кириенко. – М., 2008, - 500 с.
2. Клиническая хирургия. Национальное руководство + CD 3 томах/ под ред. В.С.Савельева, А.И.Кириенко. – М., 2008;
7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Тестовые задания:
1.Время работы хирургического отделения стационара:
1. 8.00-15.00
2. 8.00-18.00
3. 8.00-20.00
4. Круглосуточно
2. Какие кабинеты есть в хирургическом отделении:
1. Реанимационный кабинет
2. Перевязочный
3. Процедурный кабинет
4. Кабинет старшей сестры
5. Ординаторская
7. Что такое антисептика?
1. Комплекс мероприятий направленный на уничтожение микробов в ране
2. Комплекс мероприятий направленный на предупреждение попадания микробов в рану
8. Каким действием обладает ультразвук:
1. Разрушение тромбов
2. Изменение проницаемости оболочки микробной клетки
3. Кавитация
4. Расщепление молекул воды
5. Появление мутаций бактериальных клеток
9.При длительном применении антибиотиков, какие осложнения могут наступить:
1. Дисбактериоз.
2. Повышение АД.
3. Снижение слуха.
4. Аллергические реакции.
5. Тахикардия.
10. Для повышения неспецифической иммунологической защиты применяют:
1. Продигиозан
2. Стафилококковый анатоксин
3. Лизоцим
4. Бактериофаг
5. Левамизол
11. У больного анаэробная инфекция. Для обработки ран, какие применяют антисептические растворы:
1. Раствор перекиси водорода
2. Гидроперит
3. Борная кислота
4. Фурациллин
5. Йод
12. Положение бинтующего относительного больного при наложении повязки:
1. сзади больного
2. глядя в лицо больному
3. следуя за турами бинта
4. глядя на помощника
5. спереди от больного, наблюдая за реакцией больного и за наложением повязки
13. Требования, предъявляемые к мягкому перевязочному материалу:
1. гигроскопичность
2. эластичность
3. сохранение качества материала при его стерилизации
4. раздражающее действие на ткани
5. капиллярность
14. Если туры не перекрывают друг друга, то повязка называется:
1. ползучая
2. спиральная
черепашья
3. крестообразная
4. циркулярная
15. Черепашья повязка может быть:
1. сходящаяся
2. расходящаяся
3. возвращающаяся
4. ползучая
16. Женщина с 10-летним мальчиком обратилась к Вам в связи с тем, что ребенка беспокоят боли в правом локтевом суставе. Мальчику 6час назад в амбулатории на инфицированную ссадину локтевого сустава после ее обработки была наложена повязка. При осмотре определяются легкая синюшность правого предплечья и кисти, выбухание подкожных вен, даже при поднятии руки кверху. Что случилось? Как помочь ребенку?